В этом убежден генеральный директор группы компаний "Перекресток" Александр Косьяненко
Сегодня ЗАО "Торговый дом "Перекресток" - ведущая национальная компания с широкой сетью супермаркетов, одна из первых в истории отечественного ритейла. Ежегодный прирост товарооборота и площадей - более 30 процентов. Интегрирована в мировую систему производства и продажи продуктов питания. Пользуется доверием и услугами крупнейших финансовых институтов. Первый зарубежный кредит - 42 миллиона долларов - был получен в 1996 году от Европейского банка реконструкции и развития. В 2004-м под гарантии ведущих западных банков компания получила уже 75 миллионов долларов - беспрецедентный случай в истории розничной торговли России и свидетельство высокого кредитного рейтинга "Перекрестка" в мире.
В интервью корреспонденту "Липецкой газеты" Александр Косьяненко заявил: самим фактом своего существования компания переводит бизнес на новые правила игры. И конкуренты должны к ним привыкать
- Александр Николаевич, а с чего вы начинали?
- С Московского института стали и сплавов, который я окончил в первой половине восьмидесятых. Это был переломный момент в истории страны. А потому - благоприятное время для всякого рода выскочек, к которым я себя причисляю. Разумеется, в хорошем смысле этого слова. Позже, работая инженером в научно-исследовательском центре, я начал зарабатывать первые деньги вне государства: преподаванием каратэ в коммерческих группах. И зарабатывал принтом больше, чем мой начальник отдела. Видимо, это и помогло мне понять, что советская система дает сбой.
Я уходил из научно-исследовательского института, и на меня смотрели, как на сумасшедшего. Мол, перед тобой открыта широкая дорога - станешь кандидатом технических наук, уважаемым человеком, а так неизвестно что тебя ожидает Впрочем, оставались в основном те, кому было интересно всю жизнь перемещаться от одного письменного стола к другому. Но мне от такой перспективы хотелось пойти и повеситься. Так что на самом деле, зарабатывать в те, "перестроечные", времена начали те, кто не имел психологических границ. Тем более что с технической точки зрения это было несложно.
- А когда удалось заработать первую тысячу долларов?
- Интересный вопрос! Сейчас уже трудно вспомнить Где-то в 1986 году. Тогда, "проскочив" мимо кооперативного движения, я занялся операциями с недвижимостью. Позже работал в банке "Менатеп", был председателем правления акционерного коммерческого банка "Москва-Центр".
В "Перекрестке" я с 1995 года - с самого основания компании. В то же время открылся первый супермаркет сети. Отсюда пошла история одного из немногих в истории отечественного ритейла предприятия
- Минуло десять лет, и "Перекресток" стал ведущей национальной компанией с широкой сетью супермаркетов. В прошлом году предприятие увеличило чистую выручку на 77 процентов, таким образом продемонстрировав высокую эффективность. Назовите формулу успеха "Перекрестка"
- Мы добились того, к чему стремились - сегодня "Перекресток" один из первых в России магазинов европейского уровня, и стиль его работы - стиль цивилизованного образа жизни. Качество, ассортимент, сервис - все отвечает европейским стандартам.
Дело в том, что теперь население желает получать не просто товары, а товары высочайшего качества, не разрозненный ассортимент, а готовые решения и новые комплексные услуги. Наши покупатели научились выбирать лучшее из существующего. И мы стремимся к тому, чтобы развивать и совершенствовать новые идеи, новые возможности. Важно, чтобы покупатель, приходя в наш магазин, не подстраивался под наши стандарты. Наоборот - мы должны подстраиваться и соответствовать желаниям, потребностям, требованиям покупателей.
Наша формула успеха - "качество - ассортимент - сервис - цена" - все время усложняется и совершенствуется. Мы предоставляем полный комплекс европейских стандартных услуг и, как говорят французы an plus , то есть еще нечто, особенное, специально для наших покупателей. Это нечто - то, чего нельзя купить нигде, кроме магазинов нашей сети, например фирменные продукты под торговой маркой "Перекресток", изделия собственной кулинарии и пекарни.
Соответствовать потребностям, желаниям, каждого покупателя - вот наша цель. Необходимо заинтересовать людей новым качеством жизни, научить грамотно, с уважением и любовью относиться к себе.
- Однако открытие в прошлом году в Липецке и ряде других российских городов супермаркетов "Перекресток" вызвало негативную реакцию у региональных предпринимателей. Мол, экспансия столичного капитала "задушит" местный малый бизнес
- Никто не собирается "душить" местных предпринимателей. Просто самим фактом своего существования наша компания переводит бизнес на новые правила игры. Мы говорим: давайте вместе платить налоги и выделять средства на социальное развитие региона. Предлагаем устанавливать реальные цены и снижать их за счет использования новейших технологий во всем: от организации торговли до управления персоналом. Предлагаем с уважением относиться к покупателям и поддерживать европейские стандарты. Есть бизнесмены, которым эти правила не подходят, потому что они привыкли, например, сдерживать цены за счет сокрытия доходов, снижая тем самым уровень жизни жителей региона, научились реализовывать потребителям некачественный товар да еще и втридорога И все это - под требования их поддержки как местных предпринимателей.
Более того, региональному бизнесу в любом случае не удастся сохранить свое поле деятельности "закрытым". Пора понять: если на него не придут сети федерального масштаба, то его займут иностранные компании, как это случилось в Восточной Европе. Однако там крупный бизнес вполне мирно сосуществует с малыми предприятиями, и всем хватает места под солнцем.
- Видимо, за такую честность в отношениях западные банки и выдают вам кредиты?
- Западные банки верят нам по нескольким причинам. Прежде всего, что для них очень важно, мы - прозрачная сеть. А это означает не только то, что "Перекресток" вовремя перечисляет налоги и ведет учет, хотя и это имеет значение. Кстати, именно поэтому аудит у нас уже 10 лет проводит международная компания. В понятие прозрачности входит и правильное корпоративное управление, то есть верное распределение полномочий между акционерами, советом директоров, правлением компании. Сочетание всех составляющих и позволяет получать кредиты.
- Какой вы видите вашу фирму в первом десятилетии XXI века?
- Хотелось бы, чтобы "Перекресток" оставался лидером российского рынка, компанией с сильной командой профессионалов, владеющей передовыми розничными технологиями. Компанией, где интересно работать. И сетью магазинов, где удобно делать покупки на любой вкус.