МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕПЛОТЕХНИКИ НЕ ТОЛЬКО СОЗДАЕТ "ТОПОЛЯ" ДЛЯ РВСН, НО И ОБЕСПЕЧИВАЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛИСТОВ
МИТ, возглавляемый Юрием Соломоновым, известен как разработчик самого грозного российского оружия - межконтинентальных баллистических ракет. Однако сейчас институт занимается также и различного рода высокотехнологичными изделиями гражданского назначения. Одна из недавних новинок такого рода - система обеспечения противогололедной обстановки. О ней рассказывает генеральный директор дочернего предприятия МИТ ОАО "Московские дороги" Александр НЕФЕДОВ.
- Александр Николаевич, о том что гололед - это сущая напасть для наших дорог зимой, всяк в России знает. А вот что такое антигололедная система? Объясните, пожалуйста.
- За последние годы в Москве резко увеличились транспортные потоки и возрос скоростной режим движения машин. Поэтому всегда актуальная проблема обеспечения безопасности в неблагоприятных погодных условиях, к примеру, во время гололеда, стала просто вопиющей. Решать же ее необходимо без снижения пропускной способности магистралей. Сделать это можно за счет создания автоматических систем, отвечающих современным требованиям экологии и интегрированных в сложившийся облик города.
Наша система обеспечения противогололедной обстановки СОПО-МКАД целиком разработана на базе отечественных технологий и предполагает автоматическую обработку химреагентом трасс, точнее наиболее сложных участков - крутых спусков, подъемов, развязок на пересечении вылетных магистралей с Московской кольцевой автодорогой. Над СОПО мы работали в течение 2002-2003 годов. В макетном варианте она уже прошла испытание на развязке Ярославское шоссе-МКАД. Основной задачей прошлого года стало обеспечение и проверка надежности съема метеоинформации и передачи данных в центральный диспетчерский терминал, который находится на территории Московского института теплотехники. Также опробованы алгоритмы, которые мы создали и продолжаем совершенствовать в содружестве с ГУ "Центральная аэрологическая обсерватория". Эта организация давно занимается метеопрогнозами, в том числе решает задачи предупреждения о надвигающихся атмосферных фронтах с северозападного направления.
САПО по результатам испытаний показала свою надежность; за весь год у нас не было ни одного сбоя в съеме и передаче метеоинформации. Вся электроника отработала без вопросов. То же самое можно сказать и о всей гидравлике. Замечания, которые возникли в процессе испытаний, учтены в конструкторской документации. Сейчас в соответствии с распоряжением правительства Москвы мы полностью оснащаем нашей системой развязки Ярославского шоссе-МКАД и Алтуфьевское шоссе-МКАД. Вместе с тем для создания задела на 2005 год мы завершаем еще три проекта по развязкам на Московской кольцевой автодороге с Дмитровским, Ленинградским и Осташковским шоссе. На следующий год планируется выделение средств на оснащение порядка 5-10 развязок, А всего, в соответствии с подготовленной нами программой, до 2007 года СОПО предстоит разместить на 39 развязках.
- А за рубежом применяются подобные устройства?
- Интерес к таким системам за рубежом стал появляться в 80-х годах. Тогда ведущие компании, такие, как Люфт, Бошунг, ряд канадских фирм, начали ставить на дорогах метеорологические станции, а на удаленных и сложных для доступа участках - еще и системы разбрызгивания химического реагента. Химические реагенты применяются разные: это и растворы обычной соли, и ХКМ (хлористый кальций модифицированный), как в Москве, и более дорогие составы, действующие значительно качественнее.
Применение таких систем, исходя из зарубежного опыта, позволяет в 5 раз сократить количество реагента за счет того, что на дорогу выпрыскивается именно тот объем вещества, который необходим по метеоусловиям в данной конкретной точке.
- Что собой представляет автоматизированная система обеспечения противогололедной обстановки?
- Она состоит из дорожных участков. Участок имеет в своей структуре следующие элементы: автоматическая дорожная метеостанция, датчики дорожного полотна, центральная насосная станция, подающая реагент на разбрызгивающие устройства. С помощью оптико-волоконной или GSМ-связи дорожный участок соединен с центральным терминалом, контролирующим деятельность всей системы. Наша система построена по открытой архитектуре, что позволяет расширить ее функции без существенных дополнительных капитальных вложений (например, контроль потоков транспорта, загрязнение среды и другое).
Автоматическая дорожная метеостанция снабжена набором датчиков, которые фиксируют температуру, влажность, давление, скорость и направление ветра, вид о количество осадков.
Дорожный датчик монтируется непосредственно в дорожное полотно и измеряет концентрацию химреагента на асфальте, температуру на поверхности трассы и на глубине 5 см и 30 см для того, чтобы оценить тепловые потоки. Этот же датчик позволяет определить толщину водной пленки, что можно использовать для предупреждения о возможности возникновения эффекта аквапланирования. В летний период система работает в режиме метеомониторинга. Данные о погоде планируется передавать в Московское гидрометеобюро.
В контейнере центральной насосной станции собрана также вся электроника. Аппаратура выдает сигнал предупреждения о возможности образования гололеда, по которому автоматически включается система обработки дороги химическим реагентом. После его разбрызгивания гидросистема выключается и ждет сигнала о повторной обработке, если она, конечно, требуется.
Центральный терминал получает метеоданные и информацию о техническом состоянии дорожного участка СОПО: давление в гидросистеме, надежность работы различных устройств. То есть мы можем оперативно послать ремонтную бригаду для устранения возникших неполадок. Метеоинформация формируется в базу данных, которая по согласованному формату передается в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, в ГУН" Кольцевые магистрали" и другие организации и службы жилищно-коммунального хозяйства города. Эти данные также могут направляться в Мосгидрометеобюро. Таким образом, СОПО может быть встроена в систему метеообеспечения города. Дорожная служба, располагая обобщенной информацией о метеоусловиях, получает возможность более оптимально строить план расчистки магистралей и обработки их химреагентом, а следовательно - оптимизировать его расход. Более рациональное использование реагента позволит применять и более дорогие препараты.
- Насколько точно осуществляется съем метеопараметров?
- Система обеспечивает точность прогнозирование появлений гололеда с погрешность полчаса -15 минут.
Пока мы устанавливаем зарубежные метеодатчики, фирмы Люфт. Но в наших планах предусмотрена адаптация датчиков российского производства к нашей системе и развертывание производство датчиков, не имеющих российских аналогов на основании лицензионных соглашений.
- СОПО будет устанавливаться только на развязках? На основной дороге она не нужна?
- Нужна. Начиная работать по этой теме, мы обратились в Московское ГИБДД и получили официальную справку, в которой указаны сложные дорожные участки, на которых наблюдается повышенная аварийность. Один из них тоже находится на МКАД, в районе Красногорска. Там есть длинный сложный подъем, где зачастую возникают пробки, в гололед на него не могут въехать не только фуры и легковые машины, но и техника, предназначенная для борьбы с наледью на дорогах. В городе имеется ряд других сложных уклонов, на которых целесообразно установить нашу систему. Развязки МКАД выбраны как наиболее сложные и современные транспортные сооружения, требующие особого инженерно-технического обеспечения.
- Сколько стоит эта система?
- Сегодня в стадии опытно-серийного производства с учетом всех проектных и строительно-монтажных работ она, в пересчете на 1, 5 км, стоит не более 20 млн. рублей. Первоначально, когда мы только предлагали мэру Москвы Юрию Лужкову нашу программу, расходы оценивались в 25-30 млн. И мы видим еще ресурс их снижения. Зачастую очень дорогостоящим и длинным по срокам становится согласование проектов и проведение работ по подведению электропитания. В частности, прокладка кабелей, подводка электропитания и согласование для первого нашего дорожного участка, монтаж которого мы заканчиваем 10 октября, обойдутся примерно в 3 млн. рублей. На получение геоподосновы - то есть плана коммуникаций, инженерных сооружений, кабелей, которые уже проложены на той или иной площадке, также необходимо затрачивать довольно приличные деньги - от 100 до 500 тыс. рублей. При этом все наше оборудование - промышленного производства, то есть на дороге не нужно проводить каких-то серьезных строительных работ.
По предварительным оценкам, за счет снижения расхода химреагента вся система СОПО окупится в течение 6-8 лет. Более точный и обоснованный экономический анализ мы сможем сделать в начале следующего года по завершению этапа опытной эксплуатации системы.
Кроме того, необходимо отметить, что затраты на эксплуатацию СОПО будут существенно ниже зарубежных аналогов, так как не требуется привлекать зарубежных специалистов для проведения различного рода ремонтов и совершенствования системы путем расширения ее функций и уточнения алгоритмов управления.
***
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
НЕФЕДОВ
Александр Николаевич
Родился 19 февраля 1957 г. в Рязани. Окончил МГТУ им. Баумана по специальности инженер-механик. С 1979 г. приступил к работе в ФГУП "МИТ". В настоящее время -Генеральный директор ОАО "Московские дороги". Доктор технических наук.