Они снова собрались вместе - выпускники группы подготовки зарубежных представителей Аэрофлота
Всем нам приходилось бывать на встречах выпускников - в родной школе, институте. Знакомая атмосфера: "А помнишь?.. Бывало... Ты-то как?.." По большому счету, это всегда главным образом встреча с прошлым. Жизнь разбрасывает членов некогда единого учебного коллектива по всей стране - а то и миру, - по разным кругам общения. Кто-то сделал крутую карьеру, кто-то вообще работает не по специальности, указанной в дипломе... И, как правило, выпускники практически ничего не знают друг о друге от одной подобной встречи до другой.
В зале шереметьевской гостиницы "Новотель" в этот погожий осенний вечер все было по-другому. Собравшиеся здесь энергичные, подтянутые мужчины встречаются довольно часто и отнюдь не только по юбилейным поводам. Их объединяет сфера деловых интересов: гражданская авиация России, перспективы ее развития, укрепление международного авторитета российских авиаперевозчиков. А когда к собравшимся присоединился руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Николай Владимирович Шипиль, стало ясно: здесь находятся те, кого принято называть профессиональной элитой.
Но юбилейная дата, тем не менее, имела место: 20 лет назад все они окончили курсы подготовки загранпредставителей единственного в СССР национального авиаперевозчика - Аэрофлота. Учеба таких специалистов велась на факультете подготовки командно-руководящих кадров Государственной Академии гражданской авиации в Санкт-Петербурге - тогдашнем Ленинграде.
Становление службы загранпредставительств Аэрофлота было неразрывно связано с конкретными этапами развития международных линий и соответствующими им организационными формами. В июле 1964 года было образовано общесоюзное Министерство гражданской авиации. В числе главных задач на министерство возлагалось и укомплектование представительств советской ГА за рубежом хорошо подготовленными, высококвалифицированными кадрами. В том же 1964 году было организовано Транспортное управление международных воздушных линий ГВФ как самостоятельное хозрасчетное авиапредприятие. На управление возлагалась летно-техническая и коммерческая эксплуатация международных авиалиний. Представительства Аэрофлота также перешли в это управление. На первый план выдвинулась организация новой структуры загранпредставительств с коммерческой ориентацией. Вводится практика обязательного обучения на курсах загранпредставителей при ВАУ ГА для лиц с летным и инженерным образованием. То есть ставилась задача подготовки специалистов, имеющих, так сказать, полный набор знаний, обладающих талантом руководителя, управленца и к тому же способных в любых ситуациях - и в общении с иностранными пассажирами, и на дипломатическом приеме - продемонстрировать лучшие черты русского, советского человека.
Как вспоминает председатель Клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации Иван Федотович Васин, вначале при Академии ГА действовали трех-, а затем шестимесячные курсы подготовки работников загранпредставительств. Но требования усложнялись, и программа стала годичной. Слушателями курсов становились отнюдь не новички в гражданской авиации, а состоявшиеся специалисты, имеющие высшее образование и солидный опыт работы в различных службах ГА.
Группа, выпускники которой собрались на этот раз в Шереметьево, была не первой, выпущенной факультетом подготовки командно-руководящих кадров Академии ГА. Но она была особенной. В те предперестроечные годы уже дала трещину привычная практика партийно-советских разнарядок: один слушатель - от Якутии, два - от Киргизии, три - от Украины и т. д. Группа 1983-1984 учебного года впервые набиралась исключительно по деловым качествам, знаниям, опыту работы в авиации. И хотя процедура отбора от начала до конца курировалась и партийными, и спецорганами, во главу угла ставилась именно "профпригодность".
Вспоминает староста группы Юрий Федорович Киргизов:
- После окончания Куйбышевского авиационного института я работал в Челябинске. Уже и опыт немалый имел - все-таки главный инженер авиационной базы. Но перспектива учебы на курсах очень привлекала. Не остановила даже необходимость пройти жесточайший отбор среди кандидатов - конкурс, как в МГИМО. "Просеивание" было многоступенчатым, последний этап - собеседование у самого Министра гражданской авиации! До сих пор помню свое волнение: я, челябинский инженер, в кабинете Бориса Павловича Бугаева. После собеседования мне сказали: "Ждите. Если вас зачислят - придет вызов".
"Промывка породы" дала результат. В группе из 37 человек (кстати, впервые было принято такое большое число слушателей) собрались представители большинства авиационных специальностей: гражданские и военные летчики, двигателисты, экплуатационники, работники служб пассажирских и грузовых перевозок, аэродромного обслуживания и т. д. Началась напряженная учеба. Одной только языковой подготовки (помимо обязательного английского - другие европейские языки) - почти тысяча учебных часов. Экономические и политические дисциплины, представительские функции, занятия по протоколу... Интеллектуальная "начинка" полпреда Аэрофлота за рубежом должна вызывать уважение!
Как сказал один из участников встречи, учеба в Академии стала более знаковой и значительной, чем учеба в базовом институте. Она дала слушателям курсов потенциал для серьезного карьерного роста (в советские времена он назывался "кадровым"). И как показало будущее - они этот потенциал использовали. Среди выпускников 1984 года - руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Николай Шипиль, начальник управления персонала и административно-организационной работы ФАВТ Александр Гордиенко, заместитель руководителя ФАВТ Геннадий Чернов, ответственные работники авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии" Владимир Гурьев и Сергей Евсеенко, глава генерального представительства Аэрофлота во Франции Евгений Мухин. Михаил Рубан работает во Франкфурте в Международной организации представителей авиакомпаний SITA, Александр Корчагин - в представительстве Аэрофлота в Женеве, Вячеслав Барыкин - в Мадриде. Список можно продолжать и продолжать.
Главное - никто, ни единый человек, не ушел из авиации! А ведь им пришлось представлять отечественную гражданскую авиацию в различных регионах мира в неимоверно тяжелых условиях 90-х годов, когда не только рушились целые структуры, менялись экономические и политические приоритеты - умирала привычная идеология, привычный порядок вещей. По авиации этот шквал ударил, пожалуй, больнее всего - до сих пор мы видим последствия. Но члены "группы особого назначения", как называли их в Академии, твердо знали: какая бы ни была идеология, люди летали, летают и будут летать! И в крупнейших аэропортах мира самолеты под флагом Аэрофлота должны встречать представители авиакомпании за рубежом.
- А каким было распределение (если можно так сказать) после окончания курсов? - спрашиваю Евгения Алексеевича Мухина.
- Да по-разному. Вообще-то, конечно, полагалась должность помощника представителя, чтоб опыта набраться. А меня вот сразу руководить нашим представительством в Марселе направили. Странами назначения выпускников были Сирия и Япония, Швейцария и Германия, США и Канада... После Марселя я работал в Женеве, потом была Венеция, теперь вот Париж. К английскому и французскому добавил и знание итальянского. Работа в загранпредставительстве - не туристическая поездка за государственный счет. Посменно, круглые сутки дежурят в аэропортах десятков стран мира уполномоченные работники Аэрофлота. Для пассажиров они - олицетворение частички государственной власти, призванной помочь, защитить, урегулировать сложную ситуацию. А еще взаимодействие с экипажами, вопросы проведения технического обслуживания самолетов. И тонкости авиационной дипломатии - тут ведь тоже свой протокол.
Не все выпускники 84-го года до сих пор работают в зарубежных представительствах. Но все они, на любом посту, отдают свои силы, опыт и знания для развития отечественной гражданской авиации. В этой связи Иван Федотович Васин, "красный профессор", как его называли 20 лет назад слушатели курсов, сказал:
- Вы пока еще не можете быть членами нашего клуба ветеранов - возраст не позволяет, но вполне можете создать свой клуб "Опыт" и научить молодых, как надо работать. Выпускники вашей группы на деле подтвердили простую, в общем-то, мысль: лучшие кадры для авиации можно вырастить только в самой авиации. Поэтому вызывает резкие возражения обсуждаемая в верхах реформа, согласно которой систему подготовки авиационных специалистов - профильные высшие и среднетехнические учебные заведения - предлагается переподчинить общефедеральному департаменту образования. Это ведь все равно, что перевести в этот департамент военные училища! Во всем мире специалисты гражданской авиации готовятся в самой структуре ГА.
Встреча двадцать лет спустя - из серии тех, что "без галстуков" (хотя, надо сказать, галстуки у всех участников присутствовали, причем, самые модные). А посему никаких президиумов и докладов не предусматривалось. Атмосфера - самая дружеская, воспоминания - веселые, рассказы о житье-бытье авиаторов-международников - забавные, взаимные приветы жене и детям - самые искренние. Была и грустная минута, когда по предложению Николая Владимировича Шипиля помянули тех, кого уж нет с нами: увы, "группа особого назначения" потеряла уже семерых... Зачитали телеграммы от тех выпускников-коллег, кто не смог приехать.
Как и полагается в кругу друзей, добрым воспоминаниям, рассказам о забавных случаях из своей практики работы загранпредставителями - несть числа. О "даме с собачкой" рассказывает Евгений Мухин:
- Из Пекина в Париж самолетом Аэрофлота прилетела весьма респектабельная пожилая француженка. Прилететь-то прилетела, а ступить на родную землю ей не позволяют. Из-за того, что находящаяся при ней собачка совершила воздушный перелет без каких-либо ветеринарных документов. Работники Аэрофлота в Пекине "пожалели" старушку и пустили собачку в самолет "просто так". А в Париже четвероногую пассажирку ждал сорокапятидневный карантин с оплатой из кошелька хозяйки по 45 долларов за день. Пришлось отправлять даму вместе с собачкой обратно в Пекин по льготному тарифу, чтобы оттуда они снова прилетели во Францию, но уже с соблюдением всех строгих авиационных правил.
А вот "байка от Васина" - Иван Федотович рассказал о забавной стороне одного весьма серьезного политического события:
- В некоей дружественной африканской стране случился государственный переворот. Президент убит, в президентском дворце сидит новый руководитель страны. Надо идти, представляться от имени Аэрофлота. Дворец роскошный, все двери позолоченные. Наконец мы предстали перед последними - в кабинет президента. Позолота прошита дырками от пуль. В кабинете восседает очередной "сержант удачи". Между колен - "Калашников", на столе - пистолет, по четырем углам - до зубов вооруженные охранники. Обстановочка! Однако мы, как ни в чем не бывало, начинаем разговор о вечной дружбе между народами двух наших стран, дарим господину президенту сувениры - матрешку, самоварчик, коньячок и прочее... Политика - она и в Африке политика!
О таких вот "случаях из жизни" в семьях авиаторов-международников (как, впрочем, и всех авиаторов) наслышаны немало. И как в любой интересной профессии, здесь много семейных династий. Например, дед Алексея - сына Александра Корчагина - на "фанере" взлетал с Ходынки, более 30 лет летал в разных уголках Союза. Сам Александр Серафимович - тоже в прошлом летчик, затем инженер, вот уже много лет работает в загранпредставительствах. Не удивительно, что авиационные традиции семьи продолжил и Алексей - он работает в представительстве Аэрофлота в Сеуле.
Такие традиции - семейные, профессиональные - можно только приветствовать. И поднять бокалы: за отцов, за друзей-товарищей, за достойное молодое пополнение рядов российских авиаторов!