СГОВОР ЗА СПИНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Монополия - враг конкуренции. Эта истина известна давно. Подобно тому, как в природе непомерно разрастается численность особей той живности, у которой нет врагов (вспомним кроликов, завезенных в Австралию), так и в экономике отсутствие конкурентов порождает у монополиста непомерный аппетит, что неизбежно сказывается на ценах. В странах с рыночной экономикой накоплен немалый опыт противостояния фирмам-монополистам со стороны государства: их делят, национализируют или приватизируют, устанавливают твердые тарифы и т. д. В России этот опыт еще очень мал, но необходимость государственного контроля за деятельностью монополистов и механизмом ценообразования, ими применяемом, жизненно необходима. Об этом шел обстоятельный разговор в управлении федеральной антимонопольной службы по Пензенской области. Наш собеседник - руководитель управления А. И. АВДЕЕВ.

- Каковы приоритетные направления вашей деятельности в ближайшие годы, Анатолий Иванович?

- Приоритетными в 2005

- 2007 годах мы считаем два основных направления: создание условий для истинно свободной конкуренции на рынках товаров, услуг и равный для всех доступ к продукции или услугам естественных монополий. К сожалению, выявляется еще немало всевозможных антиконкурентных действий, в том числе со стороны органов власти и управления. На их долю приходится до 50 процентов всех нарушений антимонопольного законодательства - некоторые акты и действия нарушают конкурентное право участников рыночных отношений.

- Не потому ли, что власть - это ведь тоже монополист на своей конкретной территории? ..

- Тем более она должна осуществлять свою деятельность в рамках закона. Но порой принимаются решения, ему явно не соответствующие, даже где-то абсурдные. Таковым мне видится решение по организации конкурса среди водителей индивидуальных транспортных средств по перевозке пассажиров, а проще

- легковых такси. Наше управление вмешалось в исполнение данного решения на том основании, что оно противоречит Закону об индивидуальной трудовой деятельности. Согласно ему перевозками пассажиров имеет право заниматься каждый гражданин при наличии лицензии, водительского удостоверения, исправного транспорта... Конкурс - это ограничение данного права, он на руку лишь тем, кто занимается перевозками без лицензии и не платит налоги. Нами выдано предписание и в адрес организаторов конкурса среди водителей маршрутных такси; в данном случае оценки победителей не содержат такой показатель, как цена проезда: ни один из конкурсантов не предложил снизить ее, положим, до 4 рублей. А ведь это важнейшее, если не главное преимущество конкуренции в глазах потребителей: она удерживает цены на уровне "спрос - предложение"... В Наровчате была попытка использовать административный ресурс в борьбе за посетителей двух кафе. Мы, естественно, пресекли подобную попытку поставить конкурентов в неравные условия.

- Итак, одного "монополиста" мы выявили, кто еще может считаться таковым в нашем сурском крае?

- Естественными монополиями являются пока энергетика, связь, железнодорожный транспорт, нефте- и газопроводы... Но уже наблюдаются процессы разрушения подобных монополий. Так происходит, например, с РАО "ЕЭС России": свободный рынок электроэнергии подразумевает конкуренцию между генерирующими, передающими энергию компаниями и т. д. На очереди - демонополизация российских железных дорог, связи. Конечно же, здесь тоже не обходится без противодействия этим процессам. Так, ведущая телекоммуникационная компания Поволжья никак не хотела допускать на рынок сотовой связи таких конкурентов, как ЗАО "Инфотел", МУП "Арцисс"... Естественное стремление монополистов "держать рынок в одних руках" вполне объяснимо, но не допустимо с точки зрения законов, которыми мы руководствуемся: "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", "О рекламе", "О естественных монополиях".

- Давайте поговорим о рекламе, это нам очень близко. Как вы относитесь к таким словосочетаниям в рекламных материалах, как "лучшая компания", "главная газета", "отличная продукция"?

- В данном случае налицо явное нарушение Закона о рекламе, который не допускает применения оценок в превосходной степени. Ведь само слово "превосходный" означает "превосходящий других", а кто это может оценить? Только покупатель, которому не навязано чужое мнение. Недостоверность рекламы прослеживается на каждом шагу. К примеру, магазин "Ламберто" предлагает одну дубленку за деньги, вторую - бесплатно, но в рекламе ни слова не говорится о том, что вторая дубленка гораздо худшего качества, чем первая. Есть и прямые факты мошенничества, производства и продажи контрафактной продукции, подделки товарных знаков известных брендов. К примеру, выявляются торговцы, которые выдают низкосортные макаронные изделия за продукцию Пензенской макаронной фабрики.

- Анатолий Иванович, мы говорим в данном случае о мелких нарушителях... Может ли ваша служба способствовать выявлению явного сговора крупных конкурирующих фирм, которые свои корпоративные интересы ставят выше интересов потребителей?

- Вопрос очень сложный, хотя и понятный. Есть, к примеру, рынок нефтепродуктов;

ситуацию на нем в целом по стране диктует пятерка крупнейших нефтяных компаний России, а в отдельных регионах, таких как наш, и вовсе одна-две... В итоге происходит "гонка за лидером", мелкие розничные продавцы автомобильного топлива формируют цену с учетом высоких средних цен в регионе, нет жесткой конкурентной борьбы: цены стремительно растут на всех заправочных станциях, независимо от их принадлежности. Разница составляет копейки. В настоящее время наше управление проводит проверку ценообразования на розничных рынках нефтепродуктов на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. Проверка проводится с целью установления разницы между розничными ценами продавца, входящего в группу лиц оптового поставщика нефтепродуктов в регион, и розничными ценами продавцов, не входящих с поставщиком в одну группу лиц. Это происходит по всей стране, и мы располагаем информацией о том, что в Астраханской и Омской областях, в Ставропольском крае уже возбуждены дела о нарушениях антимонопольного законодательства (сговоре) руководителями филиалов нефтяных компаний. К сожалению, доказательная база данного преступления является очень хрупкой, нужны видео- или аудиозаписи и т. д. Российская антимонопольная служба пока не располагает розыскными функциями, которые имеют, к примеру, наши финские коллеги... Но самым цивилизованным методом борьбы со сговором во всем мире считается экономический. К примеру, если в России на рынке добычи и переработки нефти 12 процентов мощностей принадлежит мелким и средним фирмам, а 88 - крупным, то в США соответственно 60 и 40... Нигде в мире не существует таких гипермонополий, как "Газпром"... Путь демонополизации - это цивилизованный путь к свободному рынку с честной конкуренцией.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости