В последнее, взбаламученное кровавыми событиями время довелось слышать по поводу террористических вылазок отпетых бандитов мнение и чиновников "высокого достоинства" , и не облеченных властью обывателей. Разные это были суждения. Но прямо-таки обескуражило то, что большинство рассуждений было сдобрено бодряческим оптимизмом, дескать, все это где-то там, в центре России или на юге ее.
А у нас, мол, в дальневосточных пределах, обстановка спокойная, и свой, коренной, и наезжий народ тихий и смирный. А потому у нас уж точно ничего подобного произойти не может... Но где гарантия, что удар не будет нанесен именно там, где его меньше всего ждут? Места, где скапливается много людей, у нас есть. И они достаточно уязвимы. Например, железная дорога с ее многочисленными станциями, вокзалами, мостами, тоннелями и тысячами километров путей со сложной системой сигнализации и связи. И все это под пластиковый колпак не спрячешь. В нынешнем году на Дальневосточной железной дороге было два случая разоборудования железнодорожного пути, найдены семь взрывоопасных свертков и пакетов, с рельсов сняты предметы, угрожавшие сходом поездов, и так далее.
Повышать уровень безопасности на Дальневосточной магистрали призваны по должности работники двух служб - безопасности и безопасности движения. Они хотя и родственны, но отнюдь не подменяют одна другую: у каждой из них своя сфера деятельности. Мы, поднимаясь в купе пассажирского вагона, отправляя багаж по железной дороге, и не подозреваем, что с этой минуты и наше благополучие, и сохранность имущества зависят от добросовестности их работников.
- Я бы немного не так поставил вопрос. Безопасность пассажиров, сохранность и своевременная доставка багажа на станцию назначения зависят от всех работников железной дороги. А мы должны организовать своих людей, настроить их на безопасную работу всей дороги, - сказал заместитель начальника Дальневосточной железной дороги, главный ревизор по безопасности движения Павел Демин.
А потому надежность и безаварийность работы всех звеньев возведены в высший принцип.
К чести Дальневосточной железной дороги следует сказать, что на ней первой по сети дорог начали использоваться различные приборы и комплексы безопасности. Например, система КЛУБ - комплекс локомотивного устройства безопасности. Или САУТ - система автоматического управления тормозами. Не стоит говорить о технических устройствах этих комплексов. Нужно только отметить, что с их помощью контроль за режимом движения автоматика "отняла" у человека и взяла на себя. Что ни говорите, а кое-какие ситуации человек может "проморгать". Такого ротозейства техника себе позволить не может. Установленная в кабине локомотива, она добросовестно и надежно следит за режимом движения поезда. И порой без вмешательства машиниста или его помощника в экстренном порядке включает в работу всю систему безопасности.
Тут интересен и вот какой факт. Специалисты дороги совместно с учеными Дальневосточного государственного университета путей сообщения заканчивают работу над созданием системы контроля на основе спутниковой связи. Телеметрические установки будут контролировать движение каждого грузового и пассажирского поезда.
Это тем более необходимо еще и вот по какой причине. В прежние времена машинистами поездов становились их помощники только после 12-15 лет обкатки. За это время человек на-зубок изучал и профиль пути, и особенности локомотива, и "характер" состава с тем или другим грузом. Сейчас же за пульт управления садятся специалисты, которые хорошо знают теорию, но не имеющие необходимого опыта. Тут-то им на помощь и приходит современная, "умная" техника.
- Павел Викторович, кабина машиниста, как видно из ваших объяснений, напичкана всевозможной аппаратурой. Но то, что "за спиной" машиниста, то есть весь длинный, порой в шестьдесят-семьдесят вагонов состав, остается "без присмотра".
- Вы не совсем правы. У нас есть службы, сотрудники которых сопровождают составы и следят за обстановкой на них. Но беда в том, что пока все это делается по старинке: охранник сидит или в задней кабине локомотива, или в специально оборудованном контейнере в середине состава. Понятное дело, видеть каждый вагон он не может, и обходит весь состав только на остановках. К сожалению, ничего другого пока никто не придумал. Но, возможно, в ближайшее время на составах будут устанавливаться камеры видеонаблюдения. Это было бы очень здорово.
- В письмах наших читателей довольно часто задаются вопросы: а что делает железная дорога для повышения безопасности пассажиров?
- Делается очень многое. Главный контроль мы можем наладить - и налаживаем - в поездах. Во-первых, каждый пассажирский состав сопровождают сотрудники линейных отделений милиции. Во-вторых, все пассажирские вагоны оснащаются современными средствами связи. Каждый проводник, находясь в своем служебном купе, имеет возможность видеть все, что происходит в вагоне. И при необходимости, нажав соответствующую кнопку, сообщить о происходящем начальнику поезда. А тот тотчас свяжется с сопровождающими состав сотрудниками милиции.
- Пример авиакатастроф 24 августа этого года с самолетами ТУ-134 и ТУ-154, вылетевшими из Домодедово и почти в одну и ту же минуту взорванными в воздухе террористками-смертницами, показывает, что приобрести билет на любой вид российского транспорта - дело совершенно плевое. Тем более сейчас, когда расплодилась масса коммерческих агентств, занимающихся распространением проездных документов. Но, приобретая билет, человек может предъявить и подложные документы.
- Вы совершенно правы. Но никому в приобретении билета на поезд мы не можем отказать. Другое дело - наладить контроль. За покупателями. Сейчас прорабатывается система электронного контроля за приобретающими билеты. Антропологические данные покупателя - через видеонаблюдение - поступают на компьютер, а оттуда - на базу данных о лицах, взятых под контроль правоохранительными органами. Через 2-3 минуты все данные о подозреваемом поступают на дисплей. Понимаю, что и это не идеальный вариант, но это в современных условиях уже достаточно гарантированная основа безопасности. Должен подчеркнуть вот что. Дальневосточная железная дорога активно использует великолепную возможность того, что в Хабаровске находится университет путей сообщения. Он располагает большим запасов научного потенциала. Вместе с сотрудниками этого вуза мы, иногда первыми в России, разрабатываем технические средства повышения безопасности на железной дороге.
Три года назад на сети дорог России была создана служба "Защита". Ей предстояло изучать и анализировать настроение и поведение людей, "входящих в контракт" с железной дорогой. Задача, прямо скажем, неконкретная. Это стало ясно после участившихся случаев террористических актов в России. Поэтому меньше года назад "Защита" была преобразована в службу безопасности. В разговоре с начальником службы Михаилом Максуровым и начальником отдела координации работы по защите объектов железнодорожного транспорта Олегом Боярогло выяснилось, что пока служба переживает период становления. В ней всего лишь 15 сотрудников. Идет разработка методов и приемов работы по созданию способов и средств безопасности на дороге. И молодая компания "Российские железные дороги" всеми средствами поддерживает эту службу. Если в прошлом году РЖД выделила ей 24 миллиона рублей на техническое оснащение, то в этом году финансирование выросло до 46, 7 миллиона рублей. А в 2005 году будет отпущено уже сто с лишним миллионов рублей. Большие деньги. Но и задачи у молодой службы немалые. Однако наша безопасность того стоит.