Так ли выгодно приобретение энергии на ФОРЭМ - напрямую или через независимые энергосбытовые компании
Электроэнергетика - кровеносная система для любого современного промышленного предприятия. У каждого из-за специфики производства объем потребления энергии различен, но затраты на ее приобретение, несомненно, составляют значительные суммы в общей табели расходов. Зачастую сиюминутное желание руководства предприятий сэкономить копейку превалирует над несколько более затратным, но и однозначно более перспективным путем внедрения энергосберегающих технологий, которые в будущем окупятся сторицей. Общепринятым вариантом "экономии" многим представляется "форэмовский миф".
Целью выхода крупных промышленных предприятий на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности является экономия затрат на приобретение электрической энергии. Действительно, при больших объемах энергопотребления получаемая выгода может достигать несколько миллионов рублей в год, однако на этом пути существует немало сложностей, которые в конечном итоге, после тщательного экономического анализа ситуации, могут вылиться в отсутствие ожидаемого эффекта.
Прежде всего, для выхода на ФОРЭМ предприятие должно ежемесячно приобретать не менее 16 МВт электроэнергии, иметь годовое потребление не менее 100 млн кВт/ч и присоединенную нагрузку 20 МВД. Вопрос о возможности работы предприятия на оптовом рынке решает Федеральная энергетическая комиссия России (ФЭК РФ), а до этого необходимо пройти процедуры согласования выхода на ФОРЭМ с Региональной энергетической комиссией (РЭК), в том числе по самым "затратным" вопросам - компенсации выпадающих доходов АО-энерго из-за перекрестного субсидирования.
Еще одним обязательным условием выхода на ФОРЭМ является наличие у предприятия принятой в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), внедрение которой требует немалых финансовых и организационно-технических усилий. Для обеспечения технологического диспетчерского управления на уровне оптового рынка необходимо выполнить требования по обеспечению передачи данных телеизмерений (или АСКУЭ) в режиме реального времени на центральный диспетчерский пульт регионального диспетчерского управления региона и заключить договор с оператором коммерческого учета на оказание услуг по опросу, сбору и подтверждению достоверности данных коммерческого учета предприятия.
И вообще, насколько достоверна информация, что приобретение электроэнергии с ФОРЭМ обойдется дешевле, чем покупка ее у региональной энергосистемы? При сравнении стоимости поставки электроэнергии с оптового рынка и АО-энерго многие "забывают" добавить к тарифу рынка стоимость услуг Федеральной сетевой компании, системного оператора, ЦДР ФОРЭМ по транспорту и технологической диспетчеризации, тариф на транспортировку энергии по сетям энергосистемы до потребителя. В этом случае эффект от выхода на ФОРЭМ становится абсолютно сопоставим с использованием всех имеющихся возможностей по снижению затрат на уровне региона и предприятия. Немаловажно, что рост цены электроэнергии на регулируемом секторе оптового рынка в последние годы превышает повышение тарифов в регионах, тем более с учетом поэтапного сокращения перекрестного субсидирования.
Так стоит ли овчинка выделки? Как видим, ажиотаж вокруг ФОРЭМ - довольно искусственный. К тому же в последнее время на региональном рынке преждевременно появился ряд посредников - фирм, имеющих, условно говоря, два стула, стол и компьютер, но желающих заниматься "не пыльным и легким бизнесом" - продажей электроэнергии крупным промышленным предприятиям. Согласно утвержденной концепции реформирования российской энергетики, независимые поставщики должны возникнуть только после того, как появятся гарантирующие поставщики энергии - компании, берущие на себя обязательства перед органом государственного регулирования по осуществлению энергоснабжения любого платежеспособного конечного потребителя, находящегося на их территории обслуживания. Было бы логичным наделение этими функциями сбытовых компаний-преемников АО-энерго, что повысит жизнеспособность гарантирующих поставщиков ввиду традиционной близости к электросетевой и диспетчерской логистике. Для граждан и бюджетных потребителей, начиная с июля 2005 года, будет предоставлен срок в несколько лет для заключения долгосрочного договора с гарантирующим поставщиком электроэнергии. Данный механизм позволит смягчить риски перехода к конкурентному рынку электроэнергии и защитить наиболее уязвимые группы потребителей от резкого повышения цен (оптовые генерирующие компании будут обязаны поставлять не менее 35% объема своей генерации гарантирующим поставщикам). И только к 2006-2007 гг. доля независимых сбытовых компаний может достичь 20-25% в структуре продаж, при этом остальную часть электроэнергии продолжат поставлять сбытовые компании - преемники АО-энерго (они же - гарантирующие поставщики). Число независимых сбытовых компаний прогнозировать достаточно трудно, однако оно может достичь нескольких тысяч. Безусловно, в ходе реформирования отрасли перед каждым предприятием встанет выбор, у какой сбытовой компании покупать электроэнергию - у той, которая занимается ее поставкой уже много лет, имеет опыт, авторитет грамотного партнера, или у неизвестной ранее фирмы-конкурента.
Однако в сферу сбыта энергии уже сегодня, не дожидаясь перехода реформы энергетики в очередную плановую стадию, бросились многие. Недобросовестная конкуренция и низкий профессионализм большого числа народившихся в одночасье независимых сбытовых компаний чреваты рисками ухудшения надежности энергоснабжения в результате возможного использования финансовых махинаций, банкротства сбытовых компаний и несогласованности режима подачи энергии. Многие коммерческие компании, получившие статус субъекта ФОРЭМ, не являются крупными потребителями электроэнергии и лишают АО-энерго источников для субсидирования населения. Не случайно глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс считает, что эти новоявленные трейдеры всего лишь присваивают себе спекулятивный доход на временной разнице тарифов на электричество в условиях перекрестного субсидирования: не имея на балансе каких-либо объектов электроэнергетики и арендуя небольшой участок сетей (часто - у своих будущих потребителей), они закупают электроэнергию на ФОРЭМ с целью ее дальнейшей перепродажи. Кроме того, независимые продавцы электричества, как правило, берут "на обслуживание" всего лишь 1-2 предприятия в регионе, из-за чего постоянно балансируют на грани рентабельности и выживания. Чаще всего работа таких энерготрейдеров в субъектах федерации строится через не имеющие юридической самостоятельности филиалы или представительства, вследствие чего налоговые поступления от их деятельности проходят мимо местной казны, а в российских регионах по хорошей традиции любят и уважают только социально ответственный бизнес.
Сэкономить кое-что с помощью независимой энергосбытовой компании возможно, но риск оказаться у разбитого корыта для крупного уважаемого предприятия, да еще с непрерывным технологическим процессом в случае организационно-финансовых катаклизмов у этого партнера очень велик. Заместитель Председателя Правительства Удмуртии Виктор Савельев на днях прокомментировал одному из республиканских изданий возможность такого поворота событий. По его словам, заплативший деньги независимому поставщику потребитель может не получить гарантий поставки электрической энергии, поскольку у новой энергоснабжающей организации окажутся незаключенными договоры на транспортировку электричества. Фактически Виктор Савельев предостерег крупных потребителей электроэнергии республики от погони за незначительной экономической выгодой, могущей впоследствии обернуться большими неприятностями.
***
Число независимых сбытовых компаний прогнозировать достаточно трудно, однако оно может достичь нескольких тысяч. Безусловно, в ходе реформирования отрасли перед каждым предприятием встанет выбор, у какой сбытовой компании покупать электроэнергию - у той, которая занимается ее поставкой уже много лет, имеет опыт, авторитет грамотного партнера, или у неизвестной ранее фирмы-конкурента.
***
Заместитель Председателя Правительства Удмуртии Виктор Савельев фактически предостерег крупных потребителей электроэнергии республики от работы с независимыми энергосбытовыми компаниями. Сэкономить кое-что с их помощью возможно, но риск оказаться у разбитого корыта тоже очень велик.
***
Независимые сбытовые компании всего лишь присваивают себе спекулятивный доход на временной разнице тарифов на электричество: не имея на балансе каких-либо объектов электроэнергетики и арендуя небольшой участок сетей, они закупают электроэнергию на ФОРЭМ с целью ее дальнейшей перепродажи.