Новая угроза с Украины
Российские власти опасаются, что после присоединения нашей страны и Украины к ВТО отечественные предприятия будут страдать от украинского демпинга. Этой проблеме будет посвящен очередной раунд переговоров в Киеве, намеченный на 18-19 августа. Чиновники из Минэкономразвития накануне переговоров занялись "демонстрацией силы". Герман Греф подписал приказ "О продлении срока проведения расследования в отношении демпингового импорта некоторых видов стальных труб происхождением из Украины на таможенную территорию Российской Федерации" еще на четыре месяца. Вместе с тем на основании жалоб Саткинского чугуноплавильного завода и Верхнесалдинского металлургического производственного объединения МЭРТ начало новое антидемпинговое расследование относительно ферромарганца происхождением из Украины.
Стр. 4
***
Баррель в фазе разогрева
Фьючерсы сырой нефти поставили очередной абсолютный рекорд. По итогам торгов на сентябрь, цена поднялась на $1, 63 и остановилась для WTI/Light Sweet на отметке $63, 97 за баррель, для Brent - $62, 7 за баррель. Это вызвано удивительным совпадением всех возможных факторов роста, каждый из которых в отдельности способен подстегнуть фьючерсы. Поводов для снижения цен в ближайшее время специалисты рынка не видят.
Стр. 4
***
Ипотека с госучастием
Требование Владимира Путина сделать ипотечное кредитование максимально доступным для населения приобретает все более причудливые формы. В начале августа в Госдуму был внесен законопроект, авторы которого предлагают субсидировать ставки по ипотечным кредитам в размере 50% ставки рефинансирования Центробанка. Эксперты сомневаются, что предложение депутатов заинтересует коммерческие банки, а субсидирование ставок по кредитам сделает ипотеку доступной. Реализация предложения, по мнению экспертов, неминуемо спровоцирует рост цен на недвижимость. Кроме того, субсидирование процентных ставок до 50% ставки рефинансирования ЦБ повлечет и увеличение расходных статей бюджета на 2006 год.
Стр. 5
***
Доллар опять упал
Падение доллара на российском валютном рынке возобновилось. Вчера курс американской валюты снизился на 6 копеек, скатившись до минимального значения с начала лета - 28, 37 руб. за доллар. Эксперты объясняют падение доллара в России его снижением по отношению к евро на мировом валютном рынке. Но уже к сентябрю, по их мнению, американская валюта восстановит свои позиции.
Стр.5
***
ФНС РАЗДУВАЕТ ШТАТЫ
Штат Федеральной налоговой службы (ФНС) будет увеличен на 14, 6 тыс. человек. Об этом вчера заявил журналистам министр финансов Алексей Кудрин. Из них 7 тыс. человек будут направлены в отделы аудита, что, по мнению министра, позволит сократить число судебных разбирательств с фискалами и повысит качество работы налоговых органов. Еще 3 тыс. человек займутся вопросами помощи муниципальным бюджетам в обеспечении доходных статей и 4, 3 тыс. новых специалистов будут направлены на разбор актов по банкротству организаций. Еще около 300 человек будут приняты в структуры ФНС на работу для обеспечения внутренней безопасности службы. Их основной задачей станет борьба с коррупцией внутри ФНС. Кроме того, планируется обратить повышенное внимание на обеспечение структур налоговой службы современным оборудованием. "На сегодня сотрудники ФНС обеспечены компьютерами на 71%", - сообщил Кудрин и пообещал в течение ближайших трех лет обеспечить компьютерами до 90% сотрудников ФНС. Между тем предприниматели уверены, что нужно не раздувать штаты, а повышать квалификацию и качество работы налоговых инспекторов.
Стр. 5
***
НЕМЕЦКАЯ ПРЕССА ПРОДАЛА ПРОБИЗНЕСБАНК
Вчера немецкое издание Handelsblatt со ссылкой на источник в московских финансовых кругах сообщило, что немецкий Deutsche Bank AG заинтересован в покупке Пробизнесбанка. Руководство российского банка опровергло эту информацию. Пробизнесбанк не первая кредитная организация, которой в последнее время приписывают интерес со стороны Deutsche Bank. В мае этого года появилась информация о том, что гранд мирового банковского бизнеса ведет переговоры о покупке российского Импэксбанка. А неделю назад стало известно о том, что российский инвестиционный банк ОФГ готовит продажу 60% акций собственного бизнеса Deutsche Bank, которому уже принадлежит 40-процентный пакет акций ОФГ. По мнению участников рынка, со временем западным финансовым институтам будут проданы все средние российские банки, обладающие филиальной сетью.
Стр.7
***
Спам ценой в $7 млн
В США был урегулирован в досудебном порядке крупный спамерский скандал. Корпорация Microsoft подала иск против одного из трех крупнейших спамеров мира - главы маркетинговой компании OptInRealBig.com Скотта Рихтера. После двухлетних разбирательств Рихтер заявил, что отказался от практики незаконных почтовых рассылок. Скотт Рихтер согласился выплатить Microsoft $7 млн. компенсации. Помимо этого он письменно обязуется в дальнейшем соблюдать антиспамовый закон США. Сама же компания Microsoft получила право отслеживать выполнение этого обязательства в течение трех лет. В России таких примеров пока не было. В Рунете объемы незаконных рассылок составляют до 85% всего публичного почтового трафика. Названия компаний-спамеров всем хорошо известны, однако никакой законодательной борьбы с ними пока не ведется.
Стр.7
***
Минфин зря испугал управляющие компании
Почти половина компаний, управляющих пенсионными накоплениями граждан, может, как выяснилось вчера, лишиться права заниматься этой деятельностью. Минфин сообщил, что эти 26 компаний не предоставили вовремя (до 1 июля 2005 года) требуемую законом информацию о составе и структуре своих акционеров. При этом в число нарушителей попали даже такие крупные участники рынка, как УК Росбанка и УК "Солид менеджмент". Впрочем, управляющие демонстрируют олимпийское спокойствие, утверждая, что Минфин сам допустил ошибку, и никаких санкций в свой адрес не ждут. Документы были ими отправлены в срок и приняты 24 июня, о чем имеется соответствующая отметка самого министерства. В одной из компаний предположили, что проблема возникла из-за того, что требуемая министерством информация должна предоставляться управляющими компаниями в двух видах - в электронной форме и одновременно на бумажном носителе. Информация в цифре, скорее всего, дошла до контролеров, а на бумаге затерялась в остальной корреспонденции.
Стр.7
***
Билеты вместо пива
Префектура Южного административного округа решила заменить коммерческие ларьки и палатки, совмещенные с остановками общественного транспорта (остановочно-торговые модули, ОТМ), на точки по продаже билетов "Мосгортранса". "Из-за парковки автомобилей покупателей затруднен подъезд к остановкам", - объяснил префект ЮАО Петр Бирюков решение своего ведомства. Замена произойдет не сразу, а постепенно - по мере истечения договоров аренды. Основная масса палаток исчезнет с остановок с 2007 года. Владельцы торговых точек возмущены решением префектуры: в договорах аренды, заключенных между инвестором и городом, оговорена необходимость сноса конструкций после окончания договора аренды за счет инвестора, но инвестор имеет первоочередное право на продление договора аренды. Потери владельцев киосков составят по $20 тыс. за точку.
Стр.10
***
Зеленая улица для кредитных карт
Рынок кредитных карт привлекает все новых игроков из числа крупнейших банков. Недавно о намерении активно развивать карточное кредитование заявила розничная "дочка" государственного Внешторгбанка, а теперь пойти по этому пути собирается Международный московский банк (ММБ). Участники рынка полагают, что, несмотря на ужесточение конкуренции, предложение кредитных карт еще долго не будет удовлетворять спрос.
Стр.6
***
Малый бизнес не пускают в авиацию
Долгожданный президентский указ о создании Объединенной авиастроительной компании (OAK) может быть подписан и торжественно предан гласности в рамках стартующего на следующей неделе международного авиасалона МАКС-2005. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко такую возможность допускает. По его словам, "взаимодействие с малым и средним бизнесом не только возможно, но и абсолютно необходимо в силу того, что OAK проектировалась как компания горизонтальной интеграции. На всех уровнях кооперации, в том числе на этапе поставки материалов и изготовления отдельных узлов, конкурентная среда не только возможна, но и будет всячески поощряться". Тем не менее эксперты уверены, что малому бизнесу вряд ли найдется место в OAK - подключение малого и среднего бизнеса к воздухоплаванию допускается лишь на уровне поставок бумаги и канцпринадлежностей.
Стр. 6
***
АРГУМЕНТЫ и ТРУД
Владельцы Промсвязьбанка Алексей и Дмитрий Ананьевы, похоже, всерьез заинтересовались медийным бизнесом. Помимо уже принадлежащих им "Аргументов и фактов" и типографии "Медиа-пресса" они консолидировали 100% акций газеты "Труд" - на днях была закрыта сделка по покупке инвестфондом "Промсвязькапитал" оставшихся 50% акций издания у трудового коллектива. В дальнейшем на базе этих трех компаний предполагается сформировать крупный медиахолдинг. Один из участников рынка оценил стоимость 100% "Труда" в $16 млн. вместе со зданием в Настасьинском переулке. Эксперты считают, что альянс сможет возродить "Труд" только при условии многомиллионных инвестиций. По их мнению, "Труд" сам по себе вряд ли интересен. Однако, присоединив его к еженедельным изданиям АиФ, "Промсвязькапитал" получает сильного газетного игрока: и у "Труда", и у АиФ отличная система распространения в регионах, отмечают участники рынка.
Стр. 9
***
$5 млн. на InStyle
Издательский дом "СК-Пресс" выходит на рынок женских глянцевых журналов. ИД выиграл тендер и начинает издавать в России крупнейший американский женский глосси InStyle. В конце месяца начнется рекламная кампания издания, а первый номер журнала выйдет в сентябре. Инвестиции в продвижение составят как минимум $5 млн: столько же было потрачено в прошлом году на запуск журнала Glamour. Участники рынка объясняют столь значительные затраты на продвижение возросшей стоимостью выхода на рынок женского "глянца".
Стр. 11
***
"Соболей" разведут в центре Москвы
В московские автосалоны поступила первая партия автомобилей ГАЗ-2310 - бортовых модификаций "Соболей". Его основное достоинство - грузоподъемность 900 кг. Нижегородский автозавод сделал эти автомобили специально для Москвы, где запрещен въезд в центр без пропуска автомобилям грузоподъемностью более тонны. Цена этого автомобиля установлена на уровне 200 ТЫС. руб. (ОКОЛО $7 ТЫС.), что примерно на 25 тыс. дешевле, чем бортовая "Газель". Дилеры уверены, что интерес к этому продукту будет, в то же время эксперты считают, что ГАЗ опоздал с выходом на рынок бортового "Соболя".
Стр. 11
***
ФОРМУЛА ПИРАМИДЫ
Вот уже четыре года Екатерина Дворникова вместе с коллегами пытается сформировать в нашей стране новый рынок услуг - стратегический брэнд-консалтинг. Компания "Дворникова и партнеры" предлагает клиентам философию ведения бизнеса. Стратегическому консалтингу по маркетингу и брэндингу в России не учат. Наука эта молодая даже на Западе. Поэтому все азы Екатерина Дворникова постигала когда-то сама. Она считает, что гуманитариям труднее разобраться в этой области. У них, как правило, отсутствует системное мышление и не структурирован подход к решению бизнес-задач. А она-то в прошлой жизни математик. Но наука начала умирать вместе с Советским Союзом. А вместе с ней и все планы на будущее. Однажды кто-то из друзей предложил Екатерине обратиться в агентство по трудоустройству. Дворникова решила попробовать. Пришла трудоустраиваться и осталась. Два года занималась подбором персонала, а потом поняла, что не ее это, и переключилась на общение с клиентами и продвижение компании на рынке, поближе к рекламе. В 1996 году Екатерина приблизилась к рекламе вплотную, устроившись в нидерландское ВТL-агентство, которое занималось различными промо-мероприятиями для иностранных компаний. За полтора года работы менеджером Екатерина профессионально выросла, а на российском рекламном рынке все отчетливее формировались зачатки брэндинга. В 1999 году она перешла в российское рекламное агентство. Но его амбициозный владелец мечтал создать full service, то есть агентство полного цикла - стратегическое планирование, креатив, production, медиа, PR.Многие рекламщики тогда уже понимали, что пора разделять эти понятия. Не способны маленькие агентства разработать стратегию, маркетинговый аспект, дизайн. Должна быть узкая специализация. Постепенно и клиент начал понимать: не может одна компания делать все хорошо. И пошло разделение. На этой волне Екатерина и организовала компанию Brand Strategy. Хотела заниматься стратегическим маркетингом (вычленение целевой аудитории, прописка всего, в том числе требований к персоналу). А потом увлеклась брэндингом. Потому что знала: будущее все-таки за ним. Когда на рынке закрепились торговые марки, появилась конкуренция. Раньше на полках было два сока, а стало 32. И все они соки. Что делать? Производители ударились в эмоции. Тогда поняли: брэнд и торговая марка не одно и то же. Торговая марка - это продукт и логотип, а брэнд - обещание, образ, работа с сознанием потребителя, то, что создается в голове, а не лежит на полке магазина. Когда вода, например, становится не просто средством утоления жажды, а неким элементом жизни социума, самоидентификации человека в его окружении. Сегодня у компании "Дворникова и партнеры" шесть крупных клиентов, которые регулярно возвращаются с новыми проектами. Еще приходят заказы то от исследователей, то от дизайнеров. Обороты компании растут каждый месяц на 100%. Готовый проект стоит от $20 тыс. до $50 тыс. (внутренний аудит, кабинетное исследование, аналитика, разработка концепции) плюс заказные исследования - от $5 тыс. до $100 тыс. в зависимости от рынка, а также целей и амбиций заказчика. Разработка проекта занимает от шести до девяти месяцев. В планах - создание холдинга независимых структур.
Стр. 13
*
"Торговыми марками рождаются, брэндами становятся. Даже на Западе из 100 новых торговых марок не более 10 становятся брэндами"
***
Как быть, если налоговый орган передумал
Вот весьма распространенная ситуация: налогоплательщик, применяя определенную норму налогового закона, толкует ее в свою пользу; налоговый орган проводит проверку (возможно, не одну), соглашается с таким толкованием и нарушений не усматривает, однако позднее при очередной проверке вдруг изменяет свой подход, признает соответствующее толкование закона неправильным, доначисляет налог и привлекает налогоплательщика к ответственности. Как с этим бороться? Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за нарушение, возникшее в результате неправильного применения им налогового законодательства, если соответствующее толкование закона основано на разъяснении налогового органа. В этом случае признается, что вины налогоплательщика в нарушении закона нет (ст. III HK РФ). Суть проблемы, таким образом, сводится к ответу на вопрос, могут ли результаты предыдущих проверок налогоплательщика быть признаны таким разъяснением, о котором говорит вышеуказанная норма. В московском арбитражном округе прецеденты, которые давали бы ответ на этот вопрос, не зафиксированы. Между тем Центральный округ (например, в деле "Столовая N13 против ИМНС по г. Донскому") полагает, что проверка надлежащим разъяснением не является. И вот теперь косвенный, но положительный для налогоплательщиков ответ на этот вопрос дал президиум Высшего арбитражного суда РФ. В прецедентном решении по делу "„Ульяновскводоканал" против МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области" он поддержал решения судов, которые отказались привлекать налогоплательщика к ответственности именно в связи с тем, что при предыдущих проверках налоговый орган занял иную позицию.
Стр.4
***
Google обиделся на копание в себе
Корреспонденты американского новостного портала CNET News в течение целого года не получат комментариев от Google Inc. ни по единому вопросу. Отказ от общения с журналистами CNET стал ответом Google на статью о поисковой системе, опубликованную в июле на сайте News.com. Автор статьи Элинор Миллс рассказала читателям о том, как легко можно найти с помощью Google личную информацию о любом человеке. Для наглядности Миллс решила привести весьма убедительный пример и поведала читателям, что знает Google о собственном исполнительном директоре Эрике Шмидте. Главный редактор News.com Джей Син не понимает, чем статья обидела Google: "Никаких баз данных мы не взламывали, вся информация доступна в открытой сети". Вероятно, гнев Google вызвало еще и то, что Элинор Миллс рассказала, что у интернет-компании есть достаточно большой архив информации, недоступный всем пользователям системы, однако опасный сам по себе. Миллс утверждает, что Google знает все о виртуальной жизни пользователей интернета: кому и когда они отправляют почту, о чем сообщают в частной корреспонденции, какие онлайн-магазины посещают и даже какие рестораны они искали на карте. Такая информация может попасть в руки хакеров, инсайдеров Google или чиновников.
Стр. 6
***
Автовокзал сдвинулся с места
Правительства Москвы и области достигли принципиальной договоренности о переносе крупнейшего в столице Щелковского автовокзала. Уже в конце года состоится тендер на право строительства на его месте многофункционального высотного комплекса. Согласно вышедшему вчера совместному распоряжению мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Московской области Бориса Громова, рабочей группе поручено в двухмесячный срок разработать план мероприятий по перебазированию автовокзала. В числе первоочередных задач группы - решение вопроса о выделении земли под автовокзал у станции метро "Черкизовская". У ГУП "Мострансавто" (МТА) более 40 автовокзалов в Московской области, а Щелковский - центральный и единственный на территории Москвы. Ежесуточно с него отправляется примерно 170 автобусов дальнего сообщения и 850 пригородных автобусов. Здание вокзала устарело и не справляется с возросшим в последние годы объемом перевозок. Кроме того, 50-метровая защитная зона вокруг вокзала не позволяет проводить реконструкцию пятиэтажек в Гольянове и Северном Измайлове. На старой территории автовокзала в 1, 8 га планируется возвести многофункциональный высотный комплекс в рамках городской программы "Новое кольцо Москвы".
Стр. 10
***
Автомобильный зал ожидания
Приметой последних трех лет на российском рынке стали очереди на иномарки. Они, конечно, не сравнятся с многолетними ожиданиями "Жигулей" трудящимися в советскую эпоху. Но сегодня для того, чтобы купить понравившуюся машину, недостаточно иметь нужную сумму денег или возможность получить кредит. Если того, что вам надо, нет в наличии, придется ждать. "Бизнес" выяснил, сколько времени занимает ожидание самых популярных машин на российском рынке. В рейтинг "Бизнеса" и портала Auto-Dealer.Ru вошли 25 машин: 21 самая продаваемая иномарка по итогам первого полугодия, ожидаемая рынком отечественная Lada Kalina, надежды второго полугодия - новинки Volkswagen Passat и Renault Logan, а также один из представителей нижнего ценового сегмента $9-12 тыс. Volkswagen Pointer бразильской сборки. Главная причина появления очередей заключается в том, что не все комплектации есть в наличии - некоторые приходится ждать. Еще одной причиной появления очередей на автомобили являются пробелы в прогнозировании рынка. Дилеры уже второй год подряд начинают с мыслями, что те, кто хотел, уже купили автомобиль во время бума, начавшегося в 2002 году. Однако рынок все равно растет, отмечают эксперты.
Стр.14
***
Очередь развитого капитализма
Если очереди на сервис - временная российская проблема, свидетельствующая об активном развитии сегмента продаж и обслуживания машин, то очередь за автомобилями случается и на более насыщенных рынках. Причиной тому может стать и интерес к новой модели, и несовершенство логистических схем, и индивидуализация машин согласно требованиям заказчика. Даже в Европе, на развитом и не растущем рынке, существуют очереди за автомобилями. Отдельные модели (Audi A6,
Volkswagen Touran и Golf, Mercedes E-klasse) приходится ждать по два месяца, родстер BMW Z4 - до трех, а отдельные версии Volkswagen Polo - до четырех месяцев. Это связано не только с ограниченными мощностями заводов, особенно в период ввода новых моделей (так было, в частности, с Opel Astra или VW Golf год назад), но и с тенденцией кастомизации - клиент все чаще хочет создать автомобиль "под себя". К тому же большой срок поставки еще с 90-х годов увеличивает ценность, "эксклюзивность" модели. Такая тенденция не характерна для крупнейшего мирового рынка - американского, где число кастомизированных автомобилей минимально: покупатель предпочитает брать то, что есть в наличии у дилера. Однако и в США недавно вспомнили об очередях. Это связано с резким ростом популярности гибридных машин, к нему местная промышленность (в том числе и успешно работающие японские компании) оказалась не готова. Тренд был спровоцирован сильным повышением цен на топливо. Экономию дают гибридные двигатели - во время равномерной езды машина переходит на электромоторы, при этом бензиновая силовая установка отключается, что экономит несколько литров топлива.
Стр. 14
***
Долгий путь к ремонту
Исследование рынка сервиса для самых популярных иномарок в Москве дало неожиданный результат. Верное в общем случае правило, согласно которому чем больше предложения (в данном случае сервисов), тем быстрее можно удовлетворить спрос (то есть отремонтировать автомобиль), на рынке работает не всегда. На техобслуживание приходится записываться заранее, а ожидание кузовного ремонта нередко доходит до трех месяцев. В рейтинг "Бизнеса" по длине очередей на сервис попали компании, имеющие право официально обслуживать машины марок, входящих в тор-10 продаж по итогам полугодия. При этом мы сознательно отделили слесарные работы от кузовных: обычный ремонт или регулярное техобслуживание занимают меньше времени, и очереди в общем случае не превышают десяти дней. Что касается кузовных работ, то цеха по их производству трудятся на полную мощность, некоторые работают в ночную смену, и все равно нередко до постановки на ремонт проходит несколько месяцев. "Причины таких перегрузок сервисных станций очевидны. Объемы продаж растут, а рост мощностей, в том числе у новых дилеров, за ними не поспевает, - отмечает директор проекта Auto-Dealer.Ru Олег Дацкив. - К тому же производители постоянно повышают требования к дилерам, а далеко не все могут инвестировать в строительство по $5-8 млн".
Стр.15
***
Японцы не догоняют сервис
Причиной больших очередей на сервисное обслуживание является недостаточное количество станций техобслуживания. Несмотря на то, что дилеры сейчас активно строят новые центры, существующих мощностей не хватает для своевременного обслуживания уже имеющегося парка. "Бизнес" выяснил, насколько загружены сервисные станции официальных дилеров самых популярных иномарок в Москве. Наибольшая проблема с сервисными мощностями сегодня у японских Mitsubishi и Toyota. При минимуме сервисных центров (к примеру, у Mitsubishi не все продавцы имеют право на авторизованное обслуживание гарантийных машин), продажи этих марок в Москве достаточно высоки. В результате клиентам приходится ждать очереди на сервис по несколько дней, а то и недель.
Стр.15
[Графические материалы:
ОЧЕРЕДИ НА НОВЫЕ ИНОМАРКИ В МОСКВЕ
ОЧЕРЕДИ НА СЕРВИС В МОСКВЕ
Материал доступен в бумажной версии издания]