ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ
Из опыта эксплуатации авиатехники, обеспечения ее исправности и боеготовности
Новые информационные технологии все шире проникают в военную сферу деятельности. Об интегрированной логистической поддержке авиационной техники (AT), которая позволяет выдерживать заданный уровень исправности и боеготовности летательных аппаратов (путем рационального и эффективного управления совокупностью материальных, информационных и финансовых потоков), рассказывает полковник Владимир ГОРШКОВ - заместитель начальника 13 ГНИИ МО РФ по научной работе, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
ЕСЛИ вкратце, то объектом изучения логистики как науки являются материальные и связанные с ними информационные и финансовые потоковые процессы. Важно подчеркнуть и ее творческую сущность: логистика -это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности. В рамках этого наиболее широкого определения понятия "логистики" становится понятной и смысловая (целевая) нагрузка термина "логистическая поддержка" применительно к технической эксплуатации авиационной техники. Она заключается в поддержании заданного уровня исправности и боеготовности AT путем рационального и эффективного управления совокупностью материальных, информационных и финансовых потоков.
Новые информационные технологии уже позволили добиться существенных достижений в области автоматизации и информационной интеграции в процессах проектирования и производства авиационной техники. Больше внимания стало уделяться и вопросам, связанным с информационной и организационной поддержкой послепроизводственных стадий жизненного цикла авиаизделий. В частности, таких, как их закупка и поставка, ввод в эксплуатацию, сама эксплуатация, гарантийное и сервисное обслуживание, техническое обслуживание и ремонт, поставка запасных частей и др. В западной терминологии перечисленные стадии объединяются понятием "интегрированной логистической поддержки" (ИЛП), являющейся важной составной частью концепции CALS.
Концепция CALS - совокупность принципов и технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях. Она основана на использовании единого информационного пространства и обеспечивает взаимодействие всех участников этого цикла: заказчиков, разработчиков, поставщиков (производителей), эксплуатирующих организаций и ремонтных предприятий.
Заинтересованность в освоении и развитии указанных информационных технологий во многом объясняется следующим требованием. Целый ряд стратегических инозаказчиков (например, Китай, Индия и др.) считают создание системы логистической поддержки необходимым условием заключения крупных контрактов на поставку изделий авиационной техники и других образцов ВВТ Аналогичная ситуация имеет место и на международном рынке гражданской авиационной техники.
Требования о создании системы интегрированной логистической поддержки связаны с желанием заказчика сократить "затраты на владение" , которые для наукоемких изделий (таких, как AT) превышают затраты на их закупку. Главной ее целью является влияние на разработку (проект) с целью обеспечения в будущем оптимальной эксплуатации. Очевидно, что удовлетворение требований заказчика - это только часть задачи. Другая часть - усовершенствование процессов на производственной стадии жизненного цикла изделия - с целью сокращения затрат на производство и повышения качества производимой продукции.
В настоящее время законченных решений в области интегрированной логистической поддержки не существует. Все работы по созданию таких решений находятся на стадии разработки концепции, технических заданий и пилотных проектов.
Об этом свидетельствует разработанная Росавиакосмосом программа создания систем информационной поддержки жизненного цикла авиационных изделий (САLS-технология) на 2003-2005 годы. Она рассчитана на три года и по существу представляет собой первые приоритетные работы по ИПИ-технологии с целью последующего глубокого и обширного ее внедрения во всех формирующихся корпорациях.
Один из разделов программы посвящен логистической поддержке эксплуатации AT. Из пяти намеченных в нем научно-исследовательских работ одна на выходе предполагает разработку данной системы, охватывающей проектирование, производство и эксплуатацию изделий военного назначения (головной исполнитель-РСК "МиГ").
В ЧЕМ ЖЕ причина такого положения дел и специфика проблемы создания ИЛП эксплуатации авиационной техники?
Основная особенность проблемы в том, что она зародилась еще в советские времена, когда существовала в виде системы послепродажного обеспечения эксплуатации авиационной техники. А главная причина появления этой проблемы - сугубо ведомственная структура советской экономики, фактически лишенная каких-либо экономических или коммерческих отношений между предприятиями различных ведомств.
Вспомним: одни ведомства производили, другие - эксплуатировали. Поэтому все вопросы, касающиеся обеспечения эксплуатации -будь то инженерная поддержка или снабжение запасными частями -решались на уровне ведомств в рамках "планового хозяйства". Отсюда сегодняшний конфликт интересов и существующие перекосы.
В мировой практике на основе использования систем интегрированной логистической поддержки осуществляется продление назначенных до списания межремонтных ресурсов и сроков службы авиационной техники, приносящее эксплуатирующим организациям колоссальный экономический эффект. В нашей стране эта процедура осуществляется, как правило, индивидуально для каждого экземпляра воздушного судна и весьма затратив для эксплуатирующих организаций.
Есть все основания полагать, что в нашей стране в последние десятилетия не происходило сколько-нибудь значимых изменений в области логистической поддержки авиационной техники. В остальном мире системы ИЛП бурно развивались. Импортеры авиационной техники уже привыкли к использованию подобных систем настолько, что по-другому эксплуатировать ее уже не хотят и не могут. Иначе говоря, авиационная техника без системы послепродажного обеспечения эксплуатации сегодня уже не рассматривается в качестве законченного продукта или товара.
И все же опыт создания подобных систем в гражданской авиации России есть. Уже более десяти лет в крупнейших авиапредприятиях России используется информационная управляющая система (ИУС) "Эрлан-1" , разработанная совместно ФГУП ГосНИИ авиационных систем и Научно-производственным предприятием "Эрлан".
По существу система "Эрлан-1" является одним из элементов системы ИЛП AT. Однако полноценной информационной системой она до сих пор не стала, поскольку каждый эксплуатант использует ее в автономном режиме. ИУС "Эрлан-1" не имеет внешних входов (каждый эксплуатант вынужден самостоятельно составлять электронную эксплуатационную документацию на основе бумажной). Не имеет система и внешних выходов, из-за чего богатейшая собираемая информация, содержащаяся в системе, не используется производителями или разработчиками техники.
К другим недостаткам системы можно отнести несоответствие формализованного описания авиационной техники последним международным стандартам и реализацию системы по устаревшей технологии "файловый сервер". Конечно, эти недостатки устранимы и есть надежда, что со временем ИУС "Эрлан-1" превратится в полноценную систему ИЛП.
Есть разработки в области логистической поддержки технической эксплуатации AT, выполненные и нашим институтом. Они направлены на создание условий для перехода от традиционно сложившейся системы информационного обеспечения технической эксплуатации воздушных судов (ТЭ ВС) к автоматизированной системе самолетов типа Ил-76 (АСИО ТЭ ВС).
УКАЗАННАЯ система создается на основе интерактивного электронного каталога на детали, сборочные единицы, узлы, блоки и агрегаты (с указанием кодов ОКП и присвоенных штрих-кодов); интерактивной электронной ремонтной документации на заводской и войсковой ремонт; интерактивной электронной эксплуатационной документации; электронной учетно-отчетной, справочной и другой документации; автоматизированных рабочих мест органов ИАС авиационных частей и МТО авиационно-технических частей с соответствующим программным обеспечением.
Использование перспективных информационных технологий должно обеспечить: получение с борта воздушного судна пунктами управления авиационных частей информации о техническом состоянии ВС и действиях экипажа в реальном масштабе времени, а также оказание оперативной помощи экипажу в нештатной ситуации; комплексное использование информации получателями в части их касающейся (органы управления ИАС и МТО различных уровней, ОКБ, завод-изготовитель, АРЗ, 13 ГНИИ МО РФ, ГЛИЦ); создание единой базы данных по вопросам технической эксплуатации и технического состояния самолетного парка ВВС.
На публикуемой схеме представлен предлагаемый облик АСИО ТЭ ВС со следующими составными частями: информационно-аналитическая вычислительная система: бортовая (БИАВС) и наземная (НИАВС) части; терминал ИАС авиационной части, предназначенный для сбора и обработки информации о техническом состоянии ВС, для подготовки решений по восстановлению (поддержанию) исправности и заказу запасных частей и средств наземного обслуживания (СНО); терминал органов МТО, предназначенный для обеспечения запчастями и СНО из наличия АТехБ (ОБАТО) и формирования заявок на истребование запчастей средств наземного обеспечения из органов МТО объединения и центра; информационно-справочная система (база данных) органов управления ИАС объединения, центра; информационно-справочная система (база данных) органов управления МТО объединения, центра.
Что дает формирование автоматизированной системы информационного обеспечения технической эксплуатации самолетов типа Ил-76 (создание интерактивной электронной документации на первом этапе)? По расчетам 13 ГНИИ МО РФ, оно должно на 50-60 проц. повысить уровень безопасности полетов воздушных судов за счет устранения отказов и неправильных действий экипажа и на 25-30 проц. снизить затраты на техническую эксплуатацию воздушных судов.
Кроме того, повысить уровень исправности AT за счет сокращения времени простоя из-за отсутствия агрегатов оборотного фонда, других запасных частей и материалов, а также несвоевременности подачи средств наземного обслуживания. Плюс обеспечить своевременной и полной информацией о техническом состоянии парка самолетов типа Ил-76, запасах ресурсов и сроков службы, надежности двигателей и агрегатов бортового оборудования и т.д. И наконец, обеспечить скрытность работы и передачи всех данных, находящихся в обороте АСИО ТЭ ВС.
Графические материалы:
Схема автоматизированной системы информационного обеспечения техникой эксплуатации самолетов типа Ил-76
Материалы доступны в бумажной версии издания