Как это делается
Важным документом, определяющим стратегию развития налоговых органов Российской Федерации в настоящее время, является утвержденная постановлением Правительства РФ от 21.12.2001г. N 888 Федеральная целевая программа "Развитие налоговых органов (2002-2004 гг.)". Основные цели программы: улучшение обслуживания налогоплательщиков при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств, повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий и оснащения современными системами ведения технологических процессов.
Отличительная черта новой схемы работы - функциональное разделение труда, отрыв налогоплательщика от "своего" инспектора, упрощение процесса взаимодействия налогоплательщика с налоговым инспектором посредством перехода на безбумажную технологию общения, бесконтактные формы работы путем представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.12.2002 N БГ-3-25/751 Инспекция МНС России по Кировскому району г. Астрахани вошла в число инспекций, участвующих в основных мероприятиях по модернизации налоговых органов в 2002-2003 гг., и с мая 2003 года перешла на работу по Типовой структуре инспекций МНС России с предельной численностью свыше 100 единиц.
В текущем году необходимо завершить процесс модернизации, в том числе перейти на администрирование налогоплательщиков с использованием системы электронной обработки данных (ЭОД). В условиях налоговой реформы, возрастающего количества обрабатываемой информации, постоянно растущего числа налогоплательщиков данная организация работы налоговых органов особенно актуальна.
Внедрение современной автоматизированной системы ЭОД в промышленную эксплуатацию в ИМНС России по Кировскому району
г. Астрахани запланировано на ноябрь текущего года. В настоящий момент в инспекции проводятся определенные подготовительные мероприятия, в том числе подготовка имеющейся базы к конвертации данных, ее "чистка" и приведение в корректное состояние. Налогоплательщикам района по итогам работы I полугодия в обязательном порядке необходимо провести сверку налоговых начислений и поступлений с подписанием акта.
Чем качественнее будет проведен подготовительный этап, тем проще будет работать с новым продуктом.
Технология представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи такова: данные бухгалтерской и налоговой отчетности формируются на рабочем месте налогоплательщика в виде файлов стандартного формата, утвержденного МНС России для представления налоговых деклараций в электронном виде. Исходные данные для указанных регламентированных отчетов выгружаются автоматически или вводятся налогоплательщиком вручную с помощью специальной программы.
Сформированные файлы проверяются на соответствие требованиям утвержденного МНС России формата, после чего подписываются электронной цифровой подписью (ЭЦП) (в соответствии с Федеральным законом от 10.01.02 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"), шифруются с использованием средств шифрования с гарантированной стойкостью и отправляются в адрес инспекций МНС России клиентской программой электронной почты.
Факт отправки сообщений с отчетностью фиксируется на сервере электронной почты специализированного оператора связи системы. При этом формируются специальные электронные документы-подтверждения оператора, в которых содержится информация о времени поступления сообщения на сервер электронной почты.
Подтверждения подписываются ЭЦП оператора и направляются в адрес налогоплательщика и налоговой инспекции.
При получении по электронной почте файла отчетности инспекция МНС осуществляет расшифровку файла, проверку корректности ЭЦП отправителя, переподписывает файл ЭЦП уполномоченного лица инспекции и отправляет налогоплательщику.
Налогоплательщик, получив из инспекции файл отчетности с двумя ЭЦП (своей и уполномоченного лица инспекции МНС), сохраняет файл в архиве.
После загрузки содержания файлов отчетности в базу данных инспекции и получения участниками системы подтверждений, предусмотренных регламентом электронного документооборота, цикл сдачи отчетности завершается.
Для реализации описанной технологии для работы в системе налогоплательщику необходимо иметь:
1. IBM PC - совместимый компьютер со следующими характеристиками:
а) процессор Pentium 90 или более мощный;
б) ОЗУ объемом не менее 32 Мбайт;
в) не менее 50 Мбайт свободного дискового пространства;
г) дисковод 3,5 дюйма (1,44 Мбайт);
д) СD-дисковод.
2. Установленные на компьютере:
а) операционную систему Windows9x/WindowsNT/Windows2000;
б) обозреватель Microsoft Internet Explorer версии 5.5 или выше.
3. Программное обеспечение рабочего места налогоплательщика - программный комплекс (ПК) "Спринтер".
4. Доступ к сети Internet (с помощью стандартного модема или выделенной линии).
Со II полугодия прошлого года инспекцией проводилась большая предварительная работа по приему отчетности в электронном виде, шла отработка механизма по обмену информацией между налогоплательщиком и налоговым органом, которая на ее первом этапе предполагала помимо представления информации на магнитных носителях еще и дублирование ее на бумажном. При представлении отчетности по телекоммуникационным каналам связи в режиме ЭОД такая необходимость отпадет.
Кроме того, сегодня в качестве критерия оценки эффективности налоговой структуры целесообразно рассматривать схему и время прохождения информационного потока по иерархической лестнице, так как от данного параметра зависит быстрота принятия управленческого решения.
И если налоговая инспекция - это производство по обработке информации, то основная цель - это обработка больших объемов информации в строго регламентированные интервалы времени.
Сделать это можно только благодаря использованию современных информационных технологий. И в этом смысле система ЭОД представляет поддерживающий элемент - сервис по поддержке рабочих процессов налогового администрирования.
В условиях постоянных, зачастую противоречивых, изменений в законодательстве растут требования и к программным продуктам. Программы должны быть гибкими, чтобы решать проблемы, возникающие порою задним числом.
Но, к сожалению, разработчики программного обеспечения не всегда успевают за изменениями в налоговом законодательстве. В результате у налогоплательщика возникают проблемы, и он подчас теряет доверие к прогрессивной технологии.
Необходимо заметить, что на этапе внедрения новых форм и методов работы негативных моментов избежать, конечно же, не удается.
В инструктивных документах всегда описаны необходимые действия и мероприятия, последовательное и точное выполнение которых гарантирует нормальный процесс работы. Однако ни одна инструкция не описывает всего многообразия ситуаций и практических действий, возникающих в процессе работы.
Успех в деле внедрения данной технологии, в первую очередь, зависит от тесного сотрудничества, взаимного интереса будущих абонентов, поэтому необходимо преодолеть свой психологический барьер и консерватизм.
Преимущества представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи очевидны, это:
- колоссальная экономия времени при сдаче отчетности;
- сокращение ошибок при подготовке отчетности за счет средств выходного контроля;
- оперативное обновление форм отчетности по электронной почте;
- система "запрос-выписка" по электронной почте;
- получение по электронной почте информации об изменении бюджетных счетов, инструктивных писем и др.