Весь наземный пассажирский транспорт столицы планируется оборудовать мобильными бортовыми блоками навигации и связи. Остановки будут снабжены специальными электронными табло, сообщающими о времени подъезда того или иного маршрута.
В соответствии с городской комплексной программой "Система телематики и навигации для городского управления и населения на 2003 - 2005 гг." весь наземный пассажирский транспорт должен быть поэтапно оснащен системами навигации и телематики, обеспечивающими сбор, обработку и контроль информации на борту, и передачу ее в диспетчерские центры (пункты). Все транспортные единицы должны быть оснащены голосовой двухсторонней подвижной связью: диспетчер - водитель. Должна быть развернута система телекоммуникаций и цифровой связи, обеспечивающая передачу данных между субъектами системы управления. Кроме того, в системе Мосгортранс запланированы разработки и внедрение программно-аппаратных средств автоматизации формирования маршрутных расписаний, оптимизации маршрутных сетей, изучения пассажиропотоков и многое другое. В этих схемах будут использоваться последние достижения в области систем навигации, телематики и связи, обеспечивающие минимальные затраты на ее эксплуатацию и обслуживание без потерь эффективности. Будет поэтапно создаваться система автоматизированной передачи данных по учету выполненной транспортной работы между диспетчерскими службами предприятия "Управления движением" и транспортными предприятиями (парками и депо).
Поставлена задача поэтапного построения системы автоматизированной передачи данных от диспетчеров и от водителей для городских служб, таких, как ГУВД столицы, "Скорая помощь", дежурная часть МЧС, и других. Это поможет оперативно реагировать на любые происшествия, которые могут произойти на маршруте.
Как рассказал "Тверской, 13" заместитель генерального директора Мосгортранса Александр Лебедев, все это уже начало воплощаться в реальность. Первыми автоматизированную систему диспетчерского управления пассажирскими перевозками (АСУ-Навигация) опробовали водители 12-го и 15-го автобусных парков. Главными особенностями этой системы специалисты Мосгортранса считают применение принципиально новой технологии определения местоположения и движения транспортных средств с помощью приемников глобальной спутниковой навигации, а также применение радиосвязи со всеми автобусами и оборудование их бортовыми блоками навигации и связи всех автобусов 12-го и 15-го парков.
Любопытно, что все это оборудование произведено в Москве. Генеральным исполнителем всех работ со сдачей автоматизированной системы заказчику "под ключ" выступило научно-производственное предприятие "Транснавигация". Вместе с ним в реализации проекта участвуют 8 московских компаний.
Автоматизированная система диспетчерского направления развернута сегодня в диспетчерском пункте на площади Курчатова и включает комплекс базовых радиостанций и компьютерную сеть. Компьютеры диспетчеров оснащены специальным программным обеспечением, с помощью которого происходят контроль и управление движением автобусов на конкретных маршрутах.
Диспетчер на экране монитора видит местоположение любого автобуса на электронной карте города, так же как и всех автобусов любого маршрута. Кроме того, диспетчер имеет набор различных таблиц и форм, отражающих обстановку на маршрутах и помогающих принимать правильные решения при управлении движением пассажирского транспорта. Непрерывный контроль и своевременная информация позволяют оперативно принимать меры по восстановлению нарушенного движения на любом из маршрутов.
По словам Александра Лебедева, теперь не может быть такого, чтобы водитель автобуса без причины съехал с маршрута или простаивал на конечной остановке. При этом диспетчер может связываться по радио с водителями автобусов, выясняя причину простоя. Так что система без всяких преувеличений будет работать на пассажиров.
В случае аварийных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий, поломок диспетчер в кратчайшие сроки может направить техническую, скорую и другую помощь, зная, где находится автобус, троллейбус или трамвай.
Как отметил заместитель генерального директора Мосгортранса, в ближайшее время АСУ-Навигация будет установлена на транспортных средствах 5-го автобусного парка, 1-го троллейбусного парка и Краснопресненского трамвайного депо. Это позволит закрыть почти все северо-западное направление.
Для удобства пассажиров и их информирования в будущем планируется остановки оборудовать специальными электронными табло. Первая такая остановка появилась рядом со станцией метро "Щукинская". Корреспондент "Тверской, 13" побывал на ней. Без всякой лести к разработчикам можно сказать, что это очень и очень удобно. Пассажиры знают точно, через какой промежуток времени подойдет их автобус, а значит, могут планировать свое время.
Как рассказал Александр Лебедев, пока идет притирка системы с реальностью. Будут внесены некоторые коррективы, но перспектива данной схемы видна уже сегодня. Кроме того, по словам представителя Мосгортранса, в ближайшем будущем всю информацию о фактическом расписании движения по любому маршруту на любой остановке можно будет получать через собственный мобильный телефон.
- Мы также сейчас создаем сайт, на котором можно будет рассчитать свой оптимальный маршрут из точки "А" в точку "В", а также узнать расписание любого маршрута и многое другое, - заметил Александр Лебедев.
По его словам, в дальнейшем через Интернет каждый пассажир сможет подключиться к базе данных и справкам автоматизированной диспетчерской системы. Схема будет работать в режиме он-лайн.
Преимуществ вводимой Мосгортрансом системы пока гораздо больше, чем видимых недостатков. Конечно, проблему пробок на дорогах столицы она не решит, однако наверняка поможет более продуктивно планировать свой день москвичам.