БОРИС ХАИТ, ПРЕЗИДЕНТ СТРАХОВОЙ ГРУППЫ "СПАССКИЕ ВОРОТА"
В последние три-четыре месяца идет массовое перезаключение договоров по ОСАГО, и уже не раз появлялась информация, что отдельные страховщики стараются всеми силами отделаться от невыгодных клиентов. Некоторые компании отказываются перезаключать договоры с лицами, виновными в ДТП.
Конечно, это явное нарушение закона - договор ОСАГО в России является публичным, то есть страховщик не имеет права отказать клиенту. Если такое произошло, то нужно смело идти в суд и доказывать свою правоту - компанию просто обяжут заключить договор. Другой вопрос: сколько это займет времени и сил? Действительно, случаи, когда страховщики не хотят перезаключать договоры с отдельными лицами, сейчас бывают, кого-то, может быть, это и обидит, но основная проблема в другом. Причем это наша проблема, страховых компаний, а не граждан. Положим, человеку очень хочется обслуживаться в данной компании. Но он совершил за год несколько ДТП, был признан в них виновным, и соответственно коэффициент бонус-малус поднял стоимость его полиса во много раз. Для компании такой клиент однозначно убыточен. Даже несмотря на предельно высокий размер премии, ущерба от него все равно больше. Конечно, страховщик вовсе не горит желанием перезаключать с ним контракт (вот, к примеру, одну из наиболее известных компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, нам страховать по ОСАГО накладно, у них низкий уровень культуры и подготовки водителей, много аварий по их вине, но ничего не поделаешь...), но ведь и самому человеку это невыгодно. Сейчас при отсутствии единой информационной базы водитель-аварийщик может просто перейти улицу, обратиться в другую компанию и начать свою "страховую историю" с чистого листа. Проверить, является ли этот человек законопослушным водителем или же по его вине постоянно происходят ДТП, невозможно. Есть и еще один неприятный момент, стимулирующий такой беспорядок: отдельные страховщики для того, чтобы нарастить клиентскую базу, закрывают глаза на многие требования. Так, если человек желает сменить страховщика, он обязан за два месяца до окончания действия полиса уведомить его и по окончании действия срока договора получить на руки справку об аварийности. И уже с этим документом обращаться в другую компанию. Если все делается по правилам, если работает общая для всех база данных, то клиенту все равно, где страховаться, - тариф для него будет ровно таким же, какой он "заработал" своим поведением на дороге.