Объединение российских атомных электростанций в концерн потребовало их единения в информационном пространстве. Руководство "атомного концерна" решило использовать для унификации ИТ-хозяйств АЭС интеграционную платформу
Айван
Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Росэнергоатом" образовано в 1992 году для централизации управления атомными электростанциями. В течение десяти лет его основной задачей было обеспечение безопасности эксплуатации и надежности АЭС. Но в 2002 году "Росэнергоатом" приобрел статус генерирующей компании и превратился в холдинг, объединяющий сегодня все десять российских атомных станций, которые являются его филиалами. Общая установленная мощность 30 энергоблоков этих АЭС, вырабатывающих 16, 5% электроэнергии в России, составляет около 24 ГВт. Скоро этот показатель станет еще выше - после запуска третьего блока Калининской АЭС.
УПРАВЛЯЕМЫЙ СИНТЕЗ ВМЕСТО СПОНТАННОГО ВНЕДРЕНИЯ
До вхождения в состав концерна атомные электростанции были самостоятельными предприятиями и жили сами по себе. На каждой был свой отдел АСУ со своим видением проблем автоматизации. "Атомные" айтишники вели собственные разработки, а готовые программные системы и оборудование закупали без всякой оглядки на коллег. Поэтому при сведении всех АЭС под одну "крышу" нарисовалась весьма пестрая и живописная картина: ИТ-хозяйства станций сильно различались и по спектру используемого ПО, и по технической оснащенности, и по уровню подготовки специалистов, и по готовности к восприятию современных идей автоматизации. Разработкой единой ИТ-стратегии занялся центральный аппарат концерна, где была создана специальная рабочая группа.
Проанализировав ситуацию, специалисты "Росэнергоатома" и представители станций-филиалов пришли к выводу, что полномасштабное внедрение "сверху" единой корпоративной системы - путь желательный, но для них неосуществимый. Просто не хватит средств: политика правительства направлена на сдерживание энерготарифов. Поэтому было решено в максимальной степени сохранить сделанные ранее инвестиции, обеспечив возможность дальнейшего поэтапного перехода на унифицированное решение. Для этого нужно было выбрать такую комплексную систему, которая в первую очередь могла бы служить в качестве эффективной интеграционной платформы. После тщательного анализа десятка продуктов определились два основных претендента - Oracle и SAP. Сравнив их по множеству критериев, специалисты "Росэнергоатома" сделали окончательный выбор в пользу mySAP Business Suite, и в сентябре 2003 года "атомный концерн" заключил с SAP генеральное соглашение о сотрудничестве и контракт на приобретение первых 300 лицензий, обучение персонала и консалтинговые услуги. Проект намечается масштабный: в течение пяти лет "Росэнергоатом" планирует постепенно нарастить число лицензий до 5 тыс. и развернуть отработанное в ходе внедрения решение (по сути, оно получится отраслевым) во всех филиалах.
ИТ-специалистов на предприятиях концерна много - более 2 тыс. человек, но квалификация у всех разная. Поэтому для более эффективного использования ресурсов и сокращения сроков реализации проекта процесс решили распараллелить - на четыре потока. Их представляли четыре атомные станции - Ленинградская, Калининская, Балаковская и Кольская, наиболее продвинутые с точки зрения автоматизации и уровня подготовки ИТ-персонала. Им предложили внедрить интеграционную платформу и несколько прикладных модулей по собственному усмотрению. Общая концепция проекта была разработана в 2003 году, а весной 2004 года началась активная фаза внедрения.
ОТ БЕЗОПАСНОСТИ К ЭФФЕКТИВНОСТИ
Первой в эту фазу вступила Кольская АЭС. Для управления проектом по внедрению SAP на ней была создана двухуровневая структура. Общую координацию осуществляет главный инженер, помогают ему заместитель начальника отдела АСУ и финансовый директор. "Хотя моя должность никакого отношения к ИТ не имеет, меня привлекли к участию в этом проекте, потому что я руководил внедрением решений компании „Парус" для оптимизации управления товарно-материальными ценностями, финансовыми средствами и т.п., - объясняет финансовый директор Кольской АЭС Евгений Никора. - В проекте по SAP активно участвует мой отдел, задействованы также отдел труда и зарплаты, экономический отдел, бухгалтерия и еще ряд подразделений, которые тоже подчиняются мне".
Важная роль, разумеется, досталась и отделу АСУ. На заполярной станции он большой и достаточно развитый, а его основная функция - управление технологическими процессами. Ведь ядерный реактор - устройство очень сложное, и без современных информационных технологий работать он просто не может. Кольская АЭС запущена в эксплуатацию более 30 лет назад, и за это время, по мнению финансового директора станции, здесь сформировалась отличная команда айтишников. Процесс модернизации на станции идет непрерывно с момента запуска ее в эксплуатацию. Так, за последние четыре года в комплекс управления технологическими процессами (системы управления реактором, контроля параметров безопасности, оценки ресурсных характеристик и т.п.) было вложено несколько миллионов долларов, что позволило продлить в прошлом году срок эксплуатации первого блока еще на 15 лет.
"На Кольской вообще неплохой уровень технической оснащенности, и мы продолжаем его повышать. Качественного аппаратного обеспечения у нас даже больше, чем нам нужно, и более важно сейчас совершенствовать бизнес-процессы", - рассказывает Евгений Никора. Он убежден, что единая информационная система необходима не только центральному аппарату концерна "Росэнергоатом", но и самим станциям: "Если мы обладаем информацией о том, как работают другие станции и вся компания в целом, это в любом случае хорошо. Мне нужно вычислить трудозатраты своих специалистов на составление планов и отчетов в центральный аппарат. Мне нужно иметь стандартные шаблоны, информацию о финансовом состоянии компании в целом и на других станциях - чтобы я мог своевременно принимать верные управленческие решения. Цель у нас одна - повысить качество корпоративного управления, прозрачность нашего бизнеса, эффективность работы и сократить управленческие издержки. Здесь есть и прямая, и косвенная выгода - от понимания того, что творится в компании. Конечно, это банальный закон, но он работает как на уровне Москвы, так и на уровне филиала",
ДОСРОЧНЫЙ ЭФФЕКТ
Модули, выбранные для пилотного внедрения на Кольской АЭС, предполагают самые короткие сроки внедрения. И в сентябре уже был подписан приказ о вводе в опытную эксплуатацию первого модуля (SAP HR). Правда, для его запуска в промышленную эксплуатацию нужно решить еще кое-какие проблемы. Параллелизм же процесса внедрения, по представлению Евгения Никоры, будет выглядеть следующим образом: "Работать со всеми АЭС на горизонтальных связях нет смысла. Мы делаем шаблон и дальше должны его тиражировать наверх - в аппарат. Потом его внедрят „сверху" на всех станциях сразу. На другой станции освоят другой модуль, и с ним поступят точно так же. Это эффективнее по времени и по финансам. В настоящий момент мы оказались чуть впереди, а вообще в рамках концерна одновременно планируется освоить четыре модуля".
Наряду с внедрением новых модулей SAP энергетики-атомщики занимаются интеграцией унаследованного программного обеспечения в единую систему. Все станции направили в Москву полные списки используемых ими программных продуктов с разрезами по видам деятельности. По отдельным направлениям задача интеграции уже решена. Так, в свое время Кольская АЭС при внедрении информационной системы для техобслуживания и ремонта сотрудничала со скандинавскими компаниями. Система поставлялась в рамках международного соглашения о технической помощи атомным станциям, так что выбирать не приходилось. Но энергетикам здесь повезло: в ней используется такая же база данных (от Oracle), с какой работает и система SAP, так что проблема интеграции решилась почти сама собой.
Не должно возникнуть больших сложностей и при "скрещивании" SAP с модулями "Паруса", которые охватывают на Кольской АЭС 24 бизнес-процесса. Финансовый директор станции, кстати, доволен результатами использования этой системы: дебиторскую задолженность удалось сократить на 30%, а кредиторскую - на 35%. Эффект от внедрения SAP оценивать в цифрах пока рано, но Евгений Никора убежден, что реальную пользу компании этот проект уже принес: "Это и создание мощной команды, и повышение нашей квалификации, и лучшее понимание бизнес процессов, их анализ и реинжиниринг, и формирование общей философии, - то есть сам процесс управленческой оптимизации".
ВАЖНА ЦЕЛЬ, А НЕ ТРАЕКТОРИЯ
Как пойдет дальнейшее развитие системы, построенной из модулей разных разработчиков на общей интеграционной платформе, пока не ясно. Евгений Никора оценивает качество отечественного программного продукта как "неплохое", однако впрямую сравнивать его с западным продуктом не берется. "Я вижу, как работает „Парус" по модулю управления безопасностью, но не знаю, как работает по этому же модулю SAP. Так что выводы мне делать сложно. Демонстрационные программы в обоих пакетах выглядят вполне убедительно, в каждом из них есть свои плюсы и минусы. Хотя „Парус", на мой взгляд, дружественной к пользователю не назовешь: перегруженность окнами, иногда необходимость повторного ввода одной и той же информации. Впрочем, мы этой системой довольны, но от SAP ждем большего".
Дальнейшая судьба автоматизации на Кольской и других российских АЭС зависит не только от ИТ-политики концерна "Росэнергоатом", но и от общей ситуации в стране. И прежде всего - от государственной тарифной политики в области энергетики. Решение об энерготарифах сейчас готовится в правительстве, и от того, каким оно будет, зависит объем выручки энергетиков на следующий год, а вместе с ним - и дальнейший ход ИТ-проектов в "Росэнергоатоме". "У нас есть определенные планы, но они пока не утверждены в центральном аппарате, - замечает Евгений Никора. - Сейчас большую степень готовности имеет система управления финансами, но, с другой стороны, есть большая потребность в модуле, который связан с управлением капстроительством, модернизацией и реконструкцией. Я не думаю, что мы потянем одновременно оба модуля, так что придется выбирать. Конечная цель - создание единой корпоративной информационной системы. Но будет ли вся она в SAP, сказать пока не могу. В любом случае такая крупная компания, как наша (более $2 млрд годовой выручки) , требует качественного управления, и единая корпоративная система так или иначе будет создана"