Одним из наиболее значимых событий АЛЯ Иркутского университета путей сообщения стало открытие учебно-экспериментального полигона. Студенты на практических занятиях работают с "железом": учатся определять состояние материалов, узлов и деталей подвижного состава, верхнего строения пути, средств сигнализации и связи. Здесь же они могут исследовать "поведение объекта" в научных целях.
- Это фактически мини-депо, где стоят в разрезах тележки вагонов и локомотивов, где возможно установить диагностическую аппаратуру и проверить состояние колес, рельсов. И студенты реально определяют дефекты, - рассказывает первый проректор университета Михаил Клоков. - Вы видите, как компактно между учебными корпусами мы разместили и цистерну, и пассажирский вагон. Так совпало, что к открытию в Иркутске Байкальского экономического форума железнодорожники доставили сюда локомотив. Действуют контактная сеть, оборудование электрической централизации. Уж не говорю о лабораториях, где присутствует вся напольная и светофорная автоматика. Есть шикарная лаборатория для связистов с современным оборудованием, которое сегодня устанавливается на дороге.
Ранее вузовская наука во многом развивалась с помощью исследований только на действующей железнодорожной линии. Сегодня в университете есть достаточно серьезная научно-исследовательская база. Так, создана сетевая лаборатория информационных систем, где любой вид сети можно собрать, как детский конструктор. Есть в вузе и лаборатория трибологии, она оснащена уникальным оборудованием, позволяющим изучать износ металлических изделий.
Известно, что проблема взаимодействия колеса и рельса существует столько времени, сколько существует железная дорога. Изменяются скорости и коэффициенты сцепления в зависимости от твердости металла у рельса или колеса. Если взять развернутую длину железнодорожных путей в России - 120 тысяч километров - и представить сумму затрат на замену рельс или обточку колес, то понятно, насколько важны поиски ученых в этом направлении. Причем иркутяне ведут исследования совместно со специалистами Восточно-Сибирской, Забайкальской и Красноярской дорог, решают и множество других научно-исследовательских задач.
Так, кафедры "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог", а также "Мосты и тоннели", участвовали в комплексном обследовании Северо-Муйского тоннеля. Именно иркутскими учеными установлено, почему произошло отслоение шпал от железобетонного основания, установлены пустоты, сейчас вырабатываются эффективные меры для их устранения.
Высшая школа и производство взаимосвязаны и взаимозависимы. Вот почему к выпускникам ИрГУПСа предъявляются жесткие требования, которые определены мерками мировых стандартов: высочайший профессионализм, дисциплина, ответственность. Им предстоит обеспечивать возрастающие транспортные запросы экономики гигантского встающего на ноги региона, осваивать природно-промышленный потенциал Восточной Сибири и расширять возможности железной дороги. - У нас достаточно высокий процент оснащения компьютерами, -продолжает разговор Владимир Покадский, проректор по информатизации. - Полторы тысячи машин в "сетке", оборудованы 33 компьютерных класса. Техникой насытились, теперь должны насытиться программным обеспечением. В мире давно практикуется дистанционное обучение. Оно менее затратное. Развиваем это направление и у нас. Используем для дистанционного обучения железнодорожную сеть передачи данных. Уже не первый год эту технологию создаем. На ВДНХ за свои разработки получили медаль.
Сама технология обучения нами отработана. Вторая задача - наполнить базу данных по различным курсам. Нынешним летом мы уже подготовили некоторые программные документы. Впрочем, это только начало, впереди еще очень много работы. А то, что уже имеем, будем внедрять и в учебный процесс, и в сферу управления вузом. Например, уже опробовали систему "Сессия". Сегодня студент сдал зачет или экзамен, а завтра результат уже в сети: родители, имеющие к ней доступ на работе, знают об успехах детей. И когда абитуриенты сдавали документы, эти данные сразу помещали в сеть. В любой точке мира можно было узнать, кто поступает и как сдает экзамены.
Более четырех тысяч абитуриентов попытали счастья на вступительных экзаменах в ИрГУПС нынешним летом - в среднем четверо желающих на одно место. Впрочем, на популярные экономические специальности, на бухучет и на управление персоналом конкурс достигал 15, 5 человека. По шесть человек претендовали на специальности, связанные с информационными технологиями. Традиционные железнодорожные факультеты тоже привлекли немало желающих получить высшее отраслевое образование - около трех человек на место. Здесь конкурс стабильный уже несколько лет.
Практически все новые специальности открывались с учетом нужд отрасли. Вместе с тем некоторые специальности учитывают и конъюнктуру региона: на рынке образовательных услуг университет находит свою нишу с прицелом на перспективу решения кадровых проблем для широкого круга предприятий и организаций Восточной Сибири и Забайкалья.
Например, в регионе никто, кроме ИрГУПСа, не готовит специалистов-мостовиков. А нужда в них большая. На ВСЖД около четырех тысяч мостов, в Иркутской области еще пять тысяч мостов, и все они требуют квалифицированного обслуживания. Такая же ситуация в соседних областях. В этом году открыли специальность "Таможенное дело", чтобы готовить специалистов для всего региона. А вот еще одна новинка - "Технология машиностроения" - больше понадобится именно для железнодорожных предприятий: Нижнеудинскому депо по ремонту цистерн и Улан-Удэнскому локомотивовагоноремонтному заводу. Но, по большому счету, такие специалисты-технологи могут быть востребованы и в других отраслях.
- Университет по существу является современным региональным научно-образовательным центром, стоящим у истоков формирования новой концепции экономического развития региона и взаимодействия отрасли с регионом, - завершает наш разговор ректор ИрГУПСа Андрей Хоменко. - У нас наметилось хорошее взаимопонимание со структурами исполнительной власти, которые ориентируют концепцию развития региональной экономики на наукоемкие технологии, увеличение вклада вузов, и нашего в том числе, в ускоренное становление экономики. Учебно-производственный полигон будет способствовать качественной подготовке специалистов, нужных отрасли и региону.
Иркутск.
***
Выпускникам ИрГУПСа предстоит обеспечивать возрастающие транспортные запросы экономики гигантского встающего на ноги региона, осваивать природно-промышленный потенциал Восточной Сибири и расширять возможности железной дороги.