Сегодня слушателей программ МВА больше интересует производство
Выбор специализаций МВА, предлагаемый отечественным рынком образовательных услуг, чрезвычайно широк. Но зачастую мало известно, а каковы, собственно, интересы самих потребителей рынка МВА-образования. Обратимся к статистике. Компания Begin Group провела опрос среди слушателей и абитуриентов бизнес-школ и выяснила, что большая часть респондентов обучается сегодня на программах "Общий менеджмент" (43, 1%). На программы "Финансы" приходится около трети респондентов (33, 5%) и 21, 9% - на программы "Маркетинг". И лишь 1, 5% отметили другие программы.
Чтобы проследить, как меняется и меняется ли вообще сфера интересов абитуриентов бизнес-школ, можно сравнить нынешние цифры с данными прошлого года. Большая часть слушателей тогда тоже проявляли особый интерес к программам "Общий и стратегический менеджмент" (61, 7% респондентов). Однако второе место среди интересующих их программ занимал "Маркетинг" (44% респондентов), 12, 8% интересовались "Информационным менеджментом", 13, 4% - программами по внешнеэкономической деятельности и международному бизнесу, 12, 8% - финансовыми программами, 9% - программами в области управления персоналом.
По данным исследований, большинство абитуриентов хотели бы получить знания и навыки в производстве - 81, 2%, чуть меньший процент заинтересованных в нефтегазовой отрасли - 67, 8%, в строительстве - 63, 2%, в электронной коммерции - 25, 2%, в индустрии гостеприимства - 23, 1%, в других сферах - 5, 1%.
На Западе многие бизнес-школы предпочитают обучать студентов, полностью погружая их в учебный процесс. И, пытаясь отгородить своих подопечных от "вредных воздействий" внешнего мира, селят в специальные студенческие городки (кампусы). В России руководство бизнес-школ тоже было бы заинтересовано в дневной и очной формах обучения. К вечерним занятиям, по опросам ректоров бизнес-школ, отношение иногда у слушателей не совсем ответственное. Но, увы, это невозможно. По данным исследования Begin Group, 60, 5% респондентов отметили, что предпочли бы заниматься по вечерней программе, 19, 5% - по модульной. И всего лишь 6% выбрали бы дневную форму обучения, а 14, 4% предпочли бы дистанционную.
Многие отечественные бизнес-школы ведут занятия исключительно на русском языке. Между тем достаточно большой процент слушателей МВА-программ (43, 2%) высказываются за обучение на русском и на английском языках одновременно, 29, 5% - только на английском, 20, 5% - только на русском.
Участвовать в зарубежных программах хотели бы большинство участников опроса (58% респондентов). Наибольший интерес вызывают американские программы (35%), стольких же - британские. Кстати, во всем мире сегодня большим спросом пользуются именно американские программы. И тоже понятно - почему. По-прежнему они находятся на неизмеримо более высоком уровне качества, нежели европейские. Альтернативой получению отечественного диплома МВА в России респонденты считают прежде всего МВА за рубежом (20, 8%). По-прежнему популярно второе высшее экономическое образование 12, 2%. И только 10% слушателей МВА уверены, что альтернативы МВА просто нет.