Многие из существующих дорогостоящих ИТ-конфигураций уже не способны, несмотря на все компромиссы, адекватно решать современные задачи бизнеса, хотя накопленный пул компьютерных ресурсов потенциально позволяет справиться с любой задачей. Проблема в том, чтобы научиться консолидировать и адаптивно управлять виртуальной конфигурацией, способной обеспечить решение как старых и нынешних, так и будущих задач.
Недавно аналитики Forrester Research, проведя опрос ведущих американских компаний, обнаружили, что более половины из них в ближайший год планирует начать у себя проекты по виртуализации ИТ-конфигураций. При этом, среди клиентов компаний IBM и Hewlett-Packard такую готовность выразило более 70% опрошенных и потратить на эти цели они планировали до 40% своих ИТ-бюджетов. Это означает, что в компаниях накоплены огромные ИТ-ресурсы, модернизировать их в ближайшее время ИТ-директора не собираются, а вот оптимизировать использование - пожалуй, особенно если это позволит без мучительных компромиссов (выбор оптимального соотношения между ценой и производительностью, доступностью, корпоративной политикой, наличием квалифицированных кадров и т.п.) решать поставленные бизнесом задачи. Косвенно этот вывод подтверждается и нынешней маркетинговой политикой ведущих игроков ИТ-рынка, постепенно отказывающихся от проведения шумных мероприятий, посвященных исключительно анонсам новых технологий и все больше внимания уделяющих особенностям встраивания в бизнес клиентов уже известных ИТ-решений. Такое встраивание в обязательном порядке предполагает создание условий для оперативной консолидации ресурсов для решения насущных задач бизнеса в реактивном режиме.
ИТ-КОНСОЛИДАЦИЯ
С точки зрения тактики бизнеса, ИТ-консолидация объективно требуется для снижения издержек, увеличения производительности и упрощения управления. С точки зрения стратегии, от консолидации ожидают возможностей оптимального управления процессами масштабирования ИТ-конфигураций и их адаптации в реальном времени к требованиям бизнеса. Излишне говорить, что ИТ-консолидация - это не одноразовая акция, не простое перемещение или укрупнение серверов и систем памяти, не только работа ради экономии затрат, а непрерывный процесс, направленный на объединение всех ресурсов: люди, процессы и технологии.
Сейчас на подавляющем числе предприятий имеется "зоопарк" различных версий прикладного программного обеспечения, причем, как правило, хорошо работающего только на "родном" оборудовании, что влечет за собой зоопарк вычислительного и сетевого оборудования, а также, как следствие, необходимость содержания многочисленных штатов высококвалифицированных администраторов, вынужденных сопровождать множество процессов. Излишне говорить, что масштаб каждой
ИТ-конфигурации обычно рассчитывается по максимуму, на случай работы в условиях критических нагрузок, а это ведет к неизбежным простоям оборудования.
Учитывая все эти предпосылки, в HP предлагают для решения каждой конкретной
бизнес-задачи предприятия или определенного пользователя формировать необходимую конфигурацию из специально организованного пула имеющихся ресурсов. Такой пул должен состоять из стандартных блоков с унифицированным доступом и средствами управления, допускающими разделение ресурсов по задачам.
Отправная точка движения по пути ИТ-консолидации - это множество имеющихся на предприятии распределенных ресурсов. 11ервый шаг - коллаборация -состоит в централизации программного обеспечения и развертывании систем управления корпоративного масштаба. По оценкам специалистов HP, здесь можно получить от 15% до 35% экономии затрат на ИТ-инфраструктуру. Основные инструменты, применяемые на этом шаге, известны - это OpenView, средства консолидации центров данных и поддержки непрерывности бизнеса. Можно привести целый ряд примеров работ, выполняемых HP на этом шаге. Так, оператор экспресс-доставки и логистики, компания DHL с помощью методологий консолидации вместо двадцати центров данных в США, Европе и Азии (поддерживающих работу 1400 различных приложений) создала два - в Лондоне и Праге. Была выполнена консолидация систем хранения и развернута сеть мониторинга всей инфраструктуры и наиболее важная информация о перевозках теперь поступает в центр не позднее чем через час. Эффект только за счет такой консолидации составил 10 млн евро в год.
Следующий шаг по пути ИТ-консолидации - интеграция оборудования и данных, предполагающая проведение стандартизации, оптимизации количества серверов и развертывание централизованного хранилища. В общей сложности на этом шаге также можно получить от 15% до 35% экономии. Инструменты: сети хранения корпоративного уровня; серверы с возможностью существования независимых разделов; средства консолидации баз данных, средств печати и хранения файлов за счет виртуализации. Пожалуй, самый яркий пример консолидации для этого шага - объединение инфраструктур HP и Compaq, позволившее на 29% уменьшить количество приложений, на 24% снизить расходы на ИТ и на 3 млрд долл. - общие операционные затраты.
Четвертый шаг консолидации - интеграция приложений для более рационального использования имеющихся на предприятии программ и баз данных. Учитывая, например, что при наличии зоопарка приложений неизбежно дублирование, возможный эффект от реализации этого шага ИТ-консолидации может составлять 25-75%.
Заключительный шаг ИТ-консолидации - управление утилитами, имеющее целью улучшить уровень обслуживания и повысить гибкость инфраструктуры. Ожидаемый эффект - 40%. Инструменты - HP Utility Data Center, средства управления сервисами; управление услугами по запросу.
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ В КАРТИНКАХ
Виртуализация - основа консолидации. При этом, в HP видят ее максимально широкой, замахиваясь на уровень виртуализации центров данных, позволяющей на базе технологий grid создавать трансконтинентальные ИТ-конгломераты "все в одном". Сегодня по всему миру разбросаны центры данных, в которых имеются Wеb-серверы, серверы приложений и баз данных -идея виртуализация таких центров состоит в том, что по принципу матрицы создается пул сервисов, памяти, сетей, серверов и т.п. Строки этой матрицы - типы сервисов, а столбцы - физические центры данных, на оборудовании которых работают сервисы. Если пользователю, к примеру, требуется создать свой виртуальный центр данных, обладающий конкретными возможностями, то все, что он должен сделать - это через среду grid сформировать запрос к пулам ресурсов с целью поиска требуемых сервисов в зависимости от их функциональности, стоимости и требуемого уровня обслуживания. Основной инструмент, предлагаемый для этого компанией - HP Grid Interface for UDC. Как легко заметить, UDC является ключевым понятием во всех моделях виртуализации (см. рис. 1 и 2).
Виртуализация систем хранения и сетей - это лишь предпосылка для создания виртуальных центров данных (корпоративных систем grid, Enterprise Grid), теоретически способных решать любую задачу пользователя. Как видно из рис. 3, такие центры "собираются" из ресурсов, сосредоточенных в физических центрах и главным консолидирующим элементом здесь выступает контроллер утилит, обеспечивающий объединение и разделение ресурсов, унификацию доступа к пулам сервисов, управление безопасностью и т.п.
Остается только ответить на вопрос, зачем компании HP требуется сегодня инвестировать в технологии и методологии ИТ-консолидации и виртуализации, заранее замахиваясь на конфигурации общемирового масштаба? Благосостояние ИТ-рынка завтра будет зависеть не от богатых корпоративных клиентов, а от предпочтений армии средних и мелких компаний, всерьез начинающих связывать свой бизнес с высокими технологиями. Если компания HP планирует предложить клиентам с этого рынка приемлемые по стоимости и уровню качества решения, позволяющие им осуществлять выбор без болезненных компромиссов, то технологии виртуализации и консолидации окажутся как нельзя кстати.
Рис. 1. Виртуализация памяти
Рис. 2. Виртуализация сетей
Рис. 3. Виртуализация центров данных
ЛИТЕРАТУРА
1. Наталья Дубова, Учет и контроль для "коммунальных вычислений". Открытые системы, 2003, N 1.