Как журналисты "СПб Курьера" балкер испытывали
Удивить жителя города на Неве бассейном, пусть даже для испытания судов, казалось бы, невозможно. А вот сотрудникам ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова это удалось. Во-первых, потому, что в стенах института находится самый большой в мире водный полигон. Во-вторых, потому, что здесь проходили проверку практически все отечественные суда.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ
- Ну что, мы немного пройдем вперед или лучше подождем, пока к нам подъедут? - с сомнением глядя на мои каблуки, спросил проведший нас через препоны охраны начальник управления персоналом ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова Сергей Иванов.
- Конечно, пойдем, - не желая упускать возможности поближе познакомиться с бассейном, заявила я. И не просчиталась. Сергей Николаевич оказался хорошим экскурсоводом. И пока мы шли, успел рассказать немало интересного. К примеру, выяснилось, что это самый большой в мире бассейн для испытаний моделей судов разного назначения. Есть, правда, подобные сооружения в Англии, Японии, Италии, Болгарии, но все они меньше. Главный конкурент - бассейн Тейлора - находится в США.
- Во времена железного занавеса мы соревновались кто кого перегонит. Потом на конференциях сверяли результаты. Эта конкуренция продолжается и сегодня, - говорит Сергей Иванов. Правда, уже в неравных условиях, добавим мы. Потому что если Тейлоровский центр целиком находится на содержании правительства США, то российский институт финансируется из государственного бюджета более чем скромно. В то время как уникальны здесь не только параметры бассейна (длина рабочего участка 1324 метра, ширина - 15 метров), но даже вода.
- В холодной воде парафиновые модели, которые мы испытываем, могут растрескаться. Поэтому вода здесь уже специально нагрета. Кроме того, она дегазирована. (Может быть, именно это и нравится поселившимся тут рыбкам и даже ракам, о которых то ли в шутку, то ли всерьез рассказывают сотрудники института?)
- А рельсы? Вы, конечно, обратили внимание на них? - показывая на обычные, казалось бы, трамвайные пути, допытывался Иванов. И, видя наше недоумение, объяснял, что эти ничем вроде не примечательные железки по-своему уникальны и не имеют аналогов. А уж о том, чтобы повторить их изготовление сегодня, и речи не ведется.
- В свое время, - вспоминает Сергей Иванов, - ради их изготовления пришлось даже фрезерный станок устанавливать на улице. Зато получились максимально длинные рельсы с минимальным количеством стыков.
ЧТО ТАКОЕ ТЕЛЕЖКА?
В это самое время появляется и главный предмет интереса - буксировочная тележка. Несколько ступенек наверх, и мы уже внутри этого необычного сооружения, показавшегося нам вначале то ли остовом огромного вагона, то ли мостом, соединяющим два берега бассейна.
- Начальник сектора кандидат технических наук Игорь Чичерин, - представился вышедший нам навстречу человек. И на дилетантский вопрос, почему все-таки тележка, дал небольшую историческую справку.
- Когда в конце XIX века англичанин Фруд создавал эту конструкцию, внизу она крепилась так же, как сегодня, а наверху ее двигали на тросе специальные механизмы - отсюда и тележка.
Впрочем, эта махина если и напоминает тележку, то уж никак не своими размерами (длина - около 30 метров, вес - свыше 20 тонн), тем более обустройством: на палубе - комфортабельные кресла и журнальный столик. ("Для удобства заказчиков", - объяснили нам.) Чуть дальше - кабина для сотрудников, проводящих исследования.
Сегодня с ее помощью испытывают гребной винт для ледокола. Как и большинство заказов, работа выполняется для зарубежной компании, в данном случае - финской.
- Корпуса у судов могут быть практически одинаковыми, а вот винты для каждого из них проектируются индивидуально. Потому и необходимы испытания, и каждое из них - как в первый раз, - говорят молодые специалисты-проектировщики. А один из них - Роман Баранов - подчеркивает, что к испытываемому сегодня винту требования особые. Он предназначен для ледокола и, чтобы выдерживать повышенные нагрузки и работать в ледовом поле, должен быть особо прочным.
Впрочем, беспокоиться, похоже, не о чем. Глядя на экран монитора, руководитель эксперимента Галина Александрова и проверяющий работу винта на разных оборотах механик Сергей Кохановский коротко докладывают: "Все идет нормально".
ПРЕДСКАЗАТЕЛИ
На второй тележке испытываются главным образом быстроходные катера и суда на воздушных крыльях. Ее "командир" - кандидат технических наук Андрей Сверчков - и не вспомнит, сколько судов он проверил за двадцать лет своей работы в институте. Зато честно признает, что нестандартные ситуации все же случались. Бывало даже, что модели топили. И доставать их с глубины семь метров было довольно затруднительно.
Неожиданные сюрпризы преподносили и суда на воздушной подушке. Хотя любовь Сверчкова к ним от этого меньше не стала, скорее, наоборот.
- Тут результат никогда не предскажешь заранее. Но это даже здорово. Ведь чем работа сложнее, тем больше она требует знаний и сил, и тем, соответственно, интереснее. Да и удовольствия от такой работы куда как больше, - говорит Андрей Сверчков. И откровенно рассказывает, что были, конечно, и у него мысли уйти из института. Особенно в период перестройки, когда даже начальство расписалось в своем бессилии, разрешив сотрудникам работать на стороне. Одни тогда уехали за границу. Другие резко поменяли профессию. Были сомнения и у самого Андрея, тем более что и друзья постоянно сманивали. Но победила все же любовь к кораблям. А престижный международный диплом на изобретение помог укрепиться в решении не покидать институт.
Сегодня дела на предприятии несколько наладились. И хотя зарплата выплачивается стабильно, она по-прежнему чрезвычайно мала, особенно по сравнению с тем, как оценивают труд подобного рода профессионалов на Западе. И все же молодежь приходит.
- Сегодня в институте 56 молодых специалистов. И хотя раньше ежегодно приходило примерно столько же, это все равно неплохой результат. Тем более что никто не собирается уходить. Есть пока у кого учиться, да и работа интересная, - комментирует Сергей Иванов.
Предмет сегодняшнего интереса - закрепленная на второй тележке модель балкера. И тоже для иностранного заказчика. Ведь проводить подобные испытания на Западе - удовольствие дорогое.
- Мы бедные, да наследство у нас богатое, - объясняя российский парадокс, шутят специалисты.
ВНАЧАЛЕ БЫЛА МОДЕЛЬ
По соседству с бассейном - модельный участок, где появляются на свет уменьшенные копии настоящих судов. Работа по их изготовлению требует особых навыков и даже таланта. Не случайно ушедших из института специалистов нарасхват берет любая реставрационная мастерская, включая лучшие петербургские дворцы.
Старший мастер Борис Ларионов показывает готовящиеся к испытаниям модели. Сегодня в "моде" два материала - парафин и пенопласт. Какой из них предпочтительнее, он сказать не берется. Все зависит от поставленной задачи.
- Сначала изготавливается деревянный скельтон, который оклеивается двумя слоями бумаги и слоем парусины. Затем он ставится на специальный стол, закрывается щитами, промазывается глиной. После чего заливается настолько горячим парафином, что остывать ему приходится потом несколько недель, - делится Ларионов "секретом" изготовления моделей.
- В последние годы парафиновых моделей стало больше. Но может быть, это и к лучшему. Ведь если возникнут какие-либо требования по переделке, то их будет легче выполнить на парафиновой модели, - отмечает Борис Ларионов.
Кроме водоизмещающих моделей обычного назначения в ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова изготавливают модели и для средств освоения океана, в частности, газовые и буровые платформы.
- Модели буров только начинают свое развитие, поэтому здесь много неизвестного: как делать, из каких материалов, тем более что нагрузки предстоят не шуточные, - говорит начальник отдела модельного производства Павел Кортунов.
Здесь уже проводились испытания буровых платформ для Штокмановского и Приразломного месторождений. Но больше всего специалистам запомнилась работа по подъему атомной подводной лодки "Курск".
- Это была очень срочная работа: сегодня давался чертеж, а завтра уже была нужна модель. При этом надо было исследовать массу вопросов, к примеру, как поведет себя модель при буксировке или каким образом на нее будут влиять подводные течения. Тем более что исследований перемещения таких объектов ни у кого не было, - рассказывает Павел Кортунов.
Жизнь показала: все расчеты специалистов центра оказались очень достоверными. А фраза о том, что "подъем "Курска" начался в ЦНИИ имени Крылова", получила свое законное право на существование. Водный полигон, где проходили испытания модели практически всех надводных и подводных кораблей не только нашей, но и многих зарубежных стран, еще раз подтвердил свой высокий статус.