Губернаторы ищут механизмы ускорения экономического развития
Опыт успешного реформирования промышленности в регионах сегодня востребован как никогда. Губернаторы, главы администраций, руководители экономических департаментов в субъектах федерации прикладывают значительные усилия для оживления региональной промышленности. Уже есть немало примеров успешной реструктуризации предприятий, которые обеспечили многократный рост прибыли и, соответственно, поступлений в местные бюджеты. 17 ноября в Совете Федерации будет проводиться конференция "Увеличение валового регионального продукта субъектов РФ: проблемы, пути и опыт решения". О предстоящем мероприятии читателям "ПЕ" рассказывает один из ее организаторов - генеральный директор по развитию ЗАО "Консалтинговая группа "РОЭЛ Консалтинг" Василий Тренев.
- Василий Николаевич, в чем сегодня вы видите основную "болезнь" регионов?
- Условия жизни в каждом регионе напрямую зависят от местной экономической или промышленной политики. В одной области промышленность "лежит на боку": предприятия не приносят прибыль и не могут обеспечить работникам достойной зарплаты. А в соседнем регионе уже проведена реструктуризация предприятий, на месте убыточных создаются прибыльные, растут занятость и зарплата. И жители прекрасно видят различия.
Но очень часто у руководства предприятий, да и местных администраций, вообще нет долгосрочной стратегии по реформированию и "оживлению" региональной промышленности. На мой взгляд, в отсутствии стратегии и заключена главная проблема. К тому же иногда влиятельные группы не заинтересованы в финансовой прозрачности потенциально прибыльных предприятий. Проблемные же предприятия, как правило, нуждаются в принципиально новой системе управления, в концентрации всех финансовых потоков, в пересмотре стратегии сбыта и вообще - в оптимизации всех бизнес-процессов. В то же время проблемы занятости, инвестиций, местных налогов, коммунальной инфраструктуры наиболее эффективно решаются во взаимодействии с местной властью. Но для взаимодействия необходимо достичь общего понимания того, что реализуемая стратегия реформ - это "правильное лекарство".
- Что ожидает участников конференции ?
- Сначала несколько слов об особенностях предстоящего мероприятия. Его цель - изучить опыт и конкретные механизмы ускорения экономического развития регионов, а также выработать рекомендации для практического решения задачи об увеличении валового регионального продукта, причем с учетом того, что решать задачу придется в сжатые сроки.
По результатам работы планируется принять рекомендации о реализации региональных программ по повышению темпов экономического роста, а также создать рабочую группу Совета Федерации по координации реализации одобренных на конференции предложений. Кроме того, будет составлен список регионов - потенциальных участников "пилотных" проектов по внедрению механизмов повышения темпов экономического роста.
Важная особенность предстоящего мероприятия - это организация площадки для открытого обсуждения на уровне руководителей регионов в режиме "круглого стола" таких важнейших проблем, как повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности регионов, механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов власти с предприятиями и формы государственной поддержки, а также пути ускорения развития высокотехнологичных отраслей, импортозамещение и рост экспорта, вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП.
- Уже известно, опыт каких предприятий и регионов выносится на обсуждение?
- В регионах есть десятки успешных проектов реформирования как отдельных предприятий, так и создания прибыльных "производственных цепочек". Например, вертикально интегрированные предприятия, занятые переработкой древесины, начиная от заготовки леса и до выпуска мебели и высокотехнологичных строительных конструкций.
В качестве одного из успешных проектов будет рассматриваться опыт создания российского электротехнического концерна "Русэлпром" (Сафоновский электромашиностроительный завод, Владимирский электромоторный завод, ОАО "Привод", Электротехническую корпорацию, НИПТИЭМ). Благодаря оптимизации системы управления, совокупный годовой оборот концерна увеличился в десятки раз.
Для достижения прибыльности на "Сафоновском электромашиностроительном заводе" специалисты "РОЭЛ Консалтинг" предложили изменить финансовую схему, систему маркетинга, организовать по-новому управление персоналом, оптимизировать бизнес-процессы в производственной и коммерческой деятельности. Комплекс разработанных мероприятий уже к концу 2003 года позволил поднять почти в два раза объем продаж, значительно повысив эффективность управления объединением.
Показателен пример эффективности реформирования ОАО "Владимирский электромоторный завод" (ВЭМЗ - один из крупнейших отечественных производителей асинхронных электродвигателей). В 2003 году в условиях ужесточения конкуренции резко снизились показатели доходности от основной деятельности. Развитие завода фактически приостановилось. Одновременно ухудшилось финансовое положение предприятия, значительно выросла задолженность по банковским кредитам. В результате сокращения темпов роста зарплаты сотрудников начался массовый отток высококвалифицированных рабочих. В этой ситуации руководство ВЭМЗ приняло решение об интеграции предприятия в электротехнический концерн "Русэлпром". После этого "РОЭЛ Консалтинг" разработал и реализовал программу реструктуризации завода. В рамках проекта крупные производства - инструментальное, изготовление комплектующих, цветное и черное литье, сборочное производство - были выделены в юридические лица. Таким образом, была создана группа предприятий ВЭМЗ, перед которой стояла задача снизить издержки. Для достижения этой цели была введена жесткая финансовая дисциплина. Основные же управленческие усилия были сосредоточены на продвижении товаров группы на рынок и на развитии основного производства - сборки готовой продукции. В ходе реализации программы за год прирост среднемесячного объема продаж основной продукции завода составил 20%. Средняя зарплата работников завода превысила среднеотраслевой уровень, благодаря чему удалось приостановить отток квалифицированных кадров. Кроме того, реструктуризация позволила повысить "прозрачность" основного бизнеса у всех предприятий группы.
- Планируется ли на конференции обсуждать методы реформирования не только предприятий, но и экономики регионов в целом ?
- Обсуждаться будут реформы и отдельных предприятий, и региональных экономик. Нужно понимать, что без опоры на реструктуризацию конкретных предприятий региональные программы окажутся пустым теоретизированием. Поэтому все обсуждаемые планы реформ в регионах учитывают особенности местной экономики и непосредственно связаны с реструктуризацией крупнейших предприятий. На конференции планируется рассмотреть программы реформирования Воронежской, Владимирской, Липецкой, Нижегородской, Курской области, Башкортостана, Чувашии и др.
Так, пилотная часть программы реформирования предприятий Владимирской области предусматривала реструктуризацию 15 средних промышленных предприятий. Причем под реструктуризацией в этом проекте понимается не только разделение предприятия на самостоятельно хозяйствующие субъекты, но и изменения его внутренней структуры для упорядочения функций действующих подразделений. В рамках проекта реструктуризации аккумулированные ресурсы областной администрации (передача объектов жилищно-коммунальной сферы, реструктуризация долгов, налоговые льготы, денежные средства) обмениваются на обязательства предприятия улучшить свою деятельность, закрепленные соответствующими договорами и гарантиями. В рамках таких соглашений были, например, реформированы ОАО "Гусевский хрустальный завод", ОАО "Владимирский электромоторный завод", ОАО "Судогодское стекловолокно", ОАО "Камешковтекстиль" и др. Реформирование на предприятиях проводилось в комплексе и по основным направлениям: постановка службы маркетинга и сбыта, разработка системы финансового планирования и управления финансами, внедрение системы управления себестоимостью и ассортиментом, построение новой структуры управления предприятием, управление и мотивация персонала, повышение управленческого потенциала. Уже в процессе реформирования заметно повышается рентабельность предприятия (на 10-20% на первой стадии реформирования через 1-2 квартала и еще на 20-40% на второй стадии через 3-4 квартала). На последующих этапах предприятия становятся инвестиционно привлекательным и для сторонних инвесторов.