Освоив покупку эксклюзивного антиквариата, футбольных команд и престижной недвижимости, российские миллиардеры взяли за моду нанимать дорогостоящих западных детективов. Для каких целей?
Прежде всего делается это для информационного обеспечения бизнеса, а отнюдь не для уличения жен или любовниц в неверности. Ведь зарубежным пинкертонам можно поручить отслеживать "объекты", которые для собственных служб безопасности являются неприкасаемыми. Например, зарубежные контакты влиятельных государственных чиновников.
Характерная история в этом ключе недавно произошла в Эстонии. В конце июня в Таллинн на встречу премьер-министров стран Балтийского моря прибыл российский премьер Михаил Фрадков. Как выяснилось позже, одновременно с ним эту балтийскую республику посетила группа сотрудников частного сыскного агентства DILIGENCE Information & Security, укомплектованного бывшими агентами британских спецслужб - Ми-5 и Ми-6.
Детективы прибыли в Эстонию по поручению другого сыскного агентства - Kroll Associates Inc. - и действовали в интересах кипрской офшорной компании TNK Trade LTD. Возглавляли миссию одна из руководителей DILIGENCE - Тамсин Борн (Tamsin Bourne) и ее помощник, оперативный сотрудник Фред Файнан (Fred Finan).
Сыщиков интересовали подробности визита Фрадкова - когда и где бывал, с кем встречался, о чем говорил. Они следовали за российским премьером всюду: и когда проходила официальная часть визита в местечке Лауласмаа, и когда премьер ловил рыбу в компании с российским послом на лоне природы. Одновременно детективы из Лондона наводили справки о положении дел ряда местных фирм, связанных с транзитом российской нефти. Несказанно удивив последних своей нахрапистостью.
По мнению представителей местных деловых кругов, по вполне понятным обстоятельствам пожелавших сохранить анонимность, причина, побудившая TNK установить слежку за председателем российского правительства, - предположение, что в ходе своего визита Фрадков может дать понять эстонцам: не решите проблем нацменьшинств - перекроем нефтетранзит, являющийся важнейшей статьей национального дохода Эстонии.
Подобное в новейшей российской истории уже было. Несколько лет назад, после осуждения латвийским судом бывшего советского партизана Василия Кононова, Москва перекрыла трубу на Вентспилс, уведя поток в Приморск.
В отношении Эстонии цена вопроса весьма высока. Российский транзит дает этой стране от 8 до 10% ВВП - по прогнозам, до одного миллиарда долларов в 2004 году. Из них до 700 миллионов долларов - за счет нефти и нефтепродуктов. При этом треть всей "нефтянки" идет от TNK-BP. Ее эстонский партнер, компания Eurodek, переваливает около 12 миллионов тонн в год. В случае если нефть придется везти через российские порты, TNK может потерять существенную часть добавленной стоимости - логистика через Эстонию по-прежнему привлекательна. Тем более что эстонский транзит позволяет российским нефтяным магнатам разделять финансовые потоки от трейдинговых операций, перечисляя часть полученной прибыли на внебалансовые зарубежные счета.
Общеизвестно, что организовавшую эстонскую "командировку" Kroll Associates Inc. давно связывают деловые отношения с TNK. Последнюю информацию о пересечении путей нефтяников и сыщиков распространила в начале июня The Times. Газета написала о громком скандале со слежкой, организованной Kroll за председателем арбитражного суда Женевы, где шло дело, затрагивающее интересы "Альфа-Групп" - деловой империи российского олигарха Михаила Фридмана, являющегося партнером британо-российской компании TNK-BP.
И хотя российский премьер - это не швейцарский судья, но, как свидетельствует сия история, за большие деньги и с помощью западных детективов российские олигархи могут устроить слежку за кем угодно.