М.Боровикова не нуждается в представлении. Более четырех тысяч выпускников Санкт-Петербургского железнодорожного техникума с благодарностью вспоминают ту непередаваемую атмосферу, которая царит на ее занятиях. И одна из самых сложных дисциплин - "Организация перевозок и управление движением" - с первого дня становится для большинства студентов любимым предметом. Так бывает, если посчастливится встретить преподавателя, для которого педагогика - не ремесло, а искусство. И оно заключается в том, чтобы пробудить у слушателей курса мысль, предложив им самим искать выход из сложных ситуаций, которыми богата жизнь шагнувшего в зону риска, какой и является железная дорога.
Например, при маневрах произошло столкновение маневрового состава со стоящими вагонами. Последствия понятны. Но почему такое стало возможным? Кто несет за это ответственность и почему? И чем более расширяется кругозор студента, тем сложнее становятся вопросы и смоделированные ситуации. Иногда урок превращается в мозговой штурм, что позволяет ученикам, еще будучи студентами, выходить на реальные проекты. Высокая планка, которую устанавливает Мария Семеновна, дает и высокие результаты. Скажем, расчет величин станционных и межпоездных интервалов для Санкт-Петербург-Московского отделения осуществлен студентами под руководством М.Боровиковой. На Витебском они рассчитали весовую норму для ковдорских маршрутов.
На календаре первый день сентября, сороковой по счету в учительской жизни М.Боровиковой.
"Самое трудное искусство, - не устает повторять Мария Семеновна, - искусство управлять". Действительно, поломку в машине можно устранить, сбой в механизме управления часто "починке" не поддается, поскольку здесь мы имеем дело со сферой человеческих отношений. Только до конца усвоивший эту истину имеет право называть себя командиром. День знаний для самых способных учеников Марии Семеновны - ректора ПГУПСа, доктора наук, профессора В.Ковалева, начальника службы перевозок М.Голдовского, начальника службы управления персоналом А.Панкова, начальника Санкт-Петербург-Витебского отделения О.Валинского и многих-многих других - никогда не кончается.
А заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный железнодорожник М.Боровикова снова входит в аудиторию. Какие они, ее новые студенты? Как одни сутки у движенцев не похожи на другие, так различаются и студенческие аудитории.
- Если откровенно, - говорит М.Боровикова, - есть претензии к школе, которая, приходится констатировать, не дает необходимой подготовки. А ведь движенец - человек особого склада. Здесь часто дается секунда на раздумье. И одной смекалки мало, если ты нажатием кнопки решаешь десятки человеческих судеб. Но хочу сказать, что ребята быстро адаптируются. Мне было приятно узнать, что наш Дима Меркулов, попросившийся на практику на самый трудный участок - дежурным по парку на Сортировочной-Московской, остался там и по окончании ее, что его в коллективе полюбили...
Прошедшее лето было не совсем обычным в жизни Марии Семеновны. Она побывала на родине, в городе Ливны Орловской области. Поклонилась родным могилам, вспомнила, как в разбитом войной Орле среди полуголодных студентов, фронтовиков-инвалидов училась на поездного диспетчера. Тогда, в сорок четвертом, техникум только движенцев и готовил. Да ничего другого девушка из семьи потомственных железнодорожников и не хотела. Карьера была стремительной. Получив позднее специальность инженера по эксплуатации железных дорог, она, не задумываясь, уступила свое столичное распределение многодетному коллеге, мечтавшему остаться в Москве, и отправилась на сопки Маньчжурии. Было у Марии Семеновны одно заветное желание - поступить в аспирантуру. А тут, точно угадав, предложили ей преподавательскую должность в Орловском техникуме железнодорожного транспорта. Чтобы лучше познать свою науку, там и начала она свой курс по организации движения поездов. Директором его в ту пору был заслуженный учитель Иван Иванович Воронин. От него-то она и услышала впервые: "Вы, Мария Семеновна, настоящий педагог". И уже не забывала об этом. И какие бы перспективы ни рисовала причудливая фортуна (в 1960-м пригласили в МПС, где она тоже показала себя с лучшей стороны), тянуло на преподавательскую работу.
В Северную Пальмиру привело замужество. Тогда-то и переступила впервые порог техникума на Бородинской. В аспирантуру, правда, так и не поступила, но стала автором учебника по организации движения поездов. Подарила экземпляр краеведческому музею в Ливнах. По дороге обратно, в Петербург, думалось о многом. Перед отпуском разговор состоялся с директором. Решила Мария Семеновна уйти на отдых: что ни говори, а сорок лет преподавательской деятельности - это срок. Вспомнилось его огорченное лицо, глаза юных студентов, почувствовала, как соскучилась по этой привычной обстановке, по молодым коллегам, нуждающимся в ее поддержке. Переменила решение.
- Алексей Валерьевич, я остаюсь.
Тревожно-вопросительный взгляд на его лице сменился улыбкой:
- Признаться, я на это очень рассчитывал. Начинаем работать.