Точка зрения
В первой половине 90-х годов, с проникновением в нашу повседневную жизнь информационных технологий (прежде всего интернет-технологий), возникла потребность во внедрении полномасштабных систем управления в режиме реального времени
УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР "САП СНГ И СТРАНЫ БАЛТИИ"
В НАШЕЙ стране постепенно вызревают условия для перехода на стадию постиндустриального развития общества. Наиболее показательным примером положительных перемен становится комплексная информатизация бизнес-процессов в ряде отечественных производственных компаний-лидеров, в силу объективных причин вынужденных конкурировать на внешнем и внутреннем рынках с крупнейшими корпорациями мира. Как показывает международная практика, без этого неотъемлемого элемента сегодня любая компания обречена на роль безнадежного аутсайдера.
Тем не менее массовым явлением для отечественной промышленности и госсектора внедрение передовых управленческих решений пока не стало; имеющееся же технологическое отставание консервируется. В совершенствовании действующей системы корпоративного и государственного управления в ближайшем будущем, по мнению независимых аналитиков, заложен самый мощный потенциал для ускоренного развития экономики России и достижения сложнейшей задачи удвоения ВВП в течение десятилетия.
Качественный скачок в сфере управления
Даже наиболее передовые страны мира вышли на этап массового применения современных инструментов управления бизнес-процессами сравнительно недавно. В первой половине 90-х годов, с проникновением в нашу повседневную жизнь информационных технологий (прежде всего интернет-технологий), возникла потребность во внедрении полномасштабных систем управления в режиме реального времени предприятиями и государственными структурами.
Именно этот период можно считать началом качественного скачка в управлении бизнесом в подавляющем большинстве развитых стран мира. И связан он был с так называемыми ЕRР-системами ( Enterprise Resource Planning), позволившими оптимизировать комплексное использование всех ресурсов предприятия, коммерческой или государственной организации: информационных баз данных, финансовых потоков, кадров, интеллектуальных заделов. В нашей стране по вполне понятным объективным причинам обновление управленческой сферы несколько затянулось. Актуальным оно стало только после стабилизации экономики и ее выхода на траекторию стабильного устойчивого роста.
Модернизация корпоративного и государственного управления в России, выход на качественно новый уровень эффективности сегодня возможны только на базе информационных технологий. С таким утверждением никто в принципе и не пытается спорить. Дело, как всегда, в темпах внедрения современных бизнес-решений.
Особенности национального менталитета
Сегодня в России на пути информатизации и обновления на современной технической базе корпоративного управления остается немало препятствий. Причем в условиях, когда у отечественных предприятий появилась возможность обращаться к лучшим мировым образцам и выбирать самые эффективные бизнес-решения, большинство трудностей носят субъективный характер. Главным образом это связано с очень коротким сроком существования самого бизнес-сообщества, незавершенностью процесса формирования высокой предпринимательской культуры, неинформированностью.
Западных экспертов в нашей стране поражает устоявшаяся приверженность к использованию неэффективных бумажных технологий. Проблема особенно остра там, где подобный архаичный бумажный оборот является основой управления жизненным циклом конечного продукта - автомобиля, вентилятора, турбины. Сегодня Россия остается одной из немногих стран мира, где такое положение в порядке вещей.
Оборотную сторону отставания в уровне технологий управления бизнесом чувствуют на себе на мировом рынке наши ведущие предприятия оборонного комплекса. Многомиллионные экспортные контракты часто срываются по весьма банальной причине - у наших образцов вооружений, даже намного превосходящих по своим тактико-техническим характеристикам изделия зарубежных конкурентов, нет необходимого, то есть отвечающего потребностям потенциальных заказчиков уровня документарного сопровождения. Чертежи, расчеты, библиотеки комплектующих, требования по стандартам - вся эта информация до сих пор существует по большей части в бумажной, а не в электронной форме, что становится камнем преткновения для заключения сделки с заинтересованными иностранными покупателями. Менять уже привычные технологии управления производством никто из зарубежных партнеров не будет даже в угоду временному выигрышу.
Другой негативной особенностью российского менталитета является твердая приверженность наращиванию материальных активов. В то же время в рыночно развитых государствах эффективность деятельности компании уже давно связывают с ее способностью опираться на современные, более рациональные бизнес-решения. Действительно, зачем строить огромный дорогостоящий склад, если можно научиться управлять логистическими потоками и не иметь этого склада вообще?
К сожалению, в России понимание этой азбучной для западных предпринимателей истины и принципиальное изменение концепции развития бизнеса дается нелегко. Хотя уже есть целый ряд "образцов для подражания" в отечественных компаниях-лидерах. И здесь кроется громадный резерв. Практика показывает, что появление в любой отрасли двух-трех информатизированных по современным международным образцам компаний вызывает у их конкурентов вполне обоснованное желание соответствовать новому уровню. В том числе - из опасения отстать навсегда.
Кто есть кто на нашем рынке?
По оценке наиболее авторитетного в сфере новых технологий международного агентства IDC, российский рынок ЕRР-систем по итогам прошлого года составил 128 миллионов долларов, причем ежегодный потенциал прироста наиболее высокий в мире - 35- 40 процентов. Правда, ценность данного показателя заметно снижается, если учесть низкую точку старта.
В перспективе круг потенциальных "получателей" принципиально новых информационно-аналитических систем существенно расширится. В коммерческом секторе - за счет более полного охвата передовыми бизнес-решениями все большего числа отраслей российской экономики, прямо заинтересованных в быстром росте эффективности в связи с предстоящим вступлением страны в ВТО. В госсекторе - за счет информатизации кардинально реформируемой с текущего года исполнительной вертикали. С учетом высокой динамики роста объем рынка современных бизнес-решений в России, по некоторым оценкам, уже в ближайшем будущем может составить около одного миллиарда долларов. По мировым меркам величина небольшая, но следует учитывать, что страна находится лишь на начальном этапе внедрения ЕRР-систем.
При этом необходимо отметить, что проявившееся в последнее время ужесточение требований российского корпоративного сектора к уровню предлагаемых бизнес-решений резко сокращает число возможных поставщиков. По оценкам IDC, в данной области свое традиционное лидерство подтвердила компания SAP, на долю которой приходится около половины всех реализованных в России проектов внедрения современных информационно-аналитических систем. Причем в ряде отраслей, определяющих экономическое развитие страны (нефтегазовая, черная и цветная металлургия, машиностроение), этот показатель существенно выше.
Что же стало причиной столь явного предпочтения, отдаваемого российскими компаниями решениям SAP? Конечно, менеджеры отечественных корпораций не могут не учитывать традиционное мировое лидерство пионера разработки ЕRР-систем, сохраняющееся уже более трех десятилетий, а также внушительный перечень успешно реализованных проектов по всему миру. Статистика показывает, что около 80 процентов требований к системе составляют готовые решения, а 20 процентов требуют индивидуальной доработки под конкретные условия деятельности коммерческой или государственной структуры. Соответственно, апробированные во всем мире бизнес-решения крупной российской компании или финансовой группе применять выгоднее. За ними стоит громадный опыт индустриальной экспертизы и усилия многотысячного коллектива лучших западных разработчиков и управленцев.
Следует отметить, что германская компания SAP традиционно делает стратегическую ставку на привлечение национального интеллектуального потенциала, что проявляется как в опоре на местные кадры при создании за рубежом своих представительств и дочерних структур (например, в Москве - для работы в странах СНГ и Балтии), так и при максимальном расширении делового сотрудничества с российскими партнерами.
Но и в сфере использования и сопровождения у компании SAP не менее весомые аргументы. Предприятие-клиент всегда получает локализованное (и это очень важно) решение, где учитываются требования российского законодательства. Есть возможность получать полный комплекс услуг по сопровождению решения на протяжении всего его жизненного цикла. Существует программа обучения пользователей, возможность круглосуточной поддержки компании-клиента, а также постоянное совершенствование поставленных информационных продуктов SAP в соответствии с изменениями деловой среды и реальных потребностей бизнеса клиентов.
Не менее важна для отечественных предприятий и готовность компании SAP учитывать наличие у заказчика целого ряда разнородных информационных систем. Их интеграция с современными решениями SAP позволяет существенно снизить издержки перехода на качественно новый уровень информатизации бизнеса и государственного сектора. Эффективно наладить процесс межсистемного информационного взаимодействия в данном случае позволяет разработанная SAP технологическая платформа NetWeaver. Одним из главных преимуществ при этом становится возможность масштабирования, то есть роста информационно-аналитической системы вместе с бизнесом предприятия и увеличением его реальных потребностей.