Не за горами ночь, когда при первом ударе курантов все пожелают друг другу новой жизни, новых свершений, исполнения давно задуманных желаний. Если перестала приносить удовольствие работа, хронически ни на что не хватает зарплаты, а лицо начальника начало сниться в страшных снах - значит это как раз то, что требует замены в первую очередь.
Но попасть на приличное место непросто, потому что, как правило, на него стремитесь попасть не только вы. Значит, подать себя новому работодателю нужно так, чтобы он уже при первом знакомстве почувствовал: именно вас, и никого другого, он желал бы видеть в числе своих сотрудников. А начинается знакомство в подавляющем большинстве случаев с резюме соискателей. Поэтому от того, насколько грамотно оно составлено, зависит очень многое. Тут не бесполезно знать, что в составлении этого документа существуют некоторые не то чтобы хитрости, но, скажем так, тонкости, которые помогут несколько снивелировать данные, способные навредить соискателю или, наоборот, заострить особое внимание работодателя на его сильных сторонах.
"Контактная информация". Это самый первый раздел, куда вносятся фамилия, имя, отчество, телефон и e-mail соискателя. А вот домашний адрес не только простое излишество, но и информация, из-за которой работодатель может и не дочитать резюме до конца. К примеру, если вы живете на другом конце города, а то и вообще в пригороде. Поэтому отдаленный адрес лучше спрятать в "Дополнительные сведения". Туда же можно вписать и год рождения, если вы слишком молоды или, наоборот, не за горами пенсия.
"Цель". Этот раздел читают первым и сразу определяют, стоит с вами заводить диалог или нет. При этом специалисты утверждают, что на знакомство с резюме кадровики солидных компаний тратят не больше минуты. Столько времени вам отводится для того, чтобы заинтересовать работодателя своей персоной. А раз так, то резюме в первую очередь должно быть "заточено" под конкретную должность или объявление о вакансии. Если напишете, что хотите "удовлетворить свои амбиции в динамично развивающейся западной компании" или "использовать в работе знания языка хинди", его положат в долгий ящик и займутся бумагами ваших конкурентов. Цель должна быть понятной и четкой. Например, "соискание должности..." или "руководство проектом...".
Если вы готовы идти не только на конкретную должность, а можете работать в разных проектах или отделах, не пишите это в одном резюме. Во-первых, набором кадров на разные проекты может заниматься не один человек, а во-вторых, не всем нравятся полиглоты. Поэтому лучше составить и послать даже в одну компанию несколько отдельных резюме.
Если вы главным образом заинтересованы в высокой зарплате, укажите ее в разделе "Цели". Но если ваша цель - в принципе попасть в данную компанию, то лучше финансовых требований не выдвигать. Так у вас будет больше шансов добраться до собеседования. А там уже в непосредственном разговоре сориентируетесь.
"Образование". Если вы только что сошли со студенческой скамьи и устраиваетесь по специальности, которой учились, акцентируйте внимание на образовании. Этот пункт в вашем резюме должен следовать за "Целями". Но чем больше опыта работы, тем меньше образование будет интересовать работодателя. Людям со стажем лучше акцентировать внимание на разделе "Опыт работы". Как и тем, у кого образование непрофильное.
"Опыт работы". Этот раздел в зависимости от целей можно строить по следующим схемам.
Хронологическое имеет смысл писать, если вы все время или большую его часть работали в одной сфере и в ней успешно поднимались по служебной лестнице. В таком случае соискатель указывает 3 - 5 последних мест работы, начиная с последнего и давая характеристику предыдущим организациям, указывая должности и выполнявшиеся функции. Если вам приходилось трудиться в разных областях, лучше представить так называемое функциональное резюме. В нем знания и навыки систематизируются по блокам. Например, управление персоналом, управление закупками, управление продажами. Также функциональное резюме полезно написать, если у вас были перерывы в работе, чтобы тому, кто его будет читать, белые пятна вашей биографии не слишком бросались в глаза.
"Дополнительная информация". Оговоримся сразу - этот раздел необязательный. Его можно не составлять вообще, но если хочется рассказать о себе побольше - место такой информации здесь. Как правило, это семейное положение, наличие детей, компьютерные навыки, степень владения иностранными языками и автомобилем. Также традиционно здесь принято указывать личностные характеристики типа целеустремлен, трудолюбив, стрессоустойчив и т. п. Однако в последнее время эти стандартные формулировки превратились в такие замыленные шаблоны, что всерьез их работодатели уже не воспринимают. Так что отдачи подобного рода самооценок лучше отказаться. Как и от описания хобби, своего социального статуса и т. д. Они только вызывают улыбку у читающих.
И еще одно немаловажное замечание делают специалисты. Не пытайтесь приукрасить достижения и значимость своей персоны на предыдущих местах работы. Деловой круг в каждой из профессий так узок, что навести справки, тем более прочитав о небывалых успехах, труда не составляет. А это нанесет вашему авторитету непоправимый ущерб.
*****
Итак, мы составили резюме по всем писаным и неписаным правилам. Осталось сделать так, чтобы оно не потонуло в общем потоке и первым привлекло внимание. "Зацепить" работодателя можно, прибегнув к такой уловке, как сопроводительное письмо. Нередко, написанное неформально, оно оказывается даже интереснее, чем само резюме! Коротко и лаконично расскажите в нем, как узнали о вакансии. О себе напишите только самое главное. И обязательно о том, чем конкретно вы можете быть полезны компании.
И еще одна тонкость. Поскольку "сопроводиловка" делается для того, чтобы установить личный контакт с тем, в чьи руки попадет ваше резюме, то хорошо бы обратиться к этому человеку по имени и отчеству. Позвонить в фирму и спросить, кто занимается кадровыми вопросами, не так уж и трудно. А вот эффект может приятно удивить и вас самих.