Сервис Yahoo! Photos объявил на днях об открытии нового, революционного сервиса. Владельцам мобильных телефонов со встроенной фотокамерой предоставлена возможность сразу публиковать только что отснятый мобильником кадр в своем интернетовском фотоальбоме. Нужно всего лишь отправить этот кадр по MMS или электронной почте на адрес username@photos.yahoo.com (разумеется, при условии, что вы там являетесь зарегистрированным пользователем, это вполне бесплатно и интегрировано с другими сервисами Yahoo!), и фотография сразу появится в директории Mobile Upload вашего фотоальбома, доступного любому пользователю Интернета. Теперь для публикации своих фотографий не нужно ехать домой или в интернет-кафе, перекачивать отснятый файл на жесткий диск компьютера, выполнять логин, заливать на Yahoo!... Просто отправил сообщение - и картинка уже опубликована в Сети, а ее автор может спокойно продолжать свое путешествие по индийской саванне на слоне (или в давке московского метрополитена - тут уж кому как повезет).
Психологическую значимость подобных нововведений трудно переоценить. С каждым годом разработчики сетевых сервисов и портативной вычислительной техники все дальше расширяют наши представления о пределах возможного в передаче и получении информации. И каждый раз, стоит нам подумать, что программа-максимум технического прогресса успешно реализована, как на рынок незамедлительно выбрасывается новый гаджет или софт с беспрецедентной и неожиданной функциональностью.
Например, совсем еще недавно нам казалось, что мы все понимаем про возможности интернет-телефонии: какие-то фирмы ставят в разных странах свои серверы, куда мы дозваниваемся по предоплаченной карточке, и звуковая информация с этих серверов идет по интернетовскому кабелю, отчего стоимость минуты разговора снижается в десятки раз по сравнению с тарифами традиционных (неинтернетовских) телефонных операторов. Но тут вдруг явилась миру программа Skype (www.skype.com), которая позволяет "созваниваться" в Интернете вообще безо всяких серверов, напрямую и совершенно бесплатно, благодаря использованию того самого протокола peer-to-peer, который придуман в свое время создателем файлообменной сети "Напстер". С появлением "Скайпа" тысячи пользователей Интернета в Москве обзавелись микрофонами и начали использовать свои настольные компьютеры как устройства для бесплатной международной телефонной связи. Если кому-нибудь и успело помешать неудобство, связанное с тем, что для такой связи необходимо находиться у экрана своего настольного компьютера, разработчики Skype незамедлительно выкатили версию для "наладонников" (они же PDA или КПК), позволяющую использовать интернет-телефонию по протоколу peer-to-peer в любом месте, где имеется доступ к Сети, в том числе и беспроводной. Например, Bluetooth или модный в последние годы WiFi.
Казалось бы, ну что тут еще можно придумать. Сидишь в любом парижском кафе на Grands Boulevards, подключившись к местному узлу WiFi, попиваешь кальвадос и треплешься с друзьями в Москве или Сан-Франциско через наушник, не наблюдая часов, не заботясь о ценах роуминга, следя лишь за тем, чтобы новую рюмку приносили регулярно... Но прогресс - он сам себе придумывает рубежи, чтобы их потом брать. И вот уже создатели "Скайпа" анонсируют новый сервис, именуемый SkypeOut, на сей раз - платный. Но плата в нем - 1, 2 евроцента за минуту разговора с Москвой, Вашингтоном, Лондоном или Питером из любой точки Земли. Фишка в том, что собеседником твоим за эти смешные деньги становится уже не другой пользователь "Скайпа", но любой абонент совершенно обычной телефонной сети, даже если он в жизни не слышал про Интернет. Отхлебнув еще кальвадоса, скармливаешь своему наладоннику телефонный номер из справочника МГТС - и "здравствуй, бабушка, как твои дела". Самое смешное, что качество связи в SkypeOut выходит нисколько не хуже, чем у "Би Лайна" или МТС, при цене роуминга в 200 раз дешевле билайновской и в 100 раз дешевле эмтээсной. При таких ценах сервису SkypeOut не составит никакой серьезной проблемы окупаться: оптовая себестоимость интернетовского трафика пренебрежимо мала, а расходов на телерекламу и пиарные войны эта компания не несет.
Экономия на логистике, связанная с использованием Интернета, благополучно поставила на уши и весь туристический бизнес Европы и США - от авиаперевозок до гостиниц и рентакаров. Покуда представители московского среднего класса в середине осени убиваются в полудюжине московских авиакасс за "дешевыми" аэрофлотовскими билетами в Европу по 99 долларов в оба конца, лондонцы, миланцы, пражане и парижане совершенно спокойно, в любое время года и суток, заказывают себе за 12 фунтов авиабилет в любую точку Европы через сайты типа www.easyjet.com (на момент написания этой заметки ноябрьский билет из Праги в лондонский Гэтвик стоил там 360 рублей, сентябрьский - 1450 рублей). Дешевизна связана тут не с качеством услуг авиаперевозчика (хуже качества, чем излюбленный "Аэрофлотом" Ту-154М, за пределами африканского континента не сыщешь), а с полной автоматизацией процесса бронирования: у компании EasyJet нет физической точки продажи билетов ни в одном из городов, куда летают ее самолеты, - и, следовательно, не приходится перекладывать бремя представительских расходов на пассажира.
Конечно, когда-нибудь в обозримом будущем этот ресурс удешевления сервисов за счет интернетовской консолидации заказов будет исчерпан. У любой услуги есть себестоимость, и ниже нее потребительская цена никогда не опустится (исключения же, связанные с демпингом, едва ли уместно возводить в правило). Тем не менее перетряски в области ценообразования, связанные с новой реальностью интернет-продаж, закончатся не скоро. И для России большинство таких революций пока еще оставлено на будущее.