Европейцы учли уроки "Курска"

Гибель атомохода "Курск" со всем экипажем в августе 2000 г. дала толчок межнациональному сотрудничеству в области создания средств спасения экипажей затонувших подлодок. Всего пять дней спустя после трагедии в Баренцевом море, 18 августа 2000 г. четыре страны - Норвегия, Великобритания, Франция и США - подписали договор намерения о совместной разработке комплексной спасательной системы для субмарин. Впоследствии США вышли из проекта, сделав ставку на национальную программу.

Возникли различные сложности, в том числе и материального характера, и у оставшихся стран. И все же призрак "Курска" заставил европейцев продолжить работу. Сейчас достигнут первый принципиальный результат. Как сообщает управление логистики Вооруженных сил Норвегии, которому поручено координировать трехсторонний проект, наконец-то завершен этап согласований и определено финансирование. Компания "Роллс-Ройс" получила контракт на создание спасательной мини-подлодки, способной погружаться на 600 метров и стыковаться с люками затонувших субмарин. Стыковочный модуль будет универсальным, подходящим для большинства типов подлодок, в том числе и российских.

При подготовке проекта были учтены уроки "Курска". До сих пор при разработке спасательных аппаратов специалисты исходили из того, что экипаж аварийной подлодки будет взаимодействовать с людьми, пришедшими к ним на помощь. "Курск" показал, что надо исходить из худшего сценария: экипаж будет находиться в бессознательном состоянии и принять участия в операции не сможет. Кроме того, спасательная подлодка сможет стыковаться с люком затонувшей субмарины, даже если та лежит на грунте на боку. Вспомним, наклон "Курска" стал одной из причин, по которой российские спасательные аппараты не смогли "сесть" на стыковочную площадку атомохода.

По словам координатора проекта с норвежской стороны капитан-лейтенанта Тронда Ювика, спасательный комплекс под названием NSRS (аббревиатура английского наименования "Натовская спасательная система подлодок") будет включать в себя, кроме самого спасательного аппарата, еще беспилотную мини-подлодку, барокамеру и контейнеры со снаряжением. Комплекс будет находиться в круглосуточной готовности и сможет приступить к работе в течение 72 часов с момента получения сигнала SOS в любой точке земного шара.

Поскольку участком наибольшей концентрации субмарин, как натовских, так и российских, является Северная Атлантика, базироваться NSRS будет в Глазго, в Шотландии. Например, к месту аварии "Курска" спасатели смогли бы прибыть в течение суток.

Трагедия четырехлетней давности заставила участников проекта уделить особое внимание эффективности доставки спасательных средств. Предполагается, что комплекс проделает путь до ближайшего к точке аварии порта по воздуху - лучшим перевозчиком называется российский транспортник АН-124 - а затем будет погружен на судно. В компьютерную базу введут все пригодные для транспортировки комплекса гражданские и военные суда, имеющиеся в мире, и в Глазго будет вестись круглосуточный мониторинг их местонахождения. Такая схема поможет быстро выбрать наиболее подходящее для перевозки NSRS судно.

Комплекс будет действовать в течение 25 лет, стоимость его создания и эксплуатации оценивается почти в два миллиарда долларов. Первые испытания пройдут уже осенью 2006 г.

Планы создания подводного спасателя нового поколения разрабатывались еще с начала 90-х, "Курск" стал лишь катализатором этого процесса. В мире имеются несколько спасательных аппаратов, но все они технически устарели и выработали свой срок службы. Исключение не составляет и британский LR5, побывавший на месте гибели "Курска". Российские власти обратились за зарубежной помощью слишком поздно, двое суток спустя после аварии, поэтому LR5 так и не был опробован в действии. Когда LR5 был готов к погружению, водолазы обнаружили, что лодка заполнена водой - спасать было уже некого. Однако специалисты сомневаются, что британский аппарат, изготовленный в 1978 г., смог бы сделать то, что оказалось не под силу российским подводным "старичкам": преодолев подводные течения, оседлать стыковочную площадку лежащего на боку "Курска". Для такой работы нужна более совершенная техника.

По данным военно-морского издания "Джейн", за время, прошедшее со дня окончания Второй мировой войны, погибло 615 подводников, в том числе 118 человек на "Курске". Примеров успешного спасения экипажей, запертых в стальных гробах, лежащих на дне, не было начиная с 1939 года. Как утверждают норвежские офицеры-подводники, участвующие в проекте NSRS, его психологическое значение даже выше практической пользы. Аварии, препятствующие всплытию современной субмарины, случаются довольно редко, но с этой страшной перспективой живет каждый подводник. Поэтому морякам важно знать, что, даже если подобное несчастье произойдет, их найдут и спасут.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости