Неисповедимы пути, ведущие к профессиональной карьере. И базовое образование, полученное в вузе, - далеко не всегда первая ступенька на этой лестнице.
Кого из своих бывших однокурсников могу назвать я сегодня добрым словом - коллега? Да почитай, что и некого. Одна подруга трудится дизайнером интерьеров, другая чудесным образом превратилась в инструктора по аэробике, третья, самая удачливая, открыла магазин тканей. Разбрелись кто куда и остальные. Что касается замечательного умения отличать зарисовку от репортажа, - никому из милых дам навык сей полезный до сих пор не пригодился. Разве что, кокетничая, обмолвилась та или другая где-нибудь на светском рауте: дескать, дама я не простая, образование у меня творческое, так что прошу с почтением-с. Да и действительно, не из простых задачка - определить по месту работы и занимаемой должности человека его профильное образование. В нашей стране великих возможностей вполне рядовым считается явление, когда выпускник кулинарного училища ведет программу на телевидении, бывший пилот вертолетного полка возглавляет компьютерную фирму, а физик-атомщик вполне успешно занимается "черным" пиаром. Буквально на днях, ожидая своей очереди в "Салоне красоты", стала свидетельницей прелюбопытнейшего разговора дамского мастера со своей клиенткой. Раздосадованная молодая женщина упрекнула парикмахера в том, что модная дорогая стрижка в ее исполнении получилась явно неудачной. На что та с апломбом возразила своей клиентке, что закончила не какое-нибудь сомнительное заведение, а мехмат НГУ. "Ну а парикмахерскому искусству вы где-нибудь обучались?" - очень хотелось спросить мне интеллектуально развитую представительницу модного салона, но, глядя на воинственный настрой "мастера", честно говоря, не отважилась. Да и без вопросов было понятно, что отсутствие специального парикмахерского образования выпускница мехмата отнюдь не считает помехой на своем карьерном пути.
Интересные данные были опубликованы год назад в журнале "Социст". Ученые-социологи Самарского университета провели анкетирование среди студентов выпускных курсов. В опросе приняли участие представители пяти наиболее популярных в городе вузов. Результаты этого исследования показали, что две трети опрошенных выпускников не только не самоопределились профессионально, но и имеют весьма размытые представления о своем светлом будущем. И если представители стандартных специальностей, имеющие прикладное значение и ориентированные на требования рынка (экономисты, журналисты, программисты, социологи), на поставленные вопросы ответили более-менее вразумительно, то ситуация в так называемой "академической" среде - у физиков, химиков, биологов и пр. интеллектуальной элиты - выглядела совсем печально и, надо сказать, заставляла усомниться в деловом подходе молодых и "прагматичных" к обучению. "Двигать отечественную науку" последние по вполне понятным причинам не собираются, а какому делу отдать свой ум и сердце на пороге новой трудовой жизни - еще не решили. А ведь речь идет не о зеленой молодежи, а о практически готовых специалистах, которых ждут в производственной, строительной, финансовой, образовательной и других сферах деятельности.
По нынешним временам отсутствие профильного образования в глазах работодателя действительно грех небольшой. Лишь опыт - "сын ошибок трудных" - имеет какое-то значение при устройстве на работу и стоит куда дороже диплома самого престижного вуза.
- Весьма популярным стало в последнее время такое образное выражение, как "черствые корочки". С обладателями таковых по долгу службы приходится сталкиваться постоянно.Претендует человек с аттестатом Минфина на должность главного бухгалтера, а работать может только с первичными документами. Поставить перед подчиненными бизнес-задачу соответствующего уровня, суметь творчески подойти к решению нестандартных ситуаций, с которыми в условиях меняющегося законодательства приходится сталкиваться постоянно, вовремя сориентироваться, проявить инициативу - этому в "брендовом" вузе специалиста не научили, - говорит директор региональной компании "Трейд-Сток" Аркадий Толоконников. - И понятно, что предпочтение мы отдадим человеку, который такие задачи уже решал, хотя за плечами у него всего-навсего бухгалтерские курсы и... театральное училище. Чтобы стать новым Ходорковским, не обязательно заканчивать "брендовый" вуз. Карьера человека зависит прежде всего от личности, а не от его "корочек".
В последнее время в системе высшей школы наблюдается и другая интересная тенденция, которую отмечают социологи. Едва получив диплом об окончании одного вуза, молодой человек тут же подумывает о втором, а то и третьем образовании. Подобная тяга к знаниям сама по себе, конечно, заслуживает всяческого уважения: на то они и молодые годы, чтобы учиться. Но имеется здесь одно "но". В том случае, когда "второе высшее" получает человек взрослый, сложившийся, его выбор, как правило, профессионально мотивирован. Имея за плечами практический опыт работы, человек желает получить теоретическую подпитку и поднять профессиональную планку или добиться большего успеха в своем деле. То же психологическое образование многие руководители крупных компаний расценивают сегодня как средство более эффективного управления персоналом. А вот что касается молодежи, в этом случае осознанный выбор - опять-таки явление нечастое. И в основе его нередко лежит банальная растерянность перед лицом взрослой трудовой жизни. Как с гордостью признался недавно мой коллега, в этом году его дочь получила диплом по специальности "социальный педагог". Однако в роли этого самого "педагога", надо сказать, профессии весьма востребованной на рынке труда, милая особа себя никогда не представляла, поэтому будет получать второе образование - юридическое, т. е. пять лет в университете она провела, не в обиду ей будет сказано, просто так, "на всякий случай". В юристы девушка "пойдет" на коммерческой основе, и здесь меня несколько удивила позиция родителей, готовых выложить солидные деньги опять-таки за престижное образование, но отнюдь не за конкретную профессию.
- Бессмысленно заканчивать один вуз и сразу штурмовать другой, - считает ведущий специалист альтернативного кадрового центра "Престиж" "Светлана Пустовалова. - Вы получили высшее образование, наработали определенный опыт, поняли, в какой области у вас "пробелы", и только после этого отправились эти знания получать. На собеседованиях соискатели часто задают вопрос: "А нужно ли мне MBA?". Да нет же. Ты сначала пять лет в бизнесе отработай, пойми, что конкретно хочешь, каких знаний тебе не хватает, а потом можно и вновь на студенческую скамью, только уже в новом качестве. Сейчас даже преподаватели вузов настаивают на том, чтобы как можно раньше студенты начали нарабатывать опыт, и лучше не официантами в пиццерии. Тот же факультет мехмата - это, прежде всего, системное мышление. Не желаете в науку - можно идти в маркетинг, на любую должность в области продаж и запросто дорасти до коммерческого директора. Специалисты с системным мышлением востребованы и в таком активно развивающемся бизнесе, как консалтинг. Главное, как это ни парадоксально звучит, не полагаться на мудрость системы вузовского образования и не потреблять бездумно все, чем потчуют вас на лекциях и семинарах, а четко определить направление профессионального движения и, сформировав свою учебную программу, начать движение вперед.
Замечательно, конечно, когда выбранный курс соответствует базовому образованию. Однако, как надеются специалисты сферы занятости, в недалеком будущем профессиональный мир обязательно изменится к "лучшему", а значит, повысятся в цене и соответствующие профессиональные знания.