ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОЗАДИ
Отдачи никакой
Е.КЯНДХУДАЕВА
Напомним, что с началом этого года в действие вступила вторая программа поэтапного повышения минимальных нормативных требований к величине уставного капитала страховых компаний, рассчитанная до начала 2010 года.
Так, согласно данной программе, которая была утверждена в апреле прошлого года, уже к 1 января текущего года уставный капитал страховщиков должен был составить 2, 5 млрд. манатов, к 1 января 2006 года - 3 млрд. манатов, к началу 2007 года - 3, 5 млрд. манатов, на 1 января 2008 года требования будут повышены до 4 млрд. манатов, к 1 января 2009 года - до 4, 5 млрд. манатов, и на заключтельном этапе, к началу января 2010 года, минимальный капитал СК должен составлять 5 млрд. манатов.
Вопреки ожиданиям, первый уровень повышения нормативных требований прошли все компании без исключения, точнее те 19 компаний, капитал которых незадолго до конца 2004 года составлял менее 2, 5 млрд. манатов. В результате к началу текущего года совокупный уставный капитал 29 страховых компаний, действующих на территории Азербайджана, составил 120 430, 042 млн. манатов. Соответственно, увеличение общего капитала составило по сравнению с данным на начало 2004 года 36, 7%.
На долю 22 компаний, капитал которых внесен местными учредителями, пришлось из общего объема 98 222, 445 млн. манатов, рост здесь составил 39, 3%. Совокупный капитал семи азербайджанских страховых компаний, в составе которых присутствует зарубежный капитал, достиг объема в 22 207, 597 млн. манатов, при относительном росте за год в 26%.Таким образом, мы можем убедиться, что отсев финансово неблагополучных компаний, по крайней мере, на первом этапе программы, не состоялся, и число действующих страховщиков осталось без изменений. Такие результаты могут служить подтверждением того, что все действующие оказываются в состоянии изыскать средства, необходимые для оплаты дополнительных средств уставного капитала.
Однако сейчас по-прежнему на рынке сохранились компании-аутсайдеры, чей годовой оборот, во всяком случае, официально зарегистрированный, значительно меньше не только оборота компаний среднего звена (не говоря уже о десятке лидеров, на долю которых приходится до 90% всех собираемых на страховом рынке Азербайджана премий), но и не достигают суммы, потребовавшейся на повышение УК. Средства для этого, безусловно, поступали от учредителей компании, однако предоставляется коммерчески нецелесообразным вложение средств в бизнес, не приносящий сколько-нибудь заметного дохода.
При внедрении каждой очередной программы повышения уставного капитала СК ее целью является отсев с рынка более слабых компаний, зачастую не способных оказывать своим клиентам услуги на достаточно высоком уровне или предлагать широкий их выбор.
Сейчас мы видим, что эта цель достигнута не была, и на первом примере приходится предполагать, что и в дальнейшем, по мере повышения нормативных требований к капиталу, количество компаний, функционирующих на национальном рынке, будет, скорее всего, сохраняться. Между тем специалисты считают, что без малого три десятка страховых организаций представляют слишком большое количество для Азербайджана, потребности которого могут быть удовлетворены максимум 10-15 компаниями.
К тому же в ходе реализации программы поэтапного повышения нормативных требований к величине уставного капитала страховщиков вынуждает слабые компании консервировать в УК средства, которые могли бы быть использованы на усиление самой компании и расширение ее возможностей.
ТРЕТЬЯ СИЛА
Она должна "перетянуть" две другие, направленные по существу в одну сторону
Е.СТАРОСТИНА
Несмотря на то, что на азербайджанском рынке мобильной связи функционируют две сотовые компании, мы не наблюдаем полярности, которую следовало бы ожидать от конкурирующих в одном секторе рынка организаций. Вызвано это в первую очередь тем, что предлагаемые операторами мобильной связи услуги почти ничем между собой не различаются, и единственное, что остается обеим компаниям, - разрабатывать и предлагать клиентам новые услуги, еще не запущенные конкурирующей организацией.
Как следствие, отпадает необходимость в основном оружии конкурентной борьбы - снижении тарифов.
Несмотря на то, что в свое время должностными лицами соответствующих государственных ведомств заявлялось о существовании некоей сбалансированности между тарифными политиками - компаниями Azercell и Baksell, все же нельзя, не имея на руках общеизвестных фактов, говорить о сговоре, целью которого, ясное дело, является сохранение высоких цен на услуги мобильной связи, а следовательно, нарушение прав потребителей.
В полной мере проявить картину поможет только катализатор, в роли которого должен выступить третий, не связанный с ныне действующими, оператор мобильной связи.
О допуске на рынок очередной компании говорится уже не первый год, однако сейчас эта тема начинает приобретать более ясные очертания. Так, Министерство связи и информационных технологий уже назвало имя компании, которая может стать третьим оператором на азербайджанском рынке, и с которой в настоящее время ведутся переговоры ("Эм-пи-эй"). Это российская "Билайн GSM", заявившая о своем намерении предложить нашим потребителям свои технические и тарифные условия. Правда, до момента подписания соглашения утверждать с определенностью, что третьм мобильным игроком станет именно "Билайн GSM", сейчас нельзя, тем более, что, кроме российской компании, в главное коммуникационное ведомство Азербайджана обратились с аналогичными предложениями операторы Пакистана и ряда других государств.
Вопрос прихода в республику третьего оператора мобильной связи будет решен после завершения процесса приватизации СП Azercell, сроки которого были сначала назначены на конец 2004 года. Однако по ряду причин приватизация СП была отложена, и, по последним данным, оценочные работы по Azercell будут завершены в течение первого квартала 2005 года.
Отметим, что в прошлом году Azercell планировало продать 35, 7% своей доли акционерам. Оценка предприятия проводится австрийской консалтинговой компанией САЕВ и азербайджанской юридической фирмой "Омни". По итогам прошлого года государственная доля в имуществе СП определена в 150-160 млн. долларов, что превышает данные 2003 года. После окончания оценки государственная доля в первую очередь будет предложена иностранному соучредителю - голландской фирме Fintur holding. Если эта фирма откажется от предложенного ей сотрудничества, то госпакет будет предложен независимым иностранным инвесторам. Тем не менее, на данном этапе Fintur holding не намерена отказываться от сделки ("АПА").
Следовательно, уже во второй половине текущего года вопрос прихода в страну третьего оператора мобильной связи может быть окончательно решен. Эта работа ведется в первую очередь для создания здоровой конкуренции на рынке сотовой связи, что, в свою очередь, неизбежно должно отразиться как на уровне тарифов на мобильные услуги, так и на ассортименте предлагаемых услуг.
Известно, что в настоящее время из всего изобретенного мобильного сервиса в Азербайджане не внедрено (по крайней мере, в широком доступе для всех клиентов, будь то абоненты или лица, выбравшие для себя контурный режим расчетов) еще достаточно услуг.
Но на первом месте по приоритетности стоит все же задача снижения тарифов. Сейчас со стороны МСИТ готовятся предложения по снижению тарифов на мобильную связь. Но поскольку эти предложения будут носить рекомендательный характер, их исполнение будет зависеть исключительно от операторов Bakcell и Azercell. Министерство представило правительству также предложения по лицензированию сотовой связи, что, в свою очередь, вновь связано с планами прихода в Азербайджан третьего оператора мобильной связи. (В настоящее время лицензионная цена по услугам мобильной связи составляет 7 тыс. долларов.)
За доказательствами того, что третий оператор оправдает ожидания, далеко идти не придется. Известно, что в Азербайджане на начало декабря прошлого года было зарегистрировано 1, 4 млн. пользователей услугами сотовой связи. Эта цифра немногим не достигает общего числа активного населения страны и в целом отвечает финансово-обоснованному спросу на мобильные услуги. Таким образом, третьему игроку придется делать ставку даже не столько на те слои населения, которые до настоящего времени не могли себе позволить приобрести мобильный телефон по финансовым соображениям, сколько поставить перед собой задачу максимального перетока клиентов из двух действующих компаний. А добиться этого можно только снижением тарифов и привнесением на рынок новых, до сих пор не опробованных услуг.
В ходе борьбы за клиентскую базу двум действующим компаниям придется принимать те же самые меры, в результате чего выиграют потребители, а стратегическая задача Министерства связи и информационных технологий - по снижению уровня тарифов на мобильном рынке - выполнена в кратчайшие сроки. Что и требовалось доказать.
МАРКЕТИНГ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Фуад АЛИЕВ, эксперт ОМА
Одной из актуальных проблем для Азербайджана, переживающего переходный период, является формирование и развитие культуры и институтов рыночной экономики.
Здесь необходимо принять во внимание условия административно-командной системы. Поэтому указанные ниже проблемы и процессы в какой-то степени можно отнести и к Азербайджану. Приняв это во внимание, можно с уверенностью сказать, что изучение удачного опыта стран СНГ и их применение в нашей республике сыграет важную и положительную роль на рынке маркетинговых услуг и вообще в развитии маркетинга.
Для стран переходного периода в рыночной экономике развитие маркетинга важно по нескольким причинам:
1. Основные условия развития маркетинга - это неприкосновенность частной собственности, существование сильного частного сектора и развитие института свободной конкуренции.
2. Маркетинг служит распространению и укреплению культуры рыночной экономики.
3. Маркетинг интенсивно помогает развитию экономики.
4. Применение маркетинга на государственном уровне служит созданию положительного имиджа страны, укреплению геополитического и экономического положения, распространению культуры, вложению иностранных инвестиций и привлечению туристов.
Естественно, это направление рыночной экономики, как и многие другие, не находится на должном уровне, и здесь еще предстоит очень много работы. Мировая практика показывает, что маркетинг превратился в один из основных элементов бизнеса. Без сомнений его роль в развитии предприятий трудно переоценить.
Основные проблемы развития рынка маркетинговых услуг в странах СНГ можно представить следующим образом:
- Философия маркетинга не нашла достойного места в сознании предпринимателей и государственных чиновников.
- В основном, маркетинг больше служит функциональной инфраструктуре интересов производства, чем потребностям рынка.
- Малое количество профессиональных маркетологов различных уровней.
- Высокий уровень монополии и "теневой экономики" уменьшает важность и область применения маркетинга.
- Ограниченность финансовых и прочих ресурсов потенциальных клиентов.
По мнению известного российского маркетолога Браверманна, в постсоветских республиках существуют неустойчивые экзогенные факторы, замедляющие процесс развития маркетинга. Условия конкуренции и национально-традиционные факторы проявляются как внешние факторы влияния.
Нижеуказанные являются факторами, связанными с условиями конкуренции:
- Традиционный гигантизм (преобладание крупных и неэффективных предприятий) и власть монополии в экономике.
- Слабое развитие инфраструктуры и существование множества несвязанных друг с другом сегментов.
- Недостаточное привлечение к ответственности актов несправедливой конкуренции.
- Непринятие во внимание внешних эффектов, ориентация непосредственно на экономический заработок.
Традиционные факторы включают:
- Преобладание практического опыта над теоретическими знаниями.
- Существование стереотипов относительно маркетинга.
- Ориентация на налаженные неофициальные связи.
- Отсутствие у фирм богатых рыночных традиций.
Владельцы не осознают того, что без хороших маркетинговых стратегий не будет увеличения капитализации их фирм. И это приводит к низкому уровню нематериальных активов, между тем как высокий уровень нематериальных активов в современное время - это признак развития. Например, согласно составленному журналом Fortune рейтингу, у ведущих фирм западных стран соотношение нематериальных активов к материальным активам составляет 8:1, т.е если материальные активы составляют 12% стоимости баланса, то 88% приходится на нематериальные активы. В то же время, это может рассматриваться как слабое развитие маркетинговых услуг и вообще рынка консультационных услуг. Трудное развитие услуг консультации рынка можно связать с вышеуказанными причинами.
На территории СНГ в некоторых направлениях консалтинга наблюдается серьезное развитие, особенно в консультировании по управлению финансами. Относительное развитие также наблюдалось и в таких направлениях, как информационные технологии и управление персоналом. Несмотря на предупреждения профессионалов о том, что новосозданные и переживающие стадию формирования предприятия должны придерживаться именно маркетинговых услуг, прогресс не наблюдался. И это приводит к неэффективному управлению. В результате появляется проблема: предпринимателии не могут понять проблем маркетинга и не обращаются к фирмам, которые предлагают услуги в сфере маркетинга. Это приводит к тому, что рынок маркетинговых услуг не развивается, и вложения инвестиций в маркетинг уменьшаются.
Результаты исследований, проведенных в России 2003-2004 годах со стороны средних собственников в сфере потребности в маркетинговых услугах, очень интересны. Опросы и иследования привели к нижеуказанным результатам.
Малым предприятиям маркетинговые услуги не нужны, они считают, что лучше использовать практический опыт. Здесь немалую роль играют такие факторы, как большое количество качественных услуг для среднего, но не малого бизнеса, неудовлетворенность услугами, предлагаемыми по низким ценам, и создание бизнеса по большей части на основе неформальных личных связей. В основном решение о необходимости маркетинговых услуг принимает финансовый директор, т.к. финансовые факторы (стоимость, затраты, риск) здесь играют основную роль. Обычно фирму по маркетингу выбирают на основе частных связей и рекомендаций.
Сотрудники и менеджеры маркетинга не имеют достаточных знаний, чтобы пользоваться результатами исследований в области маркетинга. Они не видят дальнейших перспектив, не могут подсчитать выгоду и количество возможного возврата вложенных инвестиций, не умеют обосновывать решения, связанные с маркетингом.
В основном, на постсоветском пространстве все услуги по маркетингу можно разделить на два направления: исследования рынка и сбор информации для решения, анализ бизнес-проблем. На примере России можно сказать, что если до конца 90-х годов между этими направлениями была хоть какая-то граница, то теперь наблюдается их интеграция. Например, предприятия, занимающиеся только лишь сбором информации, в данный момент также занимаются услугами в сфере стратегии по рекламе и подготовке РR-акций. В то же время они начали предлагать услуги по бизнес-консультациям. В свою очередь специализированные предприятия в области консультаций по менеджменту расширяют отделы, занимающиеся сбором внешних информаций или же обращаются к услугам маленьких фирм (принадлежащих им же). В результате на рынке маркетинговых услуг в странах СНГ наблюдается склонность к "полному обороту услуг". По мнению экспертов, судить о величине развития маркетингового рынка трудно, потому что собрать достоверную и точную информацию об обороте участников практически невозможно. И поэтому в таких случаях правильнее говорить о качественной стороне развития. С другой сторыны одна из проблем состоит в том, что некоторые компании не участвуют в соответствующих оценках и рейтингах, и это отрицательно отражается на реальности результатов.
Надо отметить, что Азербайджан сталкивается с такими же проблемами, и проведенные нами исследования доказывают это.
Естественно, с 1991 года отношение компаний к маркетингу подверглось трансформации, это выразилось в виде смены ориентации на микроуровне. Развитие ориентации фирм от производства к потребителю можно показать следующим образом: (смотри схему)
0 Ориентация на потребителя +
1. Ориентация на производство 2. Ориентация на снабжение
3. Ориентация на конкурентов 4. Ориентация на рынок + Среди причин развития рынка услуг по маркетингу в некоторых странах СНГ (например, России и Казахстане) можно выделить следующие:
- Внимание, оказанное развитию маркетинга, и поддержка посредством четкой государственной стратегии и политики.
- Поддержка международных донорских организаций.
- Последовательная и плодотворная деятельность маркетинговых ассоциаций.
- Увеличение числа высококвалифицированных специалистов в области маркетинга.
Факт государственной поддержки маркетинговых мероприятий и внедрения элементов маркетинга на макроуровне в нашей стране может позволить нам заявить о перспективах его развития. Как показывает опыт, за этим может последовать и увеличение интереса донорских организаций, усиление маркетинговых ассоциаций и кадров по эффекту "домино". Быть может, и Азербайджан будет упоминаться в числе тех переходных стран, которые интенсивно развиваются благодаря последовательному развитию маркетинга.
ГКЦБ ВВЕЛ НОВЫЕ ПРАВИЛА ОТЧЕТНОСТИ
Госкомитету по ценным бумагам при президенте (ГКЦБ), наверное, надоели нескончаемые скандалы, связанные с невыплатами дивидендов в акционерных обществах, на основании жалоб владельцев небольшого числа акций в данных компаниях.
В этой связи неудивительно, что руководство комитета, с целью разобраться в полном объеме с положением дел в этих АО, решило навести порядок в вопросе предоставления отчетности исполнительных органов и главных бухгалтеров данных предприятий.
Так, приказом председателя ГКЦБ утверждены и вступили в силу Правила подготовки и обнародования ежегодных отчетов эмитентов инвестиционных ценных бумаг. Как сообщили агентству "Тренд" в ГКЦБ, документ определяет правила разработки и обнародования отчетов, но не распространяется на государственные инвестиционные ценные бумаги.
Ежегодный отчет представляется Госкомитету по итогам календарного года верховным органом управления эмитента. Отчет должен содержать название фирмы, ее юридическую форму, юридический адрес и место дислокации, число акционеров (физических и юридических лиц), количество акций у каждого акционера с долей не менее 10% уставного капитала эмитента; о пае юридических лиц с долей не менее 10% капитала.
В отчет должны входить последний ежегодный баланс эмитента и аудиторское заключение на него; сведения о ведении реестра акционеров. В ГКЦБ должна предоставляться полная информация в случае изменений названия эмитента, его филиалов, представительств и дочерних предприятий в течение отчетного года. Должна предоставляться информация о проведении за отчетный год собраний акционеров, их сроках и месте, решениях.
В сведениях о выпуске инвестиционных ценных бумаг должны указываться их тип и форма, государственный регистрационный номер и время регистрации, количество бумаг и их номинал, совокупная номинальная стоимость, сведения о выплаченных дивидендах по акциям за год. В сведениях о выпуске облигаций указывается сумма выплаченных по ним процентов за год.
Эмитент-АО должен указывать сведения о каждом выпуске и дополнительных выпусках акций за год. В этой же части должны предоставляться сведения о типе и формах акций, регистрационном номере и дате регистрации, количестве и номинальной стоимости и совокупной номинальной стоимости, количестве размещенных акций, состоянии выпусков акций. При размещении через фондовую биржу должны указываться название и место расположения биржи.
Страницы отчета должны быть пронумерованы, сшиты и заверены подписью эмитента, подписями главы исполнительного органа и главного бухгалтера, которые несут правовую ответственность за полноту и прозрачность информации.
Отчет должен поступать в ГКЦБ не позднее 15 дней со дня утверждения верховным управляющим органом эмитента. При ошибках отчетности ГКЦБ может потребовать исправления и приостановки обнародования в течение 15 дней после представления. Будем надеяться, что новые правила ГКЦБ послужат улучшению положения дел с защитой прав акционеров в АО, а не является лишь очередным актом бюрократической машины управления.
Отдел экономики
ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОЗАДИ
"НАЛОГОВЫЙ МАРКЕТИНГ" И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА
Заур ВЕЛИЕВ, эксперт ОМА
В последние годы в разных странах мира, в том числе странах СНГ обсуждаются вопросы, связанные с внедрением маркетинга в разные сектора экономики.
Однако до последних лет не велось обсуждение вопросов внедрения маркетинга в государственный сектор. Первый шаг в этом направлении был предпринят Казахстаном, где при президенте создан особый орган, занимающийся маркетингом всей страны. В нашем государстве тоже имеется опыт внедрения маркетинга в госсекторе. Так, при Центре экономических реформ Министерства экономического развития в начале 2003 года был создан отдел маркетинга и общественных связей, который успешно работает уже два года. Дело в том, что в последнее время обсуждается вопрос внедрения маркетинга в финансовых структурах как формы государственного маркетинга. Здесь речь идет о налоговом или бюджетном маркетинге.
В данной статье мы рассмотрим вопрос о налоговом маркетинге. Конечно, каждый из нас почти каждый день сталкивается с маркетингом, налогами же занимается далеко не каждый (хотя почти каждый их платит). Кроме того, для размышления на тему налогов необходимо знание большого количества нормативных материалов, что существенно ограничивает количество субъектов, способных проводить научное исследование и анализ в этой области. Поэтому целесообразно использовать достижения "науки маркетинга" в целях развития "науки налоговедения".
Взимание налогов является видом деятельности государства, поэтому налоговый маркетинг есть вид государственного маркетинга. Государство, в лице правительства, тоже является, по сути, организацией, так как организация - это группа людей, объединенных общей целью.
Цель государства устанавливается статьей 12 Конституции Азербайджанской Республики, а именно "обеспечение прав и свобод человека", то есть цель - удовлетворение потребностей людей путем предоставления им общественных благ, дающих возможность развитию и достойной жизни. Однако для предоставления общественных благ государство должно собирать налоги у граждан.
В данном случае под общественными благами мы должны понимать услуги, оказываемые населению государством и от лица государства. Сюда мы бы включили услуги по регулированию экономической деятельности, решению социальных проблем и так далее. Другими словами, мы рассматриваем налоговый маркетинг как часть государственного маркетинга.
Необходимо в этом плане узнать мнение некоторых российских ученых, которые рассматривают понятие налогового маркетинга как формулу "взимание налогов = обмен".
Если посмотреть на понятие налогообложения и маркетинга с этого аспекта, то понятия "маркетинг" и "налогообложение" в рамках общей предметной сферы превращаются в понятие "налоговый маркетинг".
Итак, налогообложение - это вид деятельности государства, направленный на выполнение государством своих функций посредством взимания налогов у граждан страны (налогоплательщиков).
Давайте рассмотрим этот вопрос (налоговый маркетинг) с точки зрения науки маркетинг. С этой точки зрения любое маркетинговое исследование включает в себя пять последовательных этапов:
1. Анализ рыночных возможностей.
2. Отбор целевых рынков.
3. Разработка комплекса маркетинга.
4. Методы распространения.
5. Методы стимулирования.
Первым делом давайте выясним, как, с точки зрения маркетинга, можно внедрить маркетинг в налоговедение. 1. Здесь, прежде всего, необходим анализ рынка, в том числе предоставляемых общественных благ (товаров), налогоплательщиков (покупателей), спроса и анализ налоговой (маркетинговой) среды.
1.1. При этом необходимо ответить на следующие вопросы:
а) Насколько справедливо распределение общественных благ между населением?
б) Удовлетворяет ли уровень качества налогоплательщиков? (Например, не мешает ли налоговое законодательство нормальной предпринимательской среде?)
1.2.Снижение налоговых тарифов: другими словами, как влияет на предпринимательскую деятельность (вообще на состояние) того или иного лица снижение или повышение налогов?
1.3. На данный момент одна из проблем заключается в том, что налоговая система не ориентирована на налогоплательщика - фискальная функция налоговой системы превалирует над регулирующей, то есть цель здесь заключается в том, чтобы собрать налоги во что бы то ни стало.
Не менее важным пунктом является исследование (налоговой) маркетинговой среды:
- Анализ налоговых систем (налогового законодательства) развитых стран и стран СНГ в области налогообложения.
- Исследование и развитие теории налогообложения (мнение разных ученых в этой области).
- Анализ экономической ситуации в стране и в мире.
2. С точки зрения маркетинга отбор целевых рынков имеет большое значение. В данном разрезе наиболее существенным является вопрос сегментирования юридических и физических лиц. Сегментирование должно производиться по следующим критериям: (регион) местоположение, организационно-правовая форма, вид деятельности, размер доходов, вид субъекта и т д. и т. п.
3. Разработка комплекса маркетинга. В комплекс маркетинга входят товар и цена. Товар - это все, что может быть предложено на рынке для удовлетворения нужд или потребностей. В основе ее лежит основная выгода - та главная услуга или преимущество, которую приобретает покупатель. В данной проблеме товар включает в себя такие элементы налога, как предмет налога, объект налога, налогооблагаемая база, единица налога, масштаб налога. Роль цены играет сумма налога, так как характеризует собой платеж за предоставленные общественные блага. В отношении цены в налоговой теории уже имеются понятие ценовой конкуренции, понятие дискриминационной политики цен (то есть когда предоставляется необлагаемый минимум).
4. Методы распространения в налогово-маркетинговой теории включают в себя следующие элементы налога: срок уплаты, налоговый период, источник налога, порядок уплаты, налоговоправовая норма, субъект.
5. К методам стимулирования можно отнести стимулирующие маркетинговые мероприятия, такие как разъяснение налогового законодательства (у нас, например, до сих пор не подготовлен комментарий к Налоговому Кодексу, хотя НК вступил в силу с января 2001 года) и так далее.
Налоговая теория не успела разработать все требуемые элементы, что мешает выполнению основной цели налогового маркетинга, а именно, наполнение бюджета доходами.
С другой стороны в бюджетно-налоговом маркетинге имеет большое значение то, как налоговики прогнозируют налоговую политику страны на будущие годы. Например, у нас в стране основные приоритеты бюджетно-налоговой политики подготавливается вместе с бюджетным пакетом и выносится на обсуждение Милли меджлиса. В последние годы бюджетно-налоговая политика страны готовится с учетом государственных программ страны. По нашему мнению, это имеет большое значение так как, если мы рассмотрим бюджетно-налоговую политику в комплексе с другими законодательными актами, то результаты будут положительными для всей экономики. Однако не стоит забывать и о том, что основные приоритеты бюджетно-налоговой политики у нас готовятся всего лишь на следующий бюджетный (налоговый) год. А это не дает полной картины того, какой мы видим свою экономику через 5-7 или даже 10 лет. Справедливости ради стоит отметить, что прогнозы по консолидированному бюджету у нас подготавливаются на 4 года (что в свою очередь предусмотрено в бюджетном законодательстве). Приведем пример. В Казахстане государство подготовило "Стратегический план развития Республики Казахстан" до 2030 года. Восьмой раздел этого плана посвящен бюджетно-налоговой политике страны. Это по своей структуре является новым законодательным актом. Ниже приведена эта структура.
Налогово-бюджетная политика Казахстана
1. Цель.
2. Анализ ситуации.
2.1. Сильные стороны.
2.2. Слабые стороны.
2.3. Возможности.
2.4. Угрозы.
3. Стратегические задачи.
4. Стратегия действий.
4.1. Обеспечение стабильности налоговой системы.
4.2.Обеспечение роста налоговых поступлений в бюджет до уровня 30% ВВП.
4.3. Совершенствование налогового законодательства.
4.4. Систематизация налоговых льгот.
4.5. Обеспечение эффективного государственного контроля над внешнеэкономической деятельностью предприятий.
4.6. Реализация принципов бюджетной децентрализации. 4.7. Осуществление ориентации бюджетной политики на развитие социально-экономической сферы государства во взаимосвязи со стратегией развития.
4.8. Усовершенствование системы межбюджетных трансфертов.
4.9.Достижение стабилизации и постепенного сокращения государственного долга по отношению к ВВП.
4.10. Усовершенствование системы бюджетного планирования.
4.11. Обеспечение прозрачности бюджета.
Из этой таблицы видно, что при подготовке документа финансисты Казахстана применили "SWOT - анализ" (сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы), который используется в маркетинг менеджменте. Это, в свою очередь, облегчает работу любого экономиста и государственного служащего. Стратегические задачи и стратегия действий являются элементами стратегического менеджмента.
Все это говорит о необходимости внедрения маркетингового типа мышления в налоговедение, что позволит развить обе науки. Возможность же существования общей предметной области объясняется наличием единого экономического базиса и единой психологией людей на рынке в условиях рыночной экономики. Только изучив обе эти науки, мы сможем говорить о существовании налогового маркетинга. В том, что он необходим, я думаю, мало кто сомневается.
ТРЕТЬЯ СИЛА
МАРКЕТИНГ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
ГКЦБ ВВЕЛ НОВЫЕ ПРАВИЛА ОТЧЕТНОСТИ
"НАЛОГОВЫЙ МАРКЕТИНГ" И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА