АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ

Доклад губернатора Владимирской области Н.В.Виноградова на экономическом совещании "Итоги социально-экономического развития области в 2004 году и задачи на 2005 год по удвоению ВРП"

Уважаемые участники совещания!

В последнее время мне неоднократно приходилось выступать по итогам деятельности администрации области за 4 года и важнейшим направлениям дальнейшей работы. Эти вопросы обсуждались и на недавней встрече с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Поэтому сегодня хочу остановиться, прежде всего, на результатах прошедшего года и задачах, которые предстоит решать в регионе исполнительным и законодательным органам власти, трудовым коллективам, хозяйственным руководителям по удвоению валового регионального продукта и повышению уровня жизни населения области. Подводя итоги года, необходимо отметить, что наши совместные усилия были направлены, прежде всего, на достижение целей, сформулированных в Послании Президента РФ, ключевых законодательных актах федерального уровня.

Законотворческая и нормотворческая деятельность администрации области была нацелена на создание благоприятных условий, стимулирующих развитие отраслей материального производства и социальной сферы. Базовым документом стала Программа развития области на 2004-2006 годы.

В целях обеспечения социальных гарантий приняты 28 законов и 31 постановление, устанавливающие меры поддержки малообеспеченных и наименее социально защищенных категорий населения. В их числе: "Стратегия развития строительного комплекса области до 2010 года", закон "О регулировании градостроительной деятельности на территории Владимирской области", областная целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004-2010 годы", Концепция стабилизации и развития агропромышленного комплекса Владимирской области до 2008 года и закон "Об областной целевой программе кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства". Совершенствовалась нормативно-правовая база промышленной политики.

Активно решались вопросы регулирования межбюджетных отношений, повышения надежности энергоснабжения, улучшения транспортного обслуживания населения, обеспечения жильем молодых семей, социального развития села, поддержки развития туризма, улучшения положения участников Великой Отечественной войны.

Анализ итогов работы показывает, что нам удалось закрепить сложившиеся в последние годы положительные тенденции по большинству основных показателей развития. За 2004 год возросли объемы: промышленного производства - на 7, 3, подрядных работ - на 4, 9, розничной торговли - на 12, 1, платных услуг населению - на 6, 1 процента. Ввод в действие жилья увеличился на 17, 1 процента. Доля прибыльных предприятий выросла за год на 7, 3 процентного пункта и составила 62 процента. Среднемесячная заработная плата одного работника по итогам года выросла на 23, 3 процента и достигла 5000 руб. Просроченная задолженность по заработной плате сократилась на четверть.

Объем ВРП, по предварительным оценкам, составил 77, 8 млрд. руб. и вырос на 7 процентов, что соответствует среднероссийскому показателю.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности способствовала росту капвложений, которые составили 12 млрд. руб. Крупные и средние предприятия на треть увеличили объем собственных средств, направляемых на инвестиции. В течение года завершена реконструкция второй очереди Уршельского стеклозавода; начат монтаж оборудования в новом цехе высоковольтных кабелей в г. Кольчугино, на обогатительной фабрике в пос. Великодворье и ряде других объектов.

Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики составил 266, 8 млн. дол. США, что в 3 раза больше уровня прошлого года. Продолжалась реализация крупных проектов: расширение производства кондитерских изделий на "Крафт Фудс" (г. Покров); строительство третьей очереди стекольного завода "Русджам" (г. Гороховец); расширение производства телевизоров и DVD оборудования на заводе компании "Вестел" (г. Александров). Эти предприятия сегодня имеют значительную долю в общероссийском производстве: "Крафт Фудс" - 17% рынка отечественного шоколада, "Вестел" - 19% производства телевизионной техники.

В минувшем году начаты новые инвестиционные проекты, которые реализуют компании: "Винербергер" (Австрия) (производство кирпича, предполагаемый объем инвестиций - 30 млн. евро); "Хаме" (Чехия) (производство консервированных продуктов, инвестиции - 4, 5 млн. евро); "Грайнер" (Австрия) (производство полимерной упаковки для пищевых продуктов, инвестиции - 3, 8 млн. евро) и ряд других.

Дальнейшее развитие получил банковский сектор. Депозитные вложения населения в банки области выросли за год на 30 процентов и превысили 12, 7 млрд. руб. Объем банковских кредитов вырос на 41 процент и составил 16 млрд. руб., что является еще одним подтверждением динамичного развития экономики.

В промышленности основные усилия были направлены на: проведение антикризисных мер в депрессивных отраслях и крупных предприятиях, оказавшихся в трудном положении; смягчение последствий резкого сокращения гособоронзаказа. Завершены в основном антикризисные процедуры и обеспечен рост выпуска продукции на заводах: Муромском стрелочном и Ковровском экскаваторном, Гусевском заводе особо чистого кварцевого стекла и ряде других предприятий.

Общий объем промышленного производства составил 75 млрд. руб. и вырос за год на 12 млрд. руб. Наиболее высокие темпы роста были обеспечены в г. Владимире - 113 процентов; округах: Александрове - 141 и Муроме - 114 процентов; в районах: Гороховецком - 145, Собинском - 119, Киржачском - 110, Ковровском - 109 процентов.

В истекшем году была осуществлена реструктуризация и списана задолженность перед областным бюджетом в сумме 143, 3 млн. руб. предприятий легкой промышленности и сейчас она составляет только 12, 4 млн. руб. Вместе с тем ситуация в отрасли остается тревожной. Уровень убыточных предприятий превышает средний по промышленности. Сохраняются серьезные проблемы в работе акционерных обществ: "Камешковский текстиль", Вязниковский и Меленковский льнокомбинаты и ряда других предприятий.

Снизили объемы производства ведущие предприятия г. Коврова: завод им. В.А.Дегтярева (на 18 процентов), Ковровский механический завод (на 3 процента). По итогам года г. Ковров в целом сократил промышленное производство на 7, 7 процента и утратил вторую позицию в рейтинге промышленных центров области.

Сложной остается ситуация на Кольчугинском заводе по обработке цветных металлов. Неудачи руководства компании по управлению предприятием привели к остановке завода и введению арбитражных процедур.

Серьезное беспокойство по-прежнему вызывает процесс разрушения ряда предприятий руками их владельцев. Пользуясь пробелами в законодательстве, осуществляется увод и разбазаривание активов с последующей остановкой заводов. На балансе часто остаются только забор и долги. В этом случае введение арбитражных процедур, как правило, не дает требуемых результатов, поскольку активов не хватает даже на зарплату. Это в полной мере относится к положению дел на предприятиях: "Судогодское стекловолокно", "Стройтехстекло" (г. Гусь-Хрустальный), "КаТеМа" (г. Карабаново), "Красный маяк" (Ковровский район) и других. Надо ли объяснять возмущение граждан, бывших работников этих предприятий, которое они чаще всего адресуют областной администрации.

На ряде предприятий не прекращаются попытки организации преднамеренных банкротств; не изжита практика выдачи зарплаты в конвертах. Об этих проблемах говорим не первый раз. Тем не менее со стороны правоохранительных органов до настоящего времени до конца не расследован ни один из этих и подобных других вопиющих фактов, не доведен до суда и не предан общественной огласке.

Два года назад на областном экономическом совещании рассматривалась проблема инновационного развития. В истекшем году объем научно-технических работ увеличился до 2, 7 млрд. руб. Впервые за последние годы произошло увеличение числа научных организаций и работающих в этой сфере. Примером позитивного решения проблем инноватики является деятельность Владимирского инновационно-технологического центра. В прошедшем году в нем работало 20 научно-производственных организаций, их общий годовой объем наукоемкой продукции вырос в 5 раз к уровню 2000 года и составил 100 млн. руб. Это сопоставимо с показателями федерального Лазерного центра в г. Радужном. Но при этом Владимирский центр занимает всего лишь помещение бывшей столовой электромоторного завода. Это - к вопросу о наших резервах роста.

Минувший год оказался в целом успешным для строительной отрасли. За счет подрядных работ введено свыше тысячи объектов, объем работ составил 4, 6 млрд. руб. Построено 327 тыс. кв. м жилья.

Наиболее высокие темпы роста ввода жилья в округах Александров и Кольчугино, г. Владимире, Суздальском районе. По вводу жилья на 1 жителя область вышла на среднероссийский уровень - 0, 21 кв. м. На развитие инженерной инфраструктуры области в 2004 г. выделены средства в объеме 85, 8 млн. руб.

Общий объем средств, направленных на предоставление безвозмездных жилищных субсидий, составил более 50 млн. руб., что позволило улучшить жилищные условия 230 семьям. В истекшем году начата реализация областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей во Владимирской области на 2004-2010 годы" с общим объемом привлекаемых средств - 420 млн. руб. Выполнение программы позволит улучшить жилищные условия более 800 семей. В 2004 г. свидетельства на приобретение и строительство жилья получили 92 семьи. Для финансирования программы в текущем году будут привлекаться средства муниципальных образований и внебюджетные источники. Уверен, что совместными усилиями мы можем существенно продвинуться в решении этого острого вопроса.

Развивалась транспортная сеть области. Продолжалось строительство новых дорог и переустройство мостов; приведены к единой системе "схемы объектов дорожного сервиса" вдоль дорог общего пользования. Введены в эксплуатацию автомобильная дорога Новая Заря - Новоселка с железобетонным мостом через р. Печуга в Камешковском районе, мостовые переходы на автодороге Касимов - Муром - Н.Новгород и другие объекты. Отремонтировано 68, 6 км дорог с объемом работ - 807 млн. руб.

Вместе с тем в минувшем году дорожный фонд не получил часть запланированных средств, в том числе за счет недопоступлений по земельному и транспортному налогам. Сокращение доходной части фонда привело к снижению объемов работ почти на 21 процент и повлекло за собой невыполнение программы строительства дорог, ухудшение состояния дорожной сети и как следствие рост на 7 процентов транспортных происшествий по дорожным условиям.

Оживление производства вызвало повышение спроса на транспортные услуги, объем которых превысил 8 млрд. руб. Объем пассажирских перевозок увеличился на 13 процентов, в том числе на автомобильном транспорте - на 25 процентов и железнодорожном - на 16, 9 процента.

В последние годы динамично растут объемы услуг связи и в 2004 году они составили 2, 9 млрд. руб. В минувшем году Владимирский филиал "ЦентрТелеком" ввел в действие более 16 тыс. номеров (в том числе 2, 5 тыс. номеров сельских телефонных станций).

Наиболее активное развитие инфраструктуры беспроводной связи обеспечивают компания "Мобильные ТелеСистемы" и "Вымпелком-Регион" (БиЛайн), имеющие по 400 тыс. абонентов, более сотни базовых станций с зоной радиопокрытия 75 процентов территории области. Из 960-ти подлежащих телефонизации сельских населенных пунктов обеспечены мобильными телефонами 550.

На протяжении ряда лет расширяется областное телевещание. В 2004 году осуществлен проект "Сети распространения областных телепрограмм во Владимирской области" на основе использования кольцевой транспортной волоконно-оптической линии связи.

В истекшем году произошли заметные позитивные подвижки в жилищно-коммунальном хозяйстве. Безаварийное прохождение текущего отопительного сезона стало результатом более ответственного подхода органов местного самоуправления к его подготовке и освоения выделенных за счет всех источников финансирования средств в объеме более 900 млн. руб.

Вместе с тем пока не удается добиться полного возмещения затрат ЖКХ: задолженность населения за предоставленные услуги увеличилась за год, по оценке, на 35 процентов. Кроме того, кредиторская задолженность предприятий выросла на 13 процентов и значительно превышает дебиторскую.

При реформировании ЖКХ особое внимание уделялось социальной поддержке населения. В прошлом году бюджетные субсидии получали 50 тыс. семей, или 8, 4 процента от общего числа, при этом среднемесячный размер субсидии на одну семью составил 220 руб.

В текущем году в связи с переходом на 100-процентную оплату населением жилья и коммунальных услуг и ростом других тарифов произошло повышение общих расходов граждан. Поэтому в целях социальной поддержки малообеспеченных слоев населения на период отопительного сезона установлена максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 18 процентов. На компенсацию части затрат граждан на услуги ЖКХ органам местного самоуправления предусмотрена субвенция в размере 515 млн. руб., что в 3, 4 раза превышает уровень 2004 года.

Основными задачами в электроэнергетике оставались обеспечение надежного энергоснабжения, а также рационализация энергопотребления. Собственное производство электроэнергии в области по сравнению с прошлым годом увеличились на 6, 5 процента. В то же время уровень задолженности за электроэнергию вырос на 118 млн. руб., или на 36, 5 процента. Главными должниками остаются население и предприятия ЖКХ. Для стабилизации поставок электроэнергии администрацией области заключено соглашение с РАО "ЕЭС России" о реструктуризации задолженности на 4 года (начиная с 2005 года). Создание сбытовой компании позволило сконцентрировать сбор платежей и уже в январе текущего года остановить рост задолженности. Предприятиям ЖКХ, имеющим на балансе энергообъекты, полезно использовать данный опыт.

В ряде случаев сами энергетики неудовлетворительно решают важные проблемы. Так, ежегодно не в полной мере осваиваются программы капитального строительства и реконструкции. Например, в тарифы ОАО "Владимирэнерго" включены затраты на строительство участка высоковольтной линии Рошаль -Уршель, который должен обеспечить резервное электроснабжение населения и стеклозаводов Гусь-Хрустального района. Однако воз и ныне там. Считаю, что наделение субъектов РФ полномочиями по определению мер ответственности за не целевое использование средств, включенных в тарифы энергоснабжающим организациям, позволит решить этот вопрос.

В целом успешно осуществлялась газификация области: уровень газификации сетевым газом вырос до 68 процентов. Но при этом степень газификации природным газом сельского населения сегодня составляет всего 20, 8 процента, при обеспечении им городского населения на 82 процента.

Газовые сети сегодня имеют общую протяженность почти 6 тыс. км. С 2000 г. на строительство новых магистральных и разводящих газопроводов, газификацию жилищно-коммунального комплекса и жилищного фонда было привлечено 700 млн. руб., в том числе в прошлом году - 170 млн. руб.

Серьезной проблемой остается растущая задолженность ЖКХ за потребленный природный газ, которая на 1 февраля 2005 года составила 277, 8 млн. руб., что больше аналогичного показателя предыдущего года на 166, 8 млн. руб. Особенно остро этот вопрос стоит в г. Гусь-Хрустальном. Уверен, что введение жесткой ответственности за расчеты предприятий ЖКХ поможет стабилизировать и выправить положение.

Мероприятия в сфере природопользования и охраны окружающей среды были направлены на повышение эффективности использования природно-сырьевой базы региона и обеспечение экологической безопасности населения. В 2004 году была внедрена система конкурсного предоставления права недропользования. Ввод в действие новых месторождений позволил на 10 процентов увеличить добычу строительных песков, кирпичных глин и карбонатных пород.

По итогам конкурсов в долгосрочную аренду на срок от 10-ти до 20-ти лет было передано арендаторам 820 тыс. куб. м леса, или более половины расчетной лесосеки. В результате принятых мер освоение лесосечного фонда возросло на 5 пунктов по сравнению с 2003 годом и составило 65 процентов. Это почти в 3 раза выше среднероссийского уровня.

На экологические программы за счет всех источников финансирования направлено 244 млн. руб., что в 1, 3 раза больше, чем в 2003 году. Поступление природоресурсных платежей в бюджеты всех уровней за год возросло почти на треть и достигло 250 млн. руб.

Вместе с тем в регионе продолжает оставаться много природоохранных проблем. Так, например, в 2004 году должно было начаться строительство межмуниципального комплекса по переработке и захоронению твердых бытовых отходов в Камешковском районе. Задержка с началом строительства этого важнейшего объекта стала следствием недостаточных усилий со стороны муниципальных образований городов Владимира и Коврова, Камешковского и Ковровского районов.

Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 13 млрд. руб., что на 6 процентов меньше уровня 2003 года. Произошло сокращение производства зерна, мяса и молока. Продолжался спад поголовья крупного рогатого скота. Сегодня в этой отрасли экономики сохраняется целый комплекс проблем. Поэтому в истекшем году основное внимание уделялось стабилизации производства, повышению финансовой устойчивости предприятий и улучшению материально-технической оснащенности. В рамках Программы финансового оздоровления по 70 хозяйствам списано пеней и штрафов на сумму 178 млн. руб., отсрочен основной долг в сумме 183 млн. руб. В 2004 году на уплату единого сельхозналога перешли 154 сельхозпредприятия, в результате их налоговая нагрузка снизилась на 243 млн. руб. Проведенная в истекшем году работа позволила сократить количество убыточных сельхозпредприятий со 130 до 86. По оценке, 65 процентов хозяйств завершили год с прибылью (275 млн. руб.). Продуктивность дойного стада увеличилась на 129 кг и составила 4027 кг в год. Это - пятый результат по Российской Федерации и второй - по ЦФО. В 25 сельхозпредприятиях надои от одной коровы составили в среднем свыше 5000 кг. Производство мяса птицы в сельхозпредприятиях увеличилось на 5, 4 процента, яиц - на 2 процента.

За истекший год в сельское хозяйство области удалось привлечь частные инвестиции на сумму свыше 266 млн. руб. Реформирование с участием инвесторов осуществлялось в 25 организациях, а путем присоединения слабых хозяйств к эффективно работающим - в 7 хозяйствах. Было акционировано 10 хозяйств. Такая организационно-правовая форма, как акционерное общество, создает более благоприятные условия для привлечения инвестиций. Но процесс создания АО проходит пока недостаточно активно. Зачастую во многих СПК просто нет средств для проведения организационных мероприятий.

Из федерального и областного бюджетов сельхозпредприятиям выделено 306, 8 млн. руб., объем государственной поддержки увеличился к 2003 году на 10 процентов. Предприятиями было получено льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов в сумме 770 млн. руб., что в 1, 8 раза больше, чем в 2003 году.

Объем производства пищевой промышленности в 2004 году составил 13 млрд. руб. и вырос почти на 3 процента. По предварительным данным, в основной капитал перерабатывающих предприятий привлечено более 800 млн.руб. отечественных и 140 млн. дол. США иностранных инвестиций.

Результатом работы, проделанной в сфере потребительского рынка, явился прирост оборота розничной торговли в области. Совершенствовалась торговая инфраструктура, развивалось потребительское кредитование. Открытие в области 56 социальных магазинов способствует поддержке малоимущих слоев населения.

В истекшем году, несмотря на ряд неблагоприятных факторов, связанных в основном со значительным сокращением экспорта продукции военного назначения, удалось удержать объем областного внешнеторгового оборота на уровне предыдущего года (419, 1 млн. дол. США). Было организовано участие предприятий в 23 международных выставках, создана аналитическая база данных и интернет-сайт "Внешняя торговля Владимирской области".

За год число малых предприятий возросло с 7 до 7, 8 тыс. В настоящее время в этой сфере трудится более 19 процентов занятых в экономике. Доля малого бизнеса в ВРП возросла до

20.5 процента. Применение специализированных систем налогообложения, в том числе единого налога на вмененный доход, позволило сохранить в прошедшем году достаточно высокий уровень инвестиционной активности субъектов малого бизнеса и привлечь на развитие 600 млн. руб.

С целью повышения эффективности использования государственной собственности осуществлялись: совершенствование учета государственного имущества, оптимизация количества унитарных предприятий, защита экономических интересов государства в регионе, проводилась "точечная" приватизация, продолжалось становление новой системы управления и распоряжения земельными ресурсами. Доходы от аренды земель возросли в 1, 3 раза и составили 320 млн. руб. Завершились работы по кадастровой оценке всех категорий земель.

Положительные изменения в работе базовых отраслей экономики нашли свое отражение в бюджетном процессе. Доходы консолидированного бюджета составили 13, 5 млрд. руб. и выросли на 16 процентов. Бюджетная обеспеченность на жителя области возросла на 17, 5 процента и составила 9, 1 тыс. руб./ чел. Консолидированный бюджет области исполнен с профицитом в 51, 1 млн. руб.

Активно использовалась практика субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам. На эти цели в малый бизнес было направлено из областного бюджета около 1 млн. руб., что позволило привлечь субъектам предпринимательства

22.6 млн. руб. кредитов. АПК выделено 26 млн. руб., что позволило получить 511 млн. руб. льготных кредитов, или в 1, 6 раза больше, чем в 2003 году.

Вместе с тем в бюджетной сфере сохраняется ряд проблем: в отдельных муниципальных образованиях наблюдается низкое поступление доходов. Крупные суммы задолженности налогоплательщиков перед бюджетом сложились в округах Александров - 92, 4 млн. руб. и Вязники - 63, 8 млн. руб., городе Коврове -80, 4 млн. руб., Петушинском - 20, 7 млн. руб. и Меленковском районах - 19, 9 млн. руб.

Приоритеты социальной политики, предусмотренные среднесрочной Программой развития области, нашли отражение в расходной части бюджета. Финансирование затрат в 2004 году возросло по всем отраслям соцсферы - на 22 процента, в том числе в здравоохранении - на 17, 4 процента, образовании -23, 8 процента, культуре - 24, 9 процента. В полном объеме удалось обеспечить выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных трансфертов населению.

Расширялась практика использования программно-целевого метода управления, который позволяет консолидировать средства бюджетов всех уровней и привлекать внебюджетные средства на решение актуальных проблем региона. В истекшем году в области действовало 34 федеральных и 20 областных целевых программ. На их реализацию было направлено более 1, 6 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 675 млн. руб., внебюджетных источников - 470 млн. руб. Из общего числа программ более половины - социальной направленности, на которые в истекшем году израсходовано порядка 500 млн. руб.

Главными задачами социальной политики в минувшем году оставались рост благосостояния людей и сокращение уровня бедности. В 2004 году объем денежных доходов населения вырос почти на 14 процентов, среднедушевые денежные доходы увеличились на 14, 6 процента. На выплаты различных ежемесячных пособий, компенсаций, предоставление льгот направлено свыше 1, 3 млрд. руб., что на 38 млн. руб. больше, чем в 2003 году. Установленные в области денежные пособия и компенсации выплачиваются своевременно и в полном объеме.

Наряду с сохранением 50-процентной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг для граждан, имевших право на льготы, с 2005 года предусмотрено осуществление ежемесячных денежных выплат, решен вопрос о предоставлении за счет областного бюджета мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и пострадавшим от политических репрессий по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Организована досрочная выплата ежемесячных детских пособий и ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, установленных областными законами.

В 2004 году получила дальнейшее развитие сеть учреждений социального обслуживания, расширены виды и повысилось качество предоставляемых населению социальных услуг. В Киржачском и Собинском районах созданы геронтологические центры. В округе Муром начал работу "Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов". В целях ликвидации беспризорности и безнадзорности открылись социальный приют в Камешковском районе и социально-реабилитационный центр в г. Собинке.

Программой государственных гарантий обеспечения населения Владимирской области бесплатной медицинской помощью в 2004 году предоставлена медицинская помощь на сумму 3, 2 млрд. руб., что позволило повысить обеспеченность такой помощью до 90 процентов (для сравнения в 2002 г. - 70, 1 процента). Размер страхового взноса на ОМС неработающего населения увеличился с 240 руб. до 730 руб.

Проводилась реструктуризация сети учреждений здравоохранения области, направленная на развитие амбулаторно-поликлинических и стационарозамещающих видов помощи, внедрение высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий, что позволило перераспределить средства на увеличение расходов на медикаменты и питание. В целом за счет реализации областных и федеральных целевых программ дополнительно в здравоохранение направлено 130, 5 млн. руб.

Острой остается демографическая проблема. Тем не менее и здесь обозначились положительные тенденции. Рождаемость с 2000 года выросла с 7, 4 до 9, 3 на 1000 чел. населения. В истекшем году удалось обеспечить самый низкий в ЦФО показатель младенческой смертности.

Дальнейшее развитие получила система образования. Дополнительно приобретено оборудование на сумму 5, 6 млн. руб., в том числе и для детских домов, произведена поставка компьютеров в 20 сельских школ и библиотеки 139 общеобразовательных школ. В 70 сельских школах установлена аппаратура спутникового доступа, что позволяет использовать для обучения систему дистанционного образования.

Совершенствовалась система профессионального образования в целях ее адаптации к реальным потребностям рынка труда. Учреждениями профессионального образования подготовлено 21, 3 тыс. квалифицированных рабочих кадров и специалистов, более 70 процентов которых трудоустроились по специальности. Заключено более 600 договоров социального партнерства с предприятиями и организациями на подготовку для них рабочих кадров. В то же время мониторинг показывает, что до 23 процентов заявленной потребности приходится на рабочие профессии, подготовка по которым не ведется в сети профессионального образования области. Отраслевой заказ сегодня становится одним из главных элементов механизма развития профобразования. Предприятия должны вкладывать деньги в подготовку кадров, если хотят преодолеть кадровый голод: других вариантов - нет.

Значительно переориентировали учебный процесс вузы. Так, больше востребованных специальностей стал готовить Владимирский государственный университет, развивается сотрудничество с предприятиями области.

Продолжила свое развитие сфера культуры. Открывались новые выставки во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Высокий творческий уровень подтвердили ансамбль "Русь" и оркестр русских народных инструментов. Активная концертная деятельность проводилась в новом "Зале классической музыки" Центра хоровой музыки. Создано единое информационно-библиотечное пространство области. Начал функционировать Центр открытого доступа к интернету в областной библиотеке. Более чем в 1, 5 раза увеличены средства из областного бюджета на издание книг владимирских литераторов.

Особое внимание уделялось одаренным детям. Проведены 10 фестивалей, конкурсов и смотров мастерства учащихся детских музыкальных и художественных школ. 82 человека стали победителями всероссийских и международных конкурсов.

В 2004 году в области каждый десятый житель занимался физической культурой и спортом. По этому показателю мы вышли на среднероссийский уровень. В городе Владимире построено 12 спортплощадок для занятий физической культурой, начала функционировать первая в области спортивная площадка с искусственным льдом.

Динамично восстанавливал докризисные объемы туризм. В минувшем году область посетило 1, 7 млн. туристов (прирост -16 процентов, число иностранных туристов увеличилось на 50 процентов). Количество реконструированных и вновь создаваемых мест в гостиницах увеличилось на 37 процентов. Построен ряд новых гостиниц.

В регионе стабилизировалась криминогенная обстановка, сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. Число добровольных народных дружин увеличилось на 87 процентов, а численность дружинников составила около 5 тыс. человек. Эффективнее велась борьба с наркоманией, организованной преступностью, угрозами терроризма. Не допущено роста преступности на территории округов Александров, Вязники, в Камешковском и Юрьев-Польском районах.

В 2004 году из консолидированного бюджета на обеспечение милиции общественной безопасности (МОБ) было направлено 438, 3 млн. руб., что на 12, 8 процента больше уровня предыдущего года. Доля областных бюджетных расходов на эти цели превышает среднероссийский показатель. Вместе тем в регионе увеличилось число грабежей, разбоев и краж. Прирост уличной преступности составил 29 процентов.

Совершенствовалось взаимодействие органов государственной власти с общественными организациями: Политическим консультативным советом, комиссией по правам человека, трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и другими. На сайте администрации ведется "Диалог власти и населения", позволяющий обеспечить свободный доступ к получению информации о работе областной администрации.

Укрупненно подводя итоги минувшего года, можно отметить, что в результате совместных усилий нам удалось выполнить большую часть мероприятий и обеспечить показатели социально-экономического развития области в пределах значений, предусмотренных среднесрочной Программой развития региона.

В области сформировался нормальный деловой климат, создающий основу для привлечения инвестиций.

Укрепилась стабильность производственных отношений на основе реально работающего диалога власти, бизнеса и сообщества.

Сформировалась региональная структура политической системы, соответствующая расстановке политических сил в государстве.

Суммируя вместе взятое, можно сказать, что в области завершается период антикризисного управления и созданы предпосылки для устойчивого развития. В текущем году нам предстоит сформулировать стратегию развития региона. В основу этого документа будут заложены показатели Программы Правительства РФ на срок до 2008 года, и основополагающая задача ближайшего десятилетия - удвоение объемов ВВП и ВРП. Вот почему данная тема включена в повестку дня сегодняшнего совещания. И прежде чем говорить о конкретных шагах в этом направлении, полагаю необходимым коротко осветить смысловую нагрузку и конечные цели решаемой задачи.

Сам по себе валовой региональный продукт как сумма добавленных стоимостей, созданных в отраслях экономики региона, не является какой-то конкретной категорией. Поэтому просто удвоение ВРП, конечно же, не самоцель. Практический смысл задачи сводится к тому, что эта величина служит исходной базой для планирования основных показателей социально-экономического развития, определяющих в конечном итоге уровень жизни населения, таких как: средняя заработная плата и среднедушевые доходы населения, доходы бюджета и бюджетообеспеченность жителей, уровень потребления материальных благ, уровень социального обслуживания и другие.

Прогнозные оценки говорят о том, что решение задачи удвоения ВВП, сформулированной Президентом РФ, означает доведение к 2012 году доходов бюджета области до 42 млрд. руб. и бюджетной обеспеченности на одного жителя до 30 тыс. руб. в год.

Расчеты показывают, что добиться этого возможно, имея ежегодный прирост ВРП не менее 7-7, 5 процента. Это средние темпы роста объемов, которые необходимо обеспечить во всех отраслях экономики. По итогам прошлого года только 3 отрасли материального производства имели темпы роста, достаточные для достижения поставленной цели.

Поэтому главной задачей 2005 года следует признать сохранение набранных темпов развития в промышленности, связи, торговле и общественном питании и последовательное их увеличение в отраслях депрессивного сектора: сельском хозяйстве, строительстве и на транспорте. Особо необходимо выделить задачу повышения средней заработной платы. Среднемесячная зарплата в нашей области в истекшем году превысила аналогичный показатель по ЦФО (без Москвы и Московской области). Сегодня отставание от средней заплаты по округу (без столицы) составляет 10 процентов, или 600 руб. Задача ближайших лет - достижение опережающих по сравнению с соседними областями темпов роста зарплаты. Это позволит сократить отток квалифицированных кадров в московский регион. Кроме того, динамичный рост зарплаты увеличивает поступление налога на доходы физических лиц в бюджет, что в свою очередь расширяет возможности решения социальных проблем. Так, планируемый на 2005 г. прирост средней зарплаты на 24 процента обеспечит, по расчетам, прирост консолидированного бюджета на 1, 3 млрд. руб. Средняя зарплата по области по итогам текущего года должна составить не менее 6, 2 тыс. руб., а в следующем - более 7, 5 тыс. руб.

В рамках предстоящей работы по формированию стратегии региона предстоит заново оценить наши преимущества. Нам предстоит найти свое место в таких важнейших процессах современного развития, как глобализация и международное разделение труда, когда и Россия в целом, и отдельные регионы становятся частью мировой экономики. Нам необходимо найти и занять свое место в структуре национального народного хозяйства. Это тоже непросто для региона, обделенного природными ресурсами, - вписаться в экономику страны, ориентированную на сырьевой сектор.

Предстоит заново оценить факторы межрегионального влияния и, в особенности, соседство с московским мегаполисом, учесть инфраструктурные особенности области, такие как транспортные пути федерального сообщения и магистральные трубопроводы, туристическую привлекательность региона и другие.

Основополагающей задачей остается наращивание инвестиций и модернизация экономики, поскольку в области остается высокой степень износа основных фондов - 42, 9 процента. Наибольший показатель износа характерен для транспортных средств, машин и оборудования в отраслях промышленности и строительства - на уровне 53-56 процентов. Ключевым документом должна стать новая программа привлечения инвестиций, которая готовится к подписанию. Мы достигли ежегодного обновления основных фондов на уровне 1, 8 процента.

Главной задачей в текущем году в промышленности является сохранение прироста производства на уровне 7-8 процентов; создание новых мощностей на кольчугинском заводе "Электрокабель" и производств по выпуску "белой техники" в г. Александрове; завершение антикризисных мероприятий на ряде крупных предприятий - Муромском машиностроительном заводе, Владимирском тракторном заводе, Ковровском экскаваторном заводе и других.

В строительной отрасли в рамках новой федеральной законодательной базы предстоит сформировать нормативно-правовую базу строительства, разработать схемы территориального планирования региона, создать Каталог строительных площадок области. Будет продолжена работа по реализации федеральных и областных целевых программ и областной адресной инвестиционной программы. Основными направлениями развития отрасли должно стать наряду с дальнейшим наращиванием объемов строительства, в том числе жилищного, сокращение стоимости возводимых объектов. Для этого необходимо: сокращение себестоимости производимых и используемых стройматериалов; развитие магистральных коммунальных сетей; внедрение проектов, позволяющих, с одной стороны, унифицировать строительные элементы, а с другой - обеспечить возведение объектов по индивидуальным проектам с использованием широкой гаммы сборных конструкций. Следует обеспечить конкурсность при выделении стройплощадок, что позволит сформировать условия для централизации средств на создание инженерной инфраструктуры. Планируется выделить субсидии на жилье 100 молодым семьям.

На транспорте необходимо активизировать работу по обновлению транспортных средств, продолжить перевод парка автомобилей и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо, обеспечивающее снижение эксплуатационных затрат и сокращение выбросов в атмосферу вредных веществ. Для решения этой проблемы необходимо и далее развивать сотрудничество с "Газпромом".

Основной целью дорожного хозяйства остается создание условий, обеспечивающих эффективные автомобильные перевозки по всей территории области. Для этого необходимо: сохранить существующую сеть дорог в рабочем состоянии с улучшением условий безопасности дорожного движения путем приоритетного направления средств на содержание и ремонт дорог; завершить строительство IV очереди южного обхода г. Владимира с передачей его в федеральную собственность; передать часть дорог общего пользования из областной собственности в муниципальную. На федеральной дороге Москва - Н.Новгород планируется освоить около 1, 5 млрд. руб. Намечена также реконструкция участков железной дороги, проходящих по территории области, что позволит организовать скоростное движение поездов, сократит время нахождения пассажиров в пути и повысит качество их обслуживания.

Основными задачами развития связи и телерадиовещания на ближайшую перспективу является увеличение емкости существующих телефонных станций путем замены аналоговых телефонных станций на цифровые, доведение охвата территории области услугами мобильной связи до 90 процентов, расширение спектра услуг сотовой связи (Интернет, видеосвязь и т.д.), обеспечение трансляции программ областного телевидения с использованием волоконно-оптических линий.

Дальнейшее развитие жилищно-коммунального комплекса связано с его реформированием и модернизацией. Особое внимание должно уделяться: созданию организаций собственников жилья, оказанию мер социальной поддержки малоимущим при оплате жилищно-коммунальных услуг с переходом с 2006 года на персонифицированные счета для получения субсидий. Первоочередными задачами для собственников жилья будут: выбор формы управления жилищным фондом, планирование расходов на его капремонт, обязательство по содержанию общего имущества многоквартирного дома и другие.

Продолжится реформирование электроэнергетического комплекса области. В текущем году по электросетевым предприятиям области функции сбыта электроэнергии будут переданы во вновь созданное ОАО "Владимирская сбытовая компания", что позволит обеспечить надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей области. В свою очередь действия сбытовой компании должны быть направлены на снижение коммерческих потерь и сокращение убытков от реализации электроэнергии. Будет продолжена реализация программ энергосбережения, направленная на более рациональное использование средств, в том числе и бюджетных.

В 2005 году предстоит разработать новую генеральную схему газификации области. Для развития промышленного производства и повышения уровня жизни населения области необходимо построить газопроводы-отводы и ГРС на юг Ковровского района, север округа Муром и округа Александров, завершить строительство газопровода-отвода в п. Красный Богатырь Судогодского района. Например, использование природного газа только на стеклозаводе в пос. Красный Октябрь (Ковровский район) снизит себестоимость продукции на 20 процентов и позволит вдвое увеличить ее выпуск.

Для этого необходимо привлечение внебюджетных инвестиций в сумме 490 млн. рублей. Поэтому чрезвычайно важно добиться включения объектов газификации области в инвестиционную программу "Газпрома".

Для завершения реорганизации системы госрегулирования природопользования необходимо выработать новый порядок учета показателей природных ресурсов на основе их реальной стоимости и социально-экономической оценки, активизировать процесс привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс. Предстоит также приступить к реализации новых программных документов, в числе которых комплексы мер по развитию местной базы природных ресурсов; воспроизводству охотничьих животных и рыбных запасов; экологическому просвещению населения. Планируется большая работа по переводу на областной уровень системы управления сельскими лесами, необходимо быстрее с использованием системы финансового лизинга и субсидирования части затрат из бюджетных источников осваивать новые механизмы финансирования природоохранных мероприятий.

В агропромышленном комплексе приоритетными направлениями государственной поддержки являются: реструктуризация и финансовое оздоровление хозяйств; содействие долгосрочному инвестиционному кредитованию и укреплению материально-технической базы сельского хозяйства; стимулирование внедрения ресурсосберегающих технологий; социальное развитие села; поддержка наращивания мощностей и повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности. Для привлечения новых инвестиций следует продолжить акционирование СПК и обеспечение дальнейшего развития агропромышленной кооперации.

В текущем году предстоит осуществить строительство молочного комплекса на 1600 голов в ООО "Рождество" (Петушинский район); свинокомплекса на 12 тыс. голов в округе Александров (реализует проект компания "Мортадель"); комплекса по переработке яйца (проект компании "Владзернопродукт"); пуск завода по выпуску белково-витаминных добавок в г. Лакинске. В связи с определением Минсельхозом РФ Ковровского района в качестве базового по вопросам устойчивого развития сельских территорий предстоит выполнить комплекс мероприятий по вопросам социального развития села. На модернизацию перерабатывающей промышленности АПК планируется привлечь около 1, 2 млрд. руб.

Важной задачей является совершенствование земельных отношений. После проведения инвентаризации земель и оформления прав землепользования необходимо активизировать процесс передачи земель эффективным собственникам.Основными направлениями развития потребительского рынка должны стать: совершенствование механизмов защиты прав потребителей; развитие социальных направлений деятельности предприятий торговли и службы быта; создание эффективных форм реализации сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей; оптимизация соотношения магазинных и внемагазинных форм торговли.

Основные задачи во внешнеэкономической деятельности связаны с дальнейшим повышением инвестиционной и внешнеторговой активности в регионе. К ним относятся:

- разработка программы привлечения иностранных инвестиций в объемах, достаточных для осуществления структурного и технологического обновления основных производственных фондов предприятий области;

- разработка законодательных базы для создания и функционирования зон регулируемого развития (промзоны), которые должны быть обеспечены современной развитой инфраструктурой для размещения средних по инвестиционным вложениям проектов.

Для наращивания объемов производства в малом бизнесе предстоит обеспечить: повышение фондовооруженности предприятий, для чего шире использовать разнообразные механизмы содействия инновационному бизнесу; развитие лизинговых услуг и упрощение доступа малых предприятий к инвестиционным кредитам. В целях развития системы услуг "бизнес для бизнеса" будет оказываться содействие муниципальным образованиям в создании технопарков, бизнес-инкубаторов и сервисных центров. Необходимо также продолжить развитие выставочного центра на базе Торгово-промышленной палаты области.

Основной задачей налоговой политики в текущем году будет являться мобилизация собственных доходов за счет более полного сбора региональных и особенно местных налогов и сборов, таких как налог на имущество и земельный налог, арендная плата за земли и использование муниципального имущества. Для этого необходимо продолжить работу по обеспечению полноты учета налогооблагаемой базы, завершить работу по инвентаризации земель и имущества, находящегося в собственности физических лиц. Предстоит пересмотреть ставки арендной платы за земельные участки. Для выравнивания условий для всех налогоплательщиков следует отказаться от предоставления неэффективных налоговых льгот.

В области бюджетной политики предстоит обеспечить: сбалансированность расходных обязательств местных бюджетов с их доходными источниками; безусловное выполнение бюджетных обязательств по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы и трансфертов населению; обязательное соответствие лимитов потребления коммунальных услуг объему бюджетных назначений; снизить кредиторскую задолженность муниципальных образований и т.д.

В социальной сфере предстоит обеспечить все виды выплат, направленных на предоставление мер социальной поддержки граждан.

Необходимо сконцентрировать усилия на развитии специализированной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, обеспечить доступность первичной медико-санитарной помощи, внедрить стандарты медицинской помощи и контроль за их соблюдением, в целях лекарственного обеспечения реализовать федеральную программу "Льгота-2005". Необходимо также внедрить новые эндоскопические технологии при проведении операций на грудной клетке и стереотаксические - при лечении эпилепсии. Для повышения качества медицинского обслуживания необходима организация смотра-конкурса на лучшее медицинское учреждение области.

В целях развития физической культуры и спорта будет осуществлено строительство новых спортивных сооружений, созданы условия для увеличения числа физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования получат дальнейшее развитие механизмы финансовой поддержки муниципальных образований с целью укрепления учебно-материальной базы образовательных учреждений. Предстоит совершенствовать механизмы взаимодействия всех уровней власти, объединений системы образования и общественных организаций по развитию системы образования как единого комплекса. Планируется довести число учреждений "начальная школа - детский сад" до 28.

В сфере профессионального образования для обеспечения потребности экономики в кадрах необходимо продолжить оптимизацию структуры подготовки учащихся; сформировать эффективную систему содействия трудоустройству выпускников. В решении этих проблем должен возрасти вклад работодателей и других социальных партнеров. Подготовку кадров в системе профобразования планируется осуществлять на 70 процентов через отраслевой заказ, впервые утверждаемый постановлением губернатора области, на основе договоров. Необходимо предпринять новые шаги по развитию комплексов "вузы - средние специальные учебные заведения". Сейчас действуют только два.

В области культуры и искусства необходимо продолжить работу по сохранению культурного наследия, поддержке художественных коллективов и талантливых исполнителей и созданию новых организационных форм творческой деятельности.

В рамках реализации административной реформы предстоит провести преобразования в организации местного самоуправления и структуре администрации области. Важные и непростые вопросы необходимо будет решать в связи с вступлением в силу новых Жилищного и Градостроительного кодексов.

Для достижения поставленных целей требуется социальная ответственность при принятии важных решений, консолидация всего общества и эффективная работа. От присутствующих сегодня на совещании, в первую очередь руководителей всех уровней, во многом зависит, насколько динамично будут решаться региональные проблемы и насколько в результате нашей совместной деятельности улучшится жизнь людей на Владимирской земле. Поэтому желаю всем успехов на этом пути!

Благодарю за внимание!

***

Индексы базовых показателей за 2004 год

ВРП (по базовой региональной составляющей за 2004 год)/107, 0 %

Объем промышленного производства/107, 3 %

Инвестиции в основной капитал/101, 3 %

Объем иностранных инвестиций/312, 0 %

Оборот розничной торговли/112, 1 %

Объем платных услуг населению/106, 1 %

Ввод в действие жилья/117, 1 %

Среднемесячная начисленная заработная плата/123, 3 %

[Графические материалы:

Динамика ВРП

Динамика расходов консолидированного бюджета на социальную сферу

Динамика иностранных инвестиций

Материал доступен в бумажной версии издания]

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости