Неприятный сюрприз преподнес налогоплательщикам Минфин на последнем заседании правительства в сентябре. Финансисты представили пакет новаций, по сути, направленных на резкое ужесточение налогового администрирования. Вместо послаблений при сборе НДС с авансов, возведении объектов капитального строительства и экспортных операциях отечественный бизнес ждут штрафы без решения суда и рыночные цены, которые будут диктовать налоговые инспектора.
Основные усилия в борьбе за налогооблагаемую базу Минфин сосредоточил на НДС, который, как известно, является главным "кормильцем" федерального бюджета. Для этого, по мнению налоговиков, нужно в кратчайшие сроки ликвидировать условия для создания центров "черной" прибыли, которые возникают в результате использования трансфертных цен и фирм-однодневок.
Сами представители налоговых органов признают, что сегодня острота проблемы трансфертных цен значительно снизилась за счет ликвидации внутренних офшоров, установления ставки НДПИ в рублях. Но все же трансфертное ценообразование продолжают активно использовать для уклонения от налогов, а действующий НК не дает финансовому ведомству возможность эффективно бороться с этим злом.
Поэтому Минфин предлагает четко прописать в ст. 40 Налогового кодекса методы определения рыночных цен на товары и услуги. По мнению Сергея Шаталова, здесь целесообразно использовать метод обратных итераций от цены конечного продукта, который применяется во многих зарубежных странах. Это позволит, как считают налоговики, объективно определять облагаемую базу и доначислять предприятиям скрытые от бюджета суммы.
Непонятно, что мешает сейчас сотрудникам налоговых служб определять средние цены на нефть, газ и металлы. Ведь основная часть налоговых преступлений происходит в отраслях, которые занимаются поставками сырья на экспорт. А цены на эти продукты можно просто посмотреть на биржевых площадках в Интернете или специализированных изданиях.
В Налоговики предлагают также внести изменения в п. 4 ст. 40 Кодекса, определяющий максимальный процент отклонения цены сделки от среднего рыночного уровня. По оценке финансистов, при больших объемах поставок, например, нефти или газа, 20% превращаются в огромные суммы, которые исчезают из налогооблагаемой базы.
В Следующее предложение Минфина - расширить в Налоговом кодексе перечень оснований, которые позволяют признавать юридические лица взаимозависимыми. На данный момент согласно Кодексу налоговики не вправе оспаривать цены сделок, даже заключенных двумя сестринскими фирмами, созданными одной компанией или управляемыми одним менеджментом.
В Но самое мощное оружие Минфина в борьбе за НДС - электронные счета-фактуры. Грандиозная информационная система, по замыслу налоговиков, будет способна учитывать за год 14 млрд электронных счетов-фактур (каждый из которых, кстати, включает в себя несколько товарных позиций).
При этом она будет проводить стыковку документов, выписанных участниками многочисленных хозяйственных операций на российских просторах и обнаруживать оставшиеся без пары или не совпадающие по суммам счета-фактуры. Таким образом, сотрудники налоговых органов будут получать сигналы о потенциальных мошенничествах и начинать проверку сомнительной деятельности.
На реализацию этого эксперимента Минфин запросил у правительства 2 млрд руб.
Еще большую сумму хочет получить МВД для создания единой базы данных по паспортам - 3,6 млрд руб. Для регистрации фирм-однодневок сейчас активно используются утерянные или украденные паспорта, а также документы умерших людей. Внедрение единой паспортной базы должно перекрыть эту лазейку мошенникам.
Целесообразность создания единой информационной базы по паспортам почти не вызывает сомнений. Трудно только сказать, как она будет функционировать в реальности. Даже чеченские террористы без особых хлопот сами получали паспорта в нашей милиции, что уж говорить о мелких мошенниках...
А на подходе еще две информационные базы, которые предлагает внедрить Минэкономразвития для борьбы с фирмами-однодневками, наживающимися на махинациях с возмещением НДС. Речь идет о реестре налогоплательщиков косвенных налогов и единой базе участников внешнеэкономической деятельности. Суммы, необходимые для разработки и внедрения этих информационных ресурсов, МЭРТ пока не обозначил.
Велика Россия, и информационных баз в ней не счесть! Главное, чтобы деньги, затраченные на их разработку и функционирование, не превышали эффект от их внедрения.
Финансисты также предлагают усилить борьбу с фирмами, которые "игнорируют" акцизы. Для сокращения нелегального оборота алкогольной продукции, по мнению экспертов Минфина, целесообразно установить ответственность плательщиков акциза в случаях, когда горячительные напитки "исчезают" по пути с акцизного склада поставщика на акцизный сток покупателя, и предельный срок для путешествия алкоголя на такой склад.
Определенные сомнения вызывают также предложения финансистов разрешить налоговым органам взыскание штрафов без решения суда. Если в течение определенного времени налогоплательщик не решится обжаловать действия налоговиков, то штраф будет списываться в бесспорном порядке.
За рамками новаций Минфина, к сожалению, остались проблемы, решения которых ожидал отечественный бизнес:
- сокращение сроков зачета НДС при капитальном строительстве;
- отсрочка оплаты налога при импорте оборудования;
- отмена НДС с авансовых платежей;
- уточнение механизма применения нулевой ставки налога, в том числе перечня документов, подтверждающих обоснованность ее использования;
- сокращение срока возврата НДС по экспортным операциям.
На данный момент компании, реализующие крупные инвестиционные проекты, имеют право получить вычет по НДС только после окончания строительства. А фирмы, импортирующие современное дорогостоящее оборудование, вынуждены платить НДС сразу на таможне. В обоих случаях налоговое законодательство ставит в трудное положение предприятия, которые вкладывают деньги в развитие своего бизнеса в России (а не вывозят капитал за рубеж).
В Послании Федеральному Собранию Президент прямо указал на необходимость решить эту коллизию в пользу отечественного бизнеса.
Об отмене НДС с авансов глава государства уже говорил многократно. И что же?
По мнению Сергея Шаталова, финансовое ведомство сделало столько шагов для снижения налогового бремени за последнее время, что решение проблемы с налогом при капстроительстве и импорте оборудования можно отложить на 2007 г.
НДС же с авансов при расчетах внутри страны не стоит отменять вообще, поскольку на эти деньги предприятия закупают сырье и предъявляют налог к вычету.
По оценке председателя экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаила Орлова, сейчас наметилось определенное противостояние между Минфином и Администрацией Президента, которая настаивает на реализации указаний главы государства, касающихся НДС. Еще одним подтверждением этого факта стало решение правительства поручить финансовому ведомству в десятидневный срок доработать представленные материалы и включить в пакет новаций меры, направленные на решение проблем бизнеса, которые упомянуты выше.
Это дает повод для сдержанного оптимизма: ужесточение налогового администрирования в таком случае, возможно, будет сопровождаться принятием разумных предложений бизнеса по реформированию НДС.
Графические материалы:
Поступление основных налогов в федеральный бюджет в январе - августе 2004 г.
Материалы доступны в бумажной версии издания.
***
К сведению!
78,6 % от объема уплаченного НДС предъявили отечественные компании к вычету в 2002 г.
81,5 %составил этот показатель в 2003 г.
до 85 % он вырос в первом полугодии 2004 г.
По данным Минфина России