Бологовский узел

Раздумья накануне профессионального праздника железнодорожников

Любой профессиональный праздник, и День железнодорожника в том числе, - это повод подвести итоги, наметить перспективу и, наконец, просто достойно и со смыслом отдохнуть. Но не только. Это еще и хорошая возможность взглянуть на самих себя со стороны, "сверить свои часы": через координаты времени и мнений об этом празднике других людей, которые в будни или в выходные (это как сменный график позволит) идут на магистраль работать...

Вчера

Когда сам я был мальчишкой, мой отец - машинист мотовоза, в праздник железнодорожника тщательно брился, с утра принаряжался в парадный френч со стоячим воротничком, на манер военного, и ходил по дому "гоголем".

- Смотрите, сыны! Какой наш батя красивый! - приговаривала мать.

Шли в этот день, по традиции семьями, на гулянья в Березовую рощу или в Медведевский клуб (его теперь уже нет). И нас, мальчишек, по такому случаю принаряжали в парадную одежду. Мы смотрели и слушали выступления самодеятельных артистов прямо в роще, на импровизированной сцене, наблюдали гонки моторных лодок по озерной глади, отчаянно хлопали в ладоши, ели мороженое и были по-мальчишески счастливы. Взрослые вели себя почти чинно, во всяком случае, пьяных среди массы отдыхающих я что-то не припомню. Ходили среди гуляющих и дружинники с повязками, руководители подразделений узла.

Вечером собирались все близкие за общим праздничным столом...

Жили железнодорожники в достатке, особенно машинисты и их помощники. К примеру, машинист паровоза в 1930-е годы получал зарплату, на которую мог купить 15 коров. Как правило, их жены, которых звали в народе "машинистихи", не работали, а вели домашнее хозяйство. Именно в ту пору выросли в Бологом целые улицы аккуратных белых домиков паровозников.

В общем-то, сам город Бологое появился и вырос благодаря "железке". Крупный железнодорожный узел на пять направлений: Москва, Ленинград, Полоцк, Псков и Сонково - своим географическим положением был как бы "приговорен" к этой важной роли стратегического узла. По сути, вся центральная часть Бологого до стоматологической поликлиники была построена усилиями и на средства железнодорожников. Это железнодорожное училище N 1 (теперь ТУ N 7), Дом культуры железнодорожников, детские садики и ясли, административные здания локомотивного и вагонного депо, Сетевого района энергоучастка в Медведево, дистанции сигнализации и связи, дистанции пути, станции Бологое, жилые многоэтажки и многое другое.

Славную страницу в историю вписали железнодорожники в годы Великой Отечественной войны. Узел жил, выживал, трудился в сложнейших условиях, под чудовищными налетами бомбардировщиков. Когда огонь, земля, шпалы, рельсы, провода и кирпичи смешивались вместе в эпицентрах взрывов, люди продолжали выполнять свой трудовой долг. Порой раненые, забыв про себя и про свои болячки, подобно нашей землячке - помощнику машиниста паровоза Софье Шваренко, выводили составы, груженные снарядами, из-под огня, рискуя жизнью. За этот свой подвиг Софья Шваренко была награждена боевым орденом Красной Звезды. Сотни железнодорожников погибли на своем трудовом посту, многие были ранены в годы войны. В память о них сооружены памятные обелиски, обустроены захоронения. Их не забыли. Это важно.

С трудом залечивали раны, нанесенные войной, на Бологовском железнодорожном узле. Главное - пришла Победа, а работать железнодорожники умеют.

После восстановления хозяйства в 1960-х годах встал серьезнейший вопрос перехода подвижного состава на электрическую тягу. Время требовало технологического прорыва. Паровозы ставились в резерв. Они не выдерживали конкуренции с электровозами. Электротяга сулила серьезные выгоды: экономию топлива, удешевление тяги, увеличение скоростей перевозок, улучшение экологической ситуации. Но решение этой непростой задачи влекло за собой целую череду других проблем, среди которых была и кадровая. После перехода на электрическую тягу высвободились многие паровозные бригады и обслуга. Кто-то переучился, а для кого-то настали непростые времена поиска другой работы.

Именно тогда состоялась памятная встреча Никиты Сергеевича Хрущева с бологовцами на перроне вокзала станции Бологое. Н.С. Хрущев живо интересовался: много ли нынче грибов, других лесных даров природы уродилось и как людям здесь живется? Вот тогда-то в общении с людьми фактический руководитель государства и узнал о сложностях трудоустройства в Бологом. Через некоторое время были выделены средства, и в городе за сравнительно короткий срок были построены заводы "Строммашина" и арматурный.

Много интересного и поучительного можно узнать о прошлом бологовских железнодорожников в музеях локомотивного депо и станции Бологое. Их запасники все еще ждут своих пытливых и неравнодушных исследователей. Одной из тем их разработок, к примеру, могло бы стать изучение династий машинистов локомотивного депо. Взять, для примера, династию Головкиных. Николай Георгиевич Головкин десятки лет трудился в родном депо машинистом-инструктором. Ему на смену в депо пришел сын Владимир Николаевич Головкин. Машинист тепловоза первого класса за свой долголетний безупречный труд награжден медалью "За трудовую доблесть", нагрудным знаком "За без­аварийный пробег на локомотиве миллиона километров". Имеет в трудовой книжке 35 поощрений. Отец и сын, продолжающие друг друга в профессии, - это дорогого стоит! И таких семей в локомотивном депо Бологое десятки. Подобные семейные трудовые династические связи очень помогают делу и воспитанию подрастающего поколения. За молодыми - будущее предприятия и всей железнодорожной отрасли в целом.

Когда я уходил из депо после своего визита перед праздником железнодорожников, подошел к стеле работникам депо, расположенной прямо на его территории. Железнодорожники погибли при защите Родины в 1941 - 1945 годах. На мраморных памятных плитах - скорбные списки. Здесь значатся фамилии: Александров П.М., машинист; Андрианов В.О., слесарь; Баранов И.Ф., помощник кочегара и еще 105 имен тех, кто погиб на трудовом посту под бомбами. Светлая им память! И тут, неожиданно, у меня из-под руки откуда-то выскочила маленькая девчушка. Быстро положила на холодный мрамор букетик полевых цветов и, засмущавшись, убежала. На сердце от такого ее поступка как-то сразу потеплело. По-человечески, по-христиански это.

Сегодня

Любые реформы - это отнюдь не магистральная и ровная дорога. Любые кардинальные перемены затрагивают интересы каждого и уже поэтому не могут проходить легко и гладко, особенно в крупных отраслях, какой, несомненно, является отрасль железнодорожная - самое большое акционерное общество России. Перемены в отрасли поистине революционные, и главное для работающих в ней людей - не растеряться, не спрятаться за "железобетонным" невосприятием новых положений, правил, разработок.

Возможный (да и реальный) шок от нововведений очень смягчился бы, если бы была серьезно поставлена работа по информированию людей и их обучению. К сожалению, пока, во всяком случае на примере Бологовского железнодорожного узла, это далеко не так. Есть, конечно, редкие семинары, проводятся в Санкт-Петербурге и Москве кратко­срочные курсы. Но они все больше посвящены узким специальным и конкретным дисциплинам и вопросам. А вот охватить массу железнодорожников заботой об их обучении и информированности о целях и ходе реформы в целом пока, увы, не получается. Кстати, есть у железнодорожников умная, компетентная, отраслевая газета "Гудок". И тираж у нее по нынешним меркам порядочный. Но если откровенно, мало кто из моих многочисленных знакомых дочитывает аналитические экономические статьи до конца. Значит, нужно искать более доходчивые пути к разуму тружеников магистрали. По-другому строить и учебу. Иначе мы можем потерять эффективность перемен.

Вот конкретный пример из жизни. Слесарь вагонного депо Бологое на вопрос о его информированности и своей роли в процессах реформирования отрасли как отрезал: "А мне все до фени! Главное, чтобы были гроши, да харчи хороши!" С таким отношением к труду мы в реформе вряд ли преуспеем.

Были и другие разговоры с людьми. Борис Иванович Миронов, бывший токарь Медведевских дорожных мастерских, ободрил своей жизненной позицией:

- Тридцать лет отработал на железнодорожном транспорте. Праздник - День железнодорожника - для меня значимый и большой. А по поводу всяких там сомнений на перспективу развития отрасли скажу так: давайте будем оптимистами! Нечего хандрить.

- Свой праздник мы любим. Что же до сложностей в нашей теперешней реформе, то, думаю, преодолеем, справимся, - сказала начальник управления персоналом дистанции сигнализации и связи Наталья Федотова. - Нам сейчас увеличили лимит на количество работающих в дистанции. Будем принимать пятьдесят человек. А это уже неплохо.

Собирается принимать молодежь на должность помощников машинистов и коллега Натальи Федотовой из локомотивного депо Петр Григорьевич Маркин:

- Вот просматриваю списки вернувшихся из армии выпускников ТУ N 7. Будем принимать.

Бригадир экспериментальной бригады вагонного депо Бологое Валерий Спиридонов и электросварщик этой же бригады Евгений Калуженков подчеркнули особо, что всегда ждут праздника железнодорожников. В их семьях деды, отцы и жены тоже трудятся (или трудились) на магистрали. Собственно, это их семейный праздник. Семьями и будут его отмечать. По поводу перспектив развития отрасли оба сказали очень кратко:

- Будем работать. Кормить собственные семьи.

Помощник начальника дирекции по обслуживанию пассажиров по безопасности движения, заслуженный ветеран, почетный железнодорожник Николай Алексеевич Иванов в разговоре не удержался и начал вспоминать о допущенной ошибке в расформировании Бологовского отделения семь лет назад. Трудно было с ним спорить, но важнее было в нашем разговоре другое: и Николай Алексеевич, и другие мои собеседники, как мне показалось, в основном уже переболели тем болезненным и острым синдромом реформирования отделения. Семь лет уже прошло - дело сделано, и поворот вспять вряд ли теперь возможен. Куда важнее сейчас думать, размышлять, искать - как в этой ситуации врабатываться в перемены лучше и эффективнее.

Николай Алексеевич высказал еще одну интересную и важную мысль:

- Выдюжили войну, замену тяги на магистрали и все трудности простые рядовые железнодорожники. Им же решать и теперешние сложные задачи. Вот кому нужно поклониться до земли!

На предприятиях узла сегодня трудится много надежных работников. Среди них - электромеханик СЦБ ШЧ-4 Нина Храмылева, проводник ДОПа Галина Алешечкина, начальник поезда Валентина Алексеева, начальник поезда Сергей Клеткин, электромеханик ШЧ-4 Светлана Грудистова, электросварщик вагонного депо Валентин Китов и многие другие. Как сказали на производствах железнодорожного узла - на таких, как они, мир держится. Что и говорить, высокая оценка.

Завтра

Что ждет железнодорожников в будущем? А ровным счетом то, что они наработают сегодня. Вы только посмотрите, как изменилось время и требования к кадрам! Безработица сегодня есть, а специалисты постоянно требуются. Но какие? Высококвалифицированные, надежные, постоянно повышающие уровень своего образования и квалификации. Кто не дотягивается до этих требований - завтра может оказаться на обочине жизни. Это нужно обязательно понять. Иначе - проиграешь.

А как изменилась даже терминология в железнодорожной отрасли. На повестке дня сейчас вопросы корпоративности, создания конкурентной среды и мотивирующего бюджета, ипотеки, кооперации, гибкой тарифной политики, создание дочерних предприятий и фирм... Слова-то и то какие-то мудреные. Но за ними - серьезный, весомый смысл и, конечно же, экономический эффект. Всему этому нужно всем учиться, тогда будет надежное будущее и реальная перспектива роста и развития.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости