На сетевые совещания главные ревизоры по безопасности движения железных дорог России съезжаются много лет подряд. Эти встречи стали доброй традицией. Проходят они, как правило, по "накатанной" схеме - отчеты о проделанной работе, "разбор" полетов, живой обмен мнениями и опытом.
Нынешнее совещание в Сочи было особым. Ровно год назад программа первоочередных мер повышения безопасности движения поездов была утверждена президентом ОАО "РЖД" Геннадием Фадеевым. В ней предусмотрен комплекс организационно-технических мер в каждом хозяйстве, повышающих уровень безопасного проследования поездов, улучшающих качество ремонта подвижного состава и пути, усиливающих контроль за состоянием колесных пар тягового подвижного состава, рельсового хозяйства.
На совещании его участники, а это руководители Департамента безопасности движения и экологии, главные ревизоры дорог, представители Департамента управления персоналом, ученые отраслевого научно-исследовательского центра "Безопасность движения" ГУП "ОНЦ" и ВНИИЖТа, говорили о проделанной работе и о том, что еще предстоит сделать.
- Подняты проблемы первостепенной важности, - отметил вице-президент Компании Владимир Сазонов, председательствовавший на форуме. - Сейчас очень важно объединить науку и практику, чтобы решить существующие проблемы, от которых, пожалуй, еще не скоро уйдем, - это "конфликтное" взаимодействие колеса и рельса, подвижного состава и пути. Мы надеемся более комплексно подойти к таким вопросам, как формирование поездов, скорость, движение на участках с переломным профилем. Необходимо всесторонне учитывать последствия продольно-динамических сил, возникающих во время торможения. Настало время пересмотреть действующую нормативно-правовую, техническую и технологическую документацию, конкретизировать порядок действий персонала, связанного с движением поездов...
Важнейшая задача, поставленная перед главными ревизорами дорог, - работа с кадрами.
Профессионализм, четкое выполнение технологического процесса, соответствие нормативным документам - основа высокого качества производимых работ. Ведь многое, если не все, в обеспечении безопасности движения зависит от исполнителя, его дисциплины и... совести.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь, - высказал свое мнение начальник Департамента безопасности и экологии Петр Шанайца, приводя примеры безответственного отношения иных руководителей и исполнителей к своим обязанностям.
Комиссией ЦРБ при проведении технических ревизий и проверок на ПТО Восточно-Сибирской, Московской, Юго-Восточной, Свердловской, Забайкальской магистралей "пачками" выявлялись вагоны с неисправностями, угрожающими безопасности движения, четверть из которых была отцеплена в текущий ремонт. При этом ПТО были не укомплектованы запасными частями и материалами, необходимыми для ремонта вагонов, также выявлялся недостаток инструмента и шаблонов. Не везде четко срабатывают приборы безопасности. А кое-где их просто "забывают" внедрить.
Как следствие, за девять месяцев этого года на сети железных дорог задержано 6909 грузовых поездов на гарантийных участках ПТО по техническим неисправностям.
Петр Шанайца привел возмутительный факт, когда бывший главный инженер Красноярской железной дороги Савченко представил в ОАО "РЖД" письменный доклад о внедрении в прошедшем году в рамках Программы, повышения безопасности движения 20 комплектов устройств КТСМ-01Д. Однако при расследовании случая схода вагона в грузовом поезде на станции Зерцалы из-за горячего излома шейки оси колесной пары было выявлено, что на момент проверки... 19 комплектов этих устройств не были введены в эксплуатацию.
Спору нет, с "умной" техникой работается легче и спокойнее. Если, конечно, ее правильно и грамотно эксплуатировать. В ОАО "РЖД" предпринимаются эффективные шаги в этом направлении. Один из них - внедрение технических средств, предусмотренных программой по повышению безопасности движения.
Часть средств направлена на внедрение приборов безопасности. Уже невозможно представить наши дороги без систем обнаружения грения букс во время движения поездов, а локомотивы без приборов безопасности, помогающих машинисту управлять скоростным режимом поезда.
Очевидно, что снижение нарушений практически пропорционально вложению средств. Тем не менее на совещании резко критиковали те дороги, которые не занимаются должным образом реализацией программы безопасности.
Петр Шанайца привел такие цифры. За девять месяцев этого года профинансировано заданий Программы повышения безопасности движения на сумму 2330, 4 миллиона рублей, или 55, 6 процента от годового лимита. Из них железными дорогами - 930 миллионов рублей, или 69 процентов от годового лимита. Вместе с тем ряд железных дорог, и в их числе Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Дальневосточная, обеспечили финансирование более 80 процентов, а Октябрьская, Калининградская и Свердловская дороги - менее 50 процентов.
Беспокойство вызывает медленный ввод в эксплуатацию устройств заграждения переездов (УЗП). Из запланированных на этот год 132 комплектов УЗП, с учетом привлечения средств ЖАСО, внедрено всего 37 комплектов, или 28 процентов от установленного плана. Неблагополучное положение на Октябрьской, Московской, Горьковской, Северо-Кавказской, Приволжской, Куйбышевской и Свердловской дорогах, где работы по внедрению УЗП выполнены на 50 и менее процентов. При этом на Приволжской, Куйбышевской и Свердловской дорогах не внедрено ни одного устройства УЗП.
На сакраментальный вопрос "Что делать?" попытались ответить сами участники совещания. Идей и дельных предложений немало, многие из них будут детально проанализированы специалистами департаментов ОАО "РЖД" и реализованы на железных дорогах.***
На совещании резко критиковали те дороги, которые не занимаются должным образом реализацией программы безопасности. Это прежде всего Октябрьская, Калининградская и Свердловская магистрали.