«ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ»

О планировании и проведении работ по подготовке объектов газотранспортной системы к эксплуатации в осенне-зимний период 2004-2005 годов.

Газотранспортная система ООО «Каспийгазпром» к эксплуатации в осенне-зимний период 2004-2005 годов готова.

Газотранспортная система (ГТС), которую эксплуатирует и обслуживает коллектив общества с ограниченной ответственностью «Каспийгазпром», представляет собой сложный инженерно-технический комплекс сооружений и объектов. Это в первую очередь магистральные газопроводы большого - 1200-1400 мм диаметра и высокого - до 75 атм. давления, протяженностью более 420 км с 2-мя газокомпрессорными и 3-мя газоизмерительными станциями, крановыми площадками, узлами приема и запуска очистных устройств, а также газопроводы-отводы общей протяженностью 780 км с 79-газораспределитель-ными станциями. Далее это системы кабельной, радиокабельной, радиорелейной технологической связи общей протяженностью более 5000 км, линии энергоснабжения и средства противокоррозионной защиты. Указанные масштабы газотранспортной системы определяют объемы работ по обеспечению ее эксплуатационной надежности и безопасности.

Основными направлениями деятельности Общества по повышению надежности и безопасности газотранспортной системы являются:

диагностика, капитальный ремонт, включая переизоляцию газопроводов, проведение комплексов планово-профилактических ремонтных работ (ППР) на объектах.

Главной же целью, ради которой выполняются все указанные мероприятия, является надежная и безопасная работа газотранспортной системы, обеспечивающая стабильное, бесперебойное газоснабжение потребителей. Необходимость обеспечения надежной работы газотранспортной системы в условиях значительной изношенности технологического оборудования, ограничения финансовых и материальных ресурсов продиктовало усиление внимания к системе диагностического обслуживания, т.е. комплекса работ по диагностированию, оценке текущего состояния и прогнозированию перспективной работоспособности трубопроводов и оборудования.

ДИАГНОСТИКА.

Основной задачей диагностики по обеспечению безопасной эксплуатации магистральных газопроводов является выявление дефектов линейной части газопроводов с использованием внутритрубной диагностики и приборных средств без вывода трубопроводов из эксплуатации и нарушения нормального режима их функционирования.

Основой для создания системы технического диагностирования объектов транспорта газа является системно-логический анализ причин, приводящих к тем или иным дефектам, и факторов, влияющих на их появление и развитие. Результатом анализа является перечень потенциально-опасных мест, определяющий структуру создаваемой системы контроля, алгоритмы сбора и обработки информации, стоимость и другие параметры.

Контроль технического состояния осуществляется в течение всего периода и на всех стадиях создания и эксплуатации объектов. Правильно отлаженный механизм диагностики позволяет перейти к выборочному и адресному ремонту оборудования и трубопроводов на основе достоверной информации об их техническом состоянии, обеспечив соответствующую надежность, безопасность и экономию ресурсов.

За последние три года благодаря более внимательному отношению руководства ОАО «Газпром» надежность газотранспортной системы, эксплуатируемой ООО «Каспийгазпром», поднялась на качественно новый уровень. Следует заметить, что магистральные газопроводы «Моздок-Казимагомед», «Макат - Северный Кавказ» и многие газопроводы-отводы уже находятся в эксплуатации в среднем 18-22 года и с каждым годом требуют повышенного внимания, профилактики и ремонта. Так, за этот период проведены значительные объемы работ по различным видам диагностических работ на линейной части газопроводов, включающие внутритрубную дефектоскопию, наружные обследования, электрометрию и другие технологии, позволяющие постоянно получать информацию о техническом состоянии газопроводов и технологического оборудования и обоснованно планировать работы по их капитальному ремонту и устране нию локальных аварийных участков. В предыдущие годы работы по проведению внутритрубной дефектоскопии приходилось осуществлять с учетом технического состояния и режима работы магистральных газопроводов, находящихся на территории Чеченской и Азербайджанской республик. При этом приходилось решать проблемы пересечения границ, сопровождения, таможенного оформления, так как узлы запуска и приема внут-ритрубных инспекционных снарядов находились на компрессорной станции «Червленая» Чеченской Республики и компрессорной станции «Сиазань» Азербайджанской Республики. В целях своевременного и независимого решения поставленных задач по диагностическим обследованиям в 2004 году на территории Республики Дагестан построены и введены в эксплуатацию узлы приема и запуска очистных устройств на границах с Чеченской Республикой - в районе с. Первомайское и в районе с. Ново-Филя на границе с Азербайджанской Республикой.

Благодаря этому только в 2004 году с привлечением сторонних подрядных организаций, обладающих передовыми технологиями и современным технологическим оборудованием, проведены такие виды диагностических работ, как:

- работы по стресс-коррозионному обследованию участков магистральных газопроводов «Макат - Северный Кавказ» и «Моздок-Казимагомед» средствами внутритрубной дефектоскопии общей протяженностью 426,4 км. При этом использованы инспекционные устройства последних разработок типа «байпас», которые прошли успешные испытания в апреле 2004 года, обеспечивающие заданную скорость внутритрубных дефектоскопов в потоке газа, что позволяет проводить диагностирование в течение всего года без изменения режима транспорта газа и сокращения поставок газа потребителям. Создан электронный банк данных результатов обследования линейной части магистральных газопроводов методом внутритрубной дефектоскопии;

- обследование технологических трубопроводов и газового оборудования газораспределительных станций (ГРС) в количестве 2-х штук силами НПЦ «Молния». На остальных ГРС такие обследования были проведены в предыдущие годы. Методики проведения обследований и применения приборного оборудования позволяют выявлять дефекты трубопроводов и оборудования ГРС, влияющих на их безопасную эксплуатацию. При этом выявляются различные дефекты, в том числе толщины стенок газопроводов, сварных швов и опор;

- обследование переходов газопроводов под автомобильными и железными дорогами в количестве 23 переходов. По результатам обследования на каждый переход оформлен паспорт технического состояния, где дана оценка условий эксплуатации перехода, его техническое состояние и рекомендации по устранению дефектов;

- определение напряженно-деформированного состояния (НДС) и проведение мониторинга, в том числе и геологического, оползневых участков магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед» в районе села Агач-Аул и его участка на воздушном переходе через канал Бере-Буда. Производство инженерно-геологических изысканий для разработки мероприятий по инженерной защите оползневых участков. Целью проведения работы является повышение надежности трубопровода путем разработки мероприятий по снижению уровней напряжений, для чего по результатам первичных измерений производится построение математических моделей участков трубопроводов, затем на основе этих моделей рассчитывается распределение напряжений по участкам трубопроводов и производится моделирование. По полученным результатам первичного диагностического обследования и последующего мониторинга подготовлен отчет, содержащий анализ текущего напряженно-деформированного состояния, анализ тенденций его изменения и возможности дальнейшей эксплуатации участков трубопроводов по фактическому состоянию и даны рекомендации по ремонтно-восстановительным работам;

- геодезическое позиционирование магистральных газопроводов протяженностью 350 км. Указанный вид работ выполняется для определения местоположения газопроводов с точностью 15-20 см относительно исходных пунктов и нанесения их на цифровые топографические карты, с целью последующего использования в геоинформационной системе внутритрубной дефектоскопии. Координаты дефектов определяются с использованием GРS-измерений в режиме реального времени;

- вертолетное обследование средствами тепловизионно-телевизионного комплекса линейной части общей протяженностью 712,8 км. Целью работы является выявление дефектов технического состояния линейной части газопроводов в части отклонения глубины заложения газопровода от проектного значения и нарушений обвалования и выходов труб на поверхность;

- наземное обследование газопроводов на предмет выявления утечек природного газа с помощью лазерного газоанализатора, установленного на автомобиле протяженностью 173,4 км. Работы проводятся с целью выявления локальных мест нарушения герметичности (утечек газа) на подземных участках газопроводов, на крановых узлах, камерах запуска и приема снарядов внутритрубной дефектоскопии и другого наземного оборудования линейной части газопроводов;

- диагностическое обследование 6-ти подводных переходов газопроводов через реки. Подводные переходы в системе магистральных газопроводов являются одними из наиболее потенциально-опасных участков. К ним выдвигаются особые требования в части эксплуатации, поскольку ремонтно-восстановительные работы требуют значительных материальных и финансовых затрат. Для определения технического состояния подводных переходов разработаны приборные и программные комплексы, которые нашли широкое применение и на газотранспортной системе ООО «Каспийгазпром». Приборные комплексы позволяют оперативно получить объективную, точную информативную картину о техническом состоянии подводного участка магистрального газопровода:

- определить планово-пространственное положение трубопровода;

- выявить и прогнозировать места размыва и провисания трубопровода;

- выполнить инструментальный технический надзор в период реконструкции и капитального ремонта трубопровода;

- определить величину заглубления в грунт и условия его залегания;

- определить места вероятного повреждения изоляционного покрытия трубопровода;

- изучить рельеф и микроформу дна;

- выполнить геодезическую привязку трассы трубопровода и места дефектов;

- комплексные электрометрические обследования интенсивным методом в объеме 200,4 км. Целью обследования является определение технического состояния средств пассивной и активной защиты, а также состояние электрохимической защиты и изоляционного покрытия участков газопроводов. По результатам электрометрических измерений выявлены участки газопроводов с дефектным состоянием изоляционного покрытия, проведена оценка фактического состояния трубопровода. Выданы рекомендации по корректировке режимов УКЗ для оптимизации защиты газопровода и при необходимости его ремонта;

- комплексная оценка технического состояния газопроводов в объеме 500 км. Эта работа включает в себя анализ проектной, исполнительной и эксплуатационно-технологической документации и изучение данных предыдущих обследований. Выявлены потенциально опасные участки. Проведен анализ данных электрохимических обследований и внутритрубной дефектоскопии. Данные представлены в научно-исследовательский институт, где совместно с надзорными органами разрабатываются рекомендации и предложения по выполняемой работе;

- диагностика энергетического оборудования, в том числе силовых трансформаторов, УКЗВ, СКЗ, анодных заземлителей, электродов сравнения, котельного хозяйства и т.д. Работа выполняется с целью определения технического состояния энергетического оборудования, вырабатываются рекомендации по дальнейшей эксплуатации.

На силовое энергетическое оборудование выданы паспорта технического состояния.

По результатам перечисленных обследований более обоснованно планируются проведение капитального и планово-профилактического "ремонтов и реконструкции в целом газотранспортной системы.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ.

В 2004 году план капитального ремонта линейной части газопроводов составляет 64,3 километра. Из них отремонтированы и введены в работу газопроводы-отводы «Бабаюрт» - выборочный ремонт 5-ти километров, «Терекли-Мектеб» - 13 км, «Дубки» - 3,7 км, «Буйнакск» - выборочный ремонт 2-х километров, «Карабудахкент» - 2,0 \м. «Карла-Маркса» - 8,4 км, «Махачкала-Каспийск-Ачису» - выборочный ремонт 5-ти километров и прочие. В целях повышения уровня надежности магистральных газопроводов поставлена задача параллельного осуществления и постепенного перехода от концепции выборочного ремонта по техническому состоянию (результатам обследований) к концепции комплексного ремонта линейной части магистральных газопроводов.

Реальным шагом в этом направлении стало принятие в 2003 году «Программы по ремонту изоляционных покрытий магистральных газопроводов ОАО «Газпром» на 2004-2010 годы». Неудовлетворительное техническое состояние изоляционных покрытий значительной части магистральных газопроводов обусловлено недостаточно высоким уровнем проектирования и строительства газотранспортных систем в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века, когда ежегодно вводилось несколько тысяч километров магистральных газопроводов диаметром 1220-1420 мм. В эти же годы были построены магистральные газопроводы «Моздок - Казимагомед» и «Макат-Северный Кавказ», проложенные по территории Дагестана. Эти газопроводы имеют покрытие на основе липких полимерных лент со сроком службы до 12 лет, что меньше амортизационного и существенно ниже фактического срока службы трубопроводов. Кроме того, при нанесении таких покрытий не выполнялись требования технологии по подготовке поверхности и по обеспечению необходимой адгезии (прилипания) лент к поверхности трубопровода. Указанная «Программа...» разработана на основе комплексного анализа технического состояния линейной части газотранспортной системы. При определении объемов работ учитывались основные критерии, как срок эксплуатации изоляционных покрытий газопроводов и наличие участков с потенциальной опасностью развития стресс-коррозионных процессов. При этом предполагалось, что работы будут проводиться на отключенных магистральных газопроводах, т.е. без наличия газа и давления, обеспечивая транспорт запланированных объемов газа по резервным газопроводам. Таким образом, в рамках этих крупномасштабных работ по переизоляции и комплексному ремонту газопроводов «Программой по ремонту изоляционных покрытий магистральных газопроводов ОАО «Газпром» на 2004 - 2010 гг.», утвержденной Председателем Правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллером 20.08.03 г., для 000 «Каспийгазпром» предусмотрен объем работ 426,4 км.

Учитывая особые условия транспортировки газа, когда, в отличие от других транспортных предприятий, магистральные газопроводы сооружены в однониточном исполнении и отсутствуют резервные нитки, а также состояние трубы (условный ресурс) магистрального газопровода «Макат - Северный Кавказ», выявленные по результатам внутритрубной дефектоскопии, было принято решение провести капитальный ремонт с заменой трубы и изоляционного покрытия.

В соответствии с этим в 2004 году построен газопровод диаметром 1400 мм на участке протяженностью 7 км, и этот учас ток введен в эксплуатацию во время проведения комплекса планово-предупредительных работ. Демонтированная труба отбракована и будет повторно использована с нанесением изоляционных покрытий полимер-битумной мастики нового поколения «Транскор-Газ» при сооружении последующего участка. Выбор полимер-битумных мастик для ремонта изоляции в трассовых условиях основан на следующих соображениях:

- высокая адгезия покрытия на трубопроводах, очищенных от старой изоляции в трассовых условиях;

- применение на газопроводах, имеющих срок эксплуатации 20-30 лет;

- наличие материалов и оборудования российского производства.

Такая схема ремонта позволяет минимизировать расходы на производство работ и исключает недопоставку газа потребителям.

Впервые в системе ОАО «Газпром» по договору подряда выполняются работы по ремонту изоляционного покрытия на действующем магистральном газопроводе «Моздок - Казимагомед» с уменьшением рабочего давления. При этом применяется совершенно новый материал изоляции - полиуретановое покрытие методом безвоздушного нанесения - по технологии, разработанной ЗАО « ИТЭСУ Нефтегазстройизоляция» г. Киев.

Успешная реализация «Программы по ремонту изоляционных покрытий магистральных газопроводов ОАО «Газпром» на 2004-2010 годы», применение новых технических решений и технологий при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте газопроводов позволит повысить уровень технического состояния газотранспортной системы и снизить аварийность магистральных газопроводов.

Наряду с этим проведен капитальный ремонт с заменой узлов и блоков двух газораспределительных станций «Хасавюрт» и «Дербент», отремонтированы два подводных перехода через реки Акташ и Уллу-чай. В связи с увеличением объемов транспортируемого газа в Азербайджанскую Республику проведен большой объем работ по подготовке к пуску компрессорной станции «Из-бербаш», которая не эксплуатировалась более двенадцати лет. Капитально отремонтировано оборудование котельного хозяйства во всех производственных подразделениях Общества.

Помимо этого, выполнены 217 пунктов мероприятий по подготовке объектов газотранспортной системы к эксплуатации в осеннее - зимний период.

СИСТЕМА ППР.

В рамках ежегодной кампании подготовки газотранспортной системы к эксплуатации в осенне-зимний период реализована система проведения комплексов планово-профилактических ремонтных работ (ППР).

В 2004 г. проведено 2 комплекса ППР, позволивших выполнить весь объем запланированных работ на магистральных газопроводах с отключением потребителей газа и прекращением транспортировки газа в Азербайджанскую Республику.

В том числе первый комплекс планово-предупредительного ремонта проведен 21-23 апреля 2004 года, в ходе которого на магистральном газопроводе «Моздок - Казимагомед» были проведены работы на 15 площадках. При этом были заменены шесть участков газопроводов диаметром 1200 мм общей протяженностью 69,3 метра. Кроме того, произведено подключение узла редуцирования газа в районе с. Аксай, заменен охранный кран диаметром 150 мм на газопроводе-отводе «Новолак», устранены различные дефекты.

Второй комплекс ППР проведен 27-29 октября 2004 года, в ходе которого были проведены работы на 13 площадках, в том числе подключение отремонтированного участка магистрального газопровода «Макат - Северный Кавказ» протяженностью семь километров, а также узлов запуска и приема очистных устройств в районе населенных пунктов Первомайское и Ново-Филя. Замена восьми физически устаревших кранов различных диаметров. Одним из первых в системе ОАО «Газпром» проведен ремонт газопроводов под давлением с использованием стальных муфт. Кроме того, во время вынужденной остановки магистрального газопровода в результате взрыва на воздушном переходе через реку Терек в августе 2004 года проведены работы по замене трех участков газопровода диаметром 1200 мм общей протяженностью 99 метров с укладкой их в футляр диаметром 1400 мм на пересечении с автомобильными дорогами.

Особо следует отметить, что мероприятия Общества по подготовке газотранспортной системы к работе в осенне-зимний период, к сожалению, нередко нарушаются чрезвычайными происшествиями, когда приходится оперативно выполнять комплексы непредвиденных работ, используя при этом материально-технические ресурсы, поступившие на комплектацию плановых объектов.

Таким образом, только в текущем году на ГТС республики проведены три комплекса аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий террористических актов:

- 2 апреля 2004г. на 587 км МГ «Моздок-Казимагомед»;

- 5 апреля на г/о к с. Новолакское;

- 25 мая на 596 км МГ «Моздок-Казимагомед»;

Но особой сложностью по условиям, продолжительности и объему отличались работы по восстановлению в проектном варианте воздушного перехода МГ «Моздок-Казимагомед» через реку Терек на территории Чеченской Республики, который в очередной раз был полностью разрушен взрывом в результате террористического акта 5 июля 2004 г.

При этом необходимо отметить, что этот переход не только не находится в эксплуатации у 000 «Каспийгазпром», но даже не входит в состав объектов ОАО «Газпром». Несмотря на это, так же, как в 1996 и 2002 годах, всю подготовительную и основную работы в полном объеме, с реальным риском для жизни пришлось выполнить нашему коллективу.

С этим заданием, как и со многими другими, коллектив справился с честью в строго установленные сроки.

Эксплуатация МГ «Моздок-Казимагомед», пролегающего от севера до юга нашей республики, существенно осложнена наличием многочисленных искусственных преград и пересечений по всей его протяженности. Большое количество населенных пунктов, расположенных по обе стороны от газопровода, где должны соблюдаться требования охранных зон, переходы через реки, овраги, балки, каналы, автомобильные и железные дороги, общее количество которых более 250 переходов, находятся под систематическим техническим наблюдением специалистов ООО «Каспийгазпром». Для обеспечения этой важной и сложной работы в составе Общества функционируют пять линейных производственных управления магистральных газопроводов (ЛПУМГ), центральная производственно-техническая лаборатория (ЦПТЛ), аварийно-восстановительный поезд (АВП), управление технологической связи (УТС), управление материально-технического снабжения (УМТС), управление технологического транспорта и специальной техники (УТТиСТ), ремонтно-восстановительные управления (РВУ) и ряд других вспомогательных подразделений, оснащенных соответствующей техникой, оборудованием, приборами и прочим инвентарем.

Организованная и эффективная работа филиалов Общества в значительной степени отразилась на повышении надежности газотранспортной системы республики.

Вместе с подготовкой самих объектов газотранспортной системы также проводится плановая работа по обустройству подъездных дорог к ним. На сегодня практически ко всем производственным площадкам, газораспределительным станциям, пунктам радиорелейной связи и другим объектам выполнены асфальтовые и гравийные покрытия, что обеспечит свободный проезд спецтехнике и обслуживающему персоналу к месту работы, независимо от погодных условий.

Уже полностью завершены запланированные объемы реконструкции производственных баз Тарумовского, Кизилюртовского, Избербашского, Дербентского ЛПУМГ, в которых созданы прекрасные производственно-бытовые условия для работающих. На стадии завершения строительство ремонтно-эксплуатационного пункта для Махачкалинского ЛПУМГ. В мае месяце администрация ООО «Каспийгазпром» вселилась в новое здание с современным оснащением, построенном в составе административно-производственного комплекса в пос. Степной г. Махачкалы, где созданы все условия для производительной работы и эффективного управления деятельностью Общества. В Редукторном поселке города завершено строительство детского сада на 60 мест и на стадии завершения строительство школы.

Таким образом, вопросы социального развития в Обществе решаются одновременно с производственными задачами, что, безусловно, позитивно отражается во всех направлениях деятельности предприятия.

Кроме перечисленных работ, руководством Общества при поддержке Государственного Совета, Правительства Республики Дагестан проводятся дополнительные мероприятия по созданию надежной, независимой системы газоснабжения нашей республики, которые полностью финансируются ОАО «Газпром».

Речь идет о строительстве по территории нашей республики газопровода-перемычки в обход территории Чеченской Республики, соединяющей МГ «Макат-Северный Кавказ» и «Моздок-Казимагомед» протяженностью 127 км и диаметром 1020 мм. К сожалению, по объективным причинам, связанным с негативной обстановкой на Северном Кавказе, строительство, начатое еще в 1996 году, затянулось на долгие годы. Но с 2003 года все-таки руководству Общества удалось активизировать работы, и обеспечить ввод в эксплуатацию первую, очередь перемычки протяженностью 37 км. В текущем году с участием внешнего специализированного подрядчика более эффективно ведутся работы на второй очереди протяженностью 44 км, которые планируются завершить к концу года, а в 2005 году предусматривается завершение объекта, в полном объеме. Таким образом, будет обеспечено гарантированное стабильное газоснабжение республики, а также бесперебойный транзит природного газа в Республику Азербайджан по новой, надежной газотранспортной схеме.

Еще одним важным событием в Обществе стал ввод в конце 2003 года первого участка телемеханизации объектов Махачкалинского ЛПУМГ. В 2004 году ведутся работы на последующих участках и важность данного строительства трудно оценить, не зная, что это такое. Если попытаться объяснить простым языком, то это означает, что любой» кран на газотранспортной системе республики можно будет закрыть или открыть на централизованном пульте производственно-диспетчерской службы ООО «Каспийгазпром», без традиционного выезда линейно-эксплуатационных служб ЛПУМГ на место - в случае отказа на газопроводе. Смело можем утверждать, что на сегодня в 000 «Каспийгазпром» работы по телемеханизации проводятся более успешно, чем в любом другом дочернем обществе ОАО «Газпром».

Также значительная и серьезная работа Обществом проводится по реконструкции и расширению технологической связи, которая на сегодня включает в себя действующие кабельные, радиокабельные и радиорелейные линии связи. Завершается, в соответствии с проектом реконструкции, строительство антенных опор радиорелейной связи по всей протяженности магистральных газопроводов и газопроводов-отводов на территории Дагестана. Активно проводятся работы по проектированию и сооружению транкинговой системы связи. На сегодня ведомственной технологической связью, имеющей выход на производственно-диспетчерскую службу Общества, обеспечены все объекты без исключения.

В последние годы ООО «Каспийгазпром» выполняет большой объем работ по созданию собственной сырьевой базы (источников), для чего на территории нашей республики ведет бурение трех скважин, в том числе Агачбулак 1г, Восточное Ачи-Су 1г, Чирюрт 4г и общая проходка по ним за текущий год составляет 4100 метров. Есть надежда на то, что получим приток собственного газа.

Учитывая высокую сезонную неравномерность потребления газа в республике и необходимость обеспечения надежности поставок газа в Азербайджанскую Республику, планируется строительство подземного хранилища газа (ПХГ) на базе выработанного месторождения газа Шамхал-Булак. Совместными силами проектных институтов «ВНИИгаз» и «СевКавНИПИгаз» разработано технико-экономическое обоснование строительства ПХГ, и оно представлено на рассмотрение ОАО «Газпром».

Анализ работы Общества за прошедшие 11 месяцев текущего года дает все основания полагать, что газотранспортная система и другие объекты ООО «Каспийгазпром» к работе в осенне-зимний период 2004-2005 года полностью подготовлены.

Центр по работе сарганами власти и связям с общественностью ООО «Каспийгазпром».

***

фото

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости