НИКОЛАЙ БУРНОСОВ: "ЖЕЛАЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМ БЛАГОСОСТОЯНИЯ"

Российская система железнодорожного транспорта всегда отличалась заботой о достойном социальном обеспечении своих тружеников. Пять лет назад по решению коллегии Министерства путей сообщения РФ была создана отраслевая система негосударственного пенсионного обеспечения железнодорожников, а одним из первых документов, принятых руководством созданного в октябре 2003 года ОАО "Российские железные дороги", стало Положение о негосударственном пенсионном обеспечении (Положение НПО) работников ОАО "РЖД". О том, как сегодня обстоят дела в области негосударственного пенсионного обеспечения железнодорожников, мы попросили рассказать вице-президента ОАО "РЖА", начальника Департамента управления персоналом Николая Бурносова.

- Николай Матвеевич, как известно, система негосударственного пенсионного обеспечения железнодорожников существует уже 5 лет. Какие изменения произошли в ней за это время?

- Отраслевая система негосударственного пенсионного обеспечения железнодорожников существует с декабря 1999 года, когда решением коллегии Министерства путей сообщения Российской Федерации в качестве уполномоченного отраслевого пенсионного фонда МПС России был выбран НПФ "Благосостояние". В 2001 году основы этой системы были закреплены в Отраслевом тарифном соглашении по федеральному железнодорожному транспорту. В то время система НПО была ориентирована главным образом на железнодорожников предпенсионного и пенсионного возраста.

Так совпало, что в 2001 году реформа федерального железнодорожного транспорта и реформа государственной пенсионной системы в нашей стране начались одновременно. Именно это послужило толчком к изменениям в области негосударственного пенсионного обеспечения работников отрасли.

В начале 2004 года президент

ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев утвердил Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО "РЖД". Оно базируется на принципах, правильность которых доказана в процессе деятельности отраслевой системы негосударственного пенсионного обеспечения. Прежде всего это вовлечение в качестве участников - вкладчиков в корпоративную пенсионную систему всех работников ОАО "РЖД", а также их участие совместно с ОАО "РЖД" в финансировании своих будущих негосударственных пенсий.

- Что это даст работнику на практике?

- Присоединившись к договору негосударственного пенсионного обеспечения в качестве участника-вкладчика, работник получает возможность существенно увеличить размер своих доходов после выхода на заслуженный отдых за счет гарантированной прибавки к трудовой пенсии. Скажем, сейчас средний размер негосударственных пенсий, выплачиваемых нашим работникам через НПФ "Благосостояние", составляет 1149 рублей. Это выше, чем средний размер негосударственных пенсий, которые выплачивают другие негосударственные пенсионные фонды. Хочу также заметить, что работник финансирует свою будущую пенсию совместно с ОАО "РЖД" и в целом ряде случаев. Например, если человек родился до

1967 года, то компания берет на себя уплату большей части пенсионных взносов.

- Как строятся отношения между ОАО "РЖД" и НПФ "Благосостояние"?

- До недавнего времени договор с НПФ "Благосостояние" каждая железная дорога заключала самостоятельно. А 15 июня нынешнего года между ОАО "РЖД" и фондом был заключен единый договор "О негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО "РЖД". Подписание данного документа стало закономерным продолжением долгосрочного сотрудничества НПФ "Благосостояние" и предприятий, входивших до октября 2003 года в систему МПС РФ, а с октября вошедших в состав ОАО "РЖД".

- Каким образом ОАО "РЖД" контролирует, как отраслевой фонд управляет доверенными ему деньгами?

- Высший орган, контролирующий деятельность НПФ "Благосостояние", - совет фонда. Его председателем является первый вице-президент ОАО "РЖД". Кроме того, представители нашей компании и Роспрофжела работают и в составе ревизионной комиссии, которая осуществляет контроль за финансовой деятельностью фонда, проверяет учет поступления пенсионных взносов, использование полученных средств и правильность выплат негосударственных пенсий.

- Сколько железнодорожников уже получают негосударственные корпоративные пенсии?

- По состоянию на 1 августа 2004 года такие пенсии в НПФ "Благосостояние" получали более 63 тысяч железнодорожников. По этому показателю фонд занимает первое место среди 292 российских негосударственных пенсионных фондов.

- Каким образом железнодорожник может присоединиться к договору НПО и стать участником-вкладчиком?

- Для этого работник ОАО "РЖД" должен оформить подписной лист участника-вкладчика, выразив таким образом свое желание присоединиться к договору негосударственного пенсионного обеспечения. Сделать это можно в отделе кадров организации, в которой он трудится, и одновременно подать в бухгалтерию заявление об удержании пенсионных взносов.

- Сегодня много говорится о так называемой государственной накопительной пенсионной системе. Может ли работник ОАО "РЖД" получать негосударственную корпоративную пенсию и одновременно быть участником этой системы?

- Конечно, ведь негосударственная пенсия является дополнительной и выплачивается независимо от государственной. Что же касается накопительной части государственной трудовой пенсии, то это совершенно отдельная тема. Если раньше все средства, перечисляемые работодателем в качестве пенсионных отчислений, использовались для выплаты текущих пенсий, то теперь до 6 процентов зарплаты работника ежегодно переводится на накопительную часть его лицевого счета. Таким образом, узнав из рассылаемых сейчас писем Пенсионного фонда России, сколько денег находится у вас на накопительной части лицевого счета, вы сами можете решать, как распорядиться этими средствами. Важно понимать, что накопительная часть - это деньги, которые вы сможете получить только после выхода на пенсию. Их нельзя снять со счета прямо сейчас. Зато этими деньгами вы вправе разумно распорядиться и реально увеличить размер своих будущих доходов. Их можно вложить, например, в негосударственный пенсионный фонд, который будет выгодно инвестировать эти средства и таким образом приумножать размер вашей будущей пенсии. Причем воспользоваться этим правом я бы в первую очередь рекомендовал лицам 1953 - 1966 годов рождения. Напомню, кстати, что по решению Правительства выразить такое свое желание можно только в 2004 и 2005 годах.

- А какой совет вы могли бы дать?

- Мне кажется, что перевести накопительную часть своей пенсии в НПФ "Благосостояние" было бы вполне логичным шагом. Наш отраслевой фонд давно работает с предприятиями железнодорожной отрасли и неоднократно подтверждал свою эффективность и надежность. Кроме того, у отраслевого фонда есть еще целый ряд неоспоримых преимуществ: он имеет разветвленную сеть филиалов в 80 регионах России, а значит, может более эффективно решать вопросы со своими вкладчиками. Важно помнить, что негосударственный пенсионный фонд в отличие, например, от управляющей компании заключает персональный договор с каждым работником и в любой момент предоставляет информацию о состоянии накопительного счета.

- Что хотели бы вы пожелать работникам ОАО "РЖД"?

- Руководство нашей компании твердо намерено сохранить и приумножить лучшие традиции социальной защиты трудящихся, которыми всегда славились железнодорожники. В ОАО "РЖД" работают настоящие профессионалы, преданные своему делу. Я уверен, что корпоративная система негосударственного пенсионного обеспечения еще больше укрепит их уверенность в завтрашнем дне и будет способствовать новым трудовым достижениям.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости