Таймыру - эффективную логистику
В нашем городе периодически бывает по служебным делам известный в Сибири специалист по логистике - новому и пока не всем известному направлению, которое касается, как он считает сам, каждого. С этого и начинается наш разговор с профессором Новосибирской государственной академии, водного транспорта B.C. Никифоровым.
- Владимир Семенович, прежде всего расскажите о том, что такое логистика и почему она сегодня столь актуальна.
- В ее современном понимании как науки об управлении материальными потоками логистика является относительно молодой, однако сам термин имеет многовековую историю. В Древней Греции логистика (logistike) означала искусство вычислять. В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов среди многочисленных провинций империи. В Византии с логистикой стали связывать деятельность по снабжению и материально-техническому обеспечению войск - то, что на русском языке обозначается словом "тыл". В таком значении логистика была известна более тысячелетия.
Логистика сыграла важную роль в исходе многих войн. Как бы нам с вами ни относиться к бомбардировкам Югославии и действиям США в Ираке - это, прежде всего, великолепная логистика.
Понимание значения логистики для промышленности и бизнеса пришло сравнительно недавно. Современная концепция логистики сформировалась в промышленно развитых странах к концу 70-х годов XX века в условиях превращения рынка продавцов в рынок покупателей, усложнения структуры товара, исчерпанности производственных ресурсов конкуренции, ужесточения экологических требований. Начав с концентрации внимания на повышении качества потоков продукции и оптимизации в сфере обращения, логистика пришла к необходимости заниматься всем комплексом взаимосвязей на стадиях материально-технического обеспечения, производства, транспортировки, сбыта.
- Но ведь в Советском Союзе эти вопросы всегда были в центре очень высокого внимания. Или я не права?
- Вы совершенно правы. В условиях планово-административной системы вопросы логистики ставились и решались в составе задач народнохозяйственного планирования: директивно определялись потребность в товарах и объемы производства, потребители "привязывались" к поставщикам, разрабатывались схемы транспортировки. Такая "логистика" в основном опиралась на административные методы, была весьма затратной, но трудно представить, чтобы целые регионы оставались без топлива, строительных материалов, продовольствия.
Запад вынужден был идти другим путем, ведь там не заставишь возить в убыток из-за страха выложить партбилет. И проблем у них было не меньше, а больше. Логистика в современном виде призвана компенсировать отсутствие единого начала, единого органа; логистика - это западный Госплан.
И теперь, когда мы сознательно и целенаправленно разрушили отечественную логистику...
- Но ведь Карфаген должен быть разрушен?
- ... А Рубикон перейден? Но что теперь говорить об этом. У нас сейчас возможны три пути: вернуться к "советской" системе...
- Это нереально...
- Второй путь: полностью перейти на западную модель, что тоже нереально в силу социально-экономических, культурных, кадровых и других проблем. Значит, надо, опираясь на свое, учиться у Запада, перенимать, применять, но не "повторять зады". Ведь посмотрите, что у нас получается в том же менеджменте. Мы применяем то, чем Запад давно переболел еще в пору тейлоризма и конвейера.
В современной логистике надо выделять два направления: идеологическое и материально-технологическое.
Логистика - это новая философия, новое мышление. Главное сегодня в логистике - ее организующая функция по созданию современной системы рыночного товародвижения, обеспечивающей наличие нужного товара необходимого качества в необходимом количестве в нужном месте в нужное время и по приемлемой цене.
Благодаря современной логистике западный мир решил одну из важнейших жизненных проблем: своевременного, эффективного и профессионального производства, движения товаров и предоставления услуг в мировом масштабе.
Современное общество еще совсем недавно называли обществом потребления. Термин применяется все реже, его сменили - информационное общество, глобальное и так далее. Но это не означает, что цивилизованный мир живет не в обществе потребления, просто это стало обыденностью, одним из базовых условий его жизнедеятельности.
- Владимир Семенович, а можно вернуться...
- ...к нашим оленям? С удовольствием! Логистика касается каждого жителя Дудинки. В прекрасном альбоме о вашем городе есть такая фраза: "Еще в 30-х годах (XX века) Дудинка превратилась в торгово-распределительный центр". Говоря сегодняшним языком - в логистический центр. С портом и соответствующими структурами по снабжению, доставке, обслуживанию связана жизнь взрослых жителей и надежды большинства подрастающего поколения. Ну и все мы - потребители, поэтому можно говорить о стопроцентном и ежедневном контакте с логистикой.
Эффективная логистика решает не только вопросы торговли и снабжения. Это еще и новая культура.
Дело в том, что в сознании многих (и это естественно и не подлежит обсуждению и осуждению) Север связан с благополучием, с получением материальных ценностей, недоступных, скажем, жителю средней полосы. Так вот, логистика, с одной стороны уравнивает возможности (везде все есть), с другой - дает возможность удовлетворять свои потребности. Захотелось вам устриц - вот они, пожалуйста. Захотелось приобрести картину известного художника - участвуйте в аукционе, не выходя из дома. В относительно богатой Дудинке можно перейти порог, до сих пор отличающий нас от западного мира: там живут, а здесь ведут борьбу за жизнь.
Это очень важно для детей. Развитая инфраструктура потребления позволяет относиться адекватно к вещам, не делать из них культа. Это очень важно для Дудинки, где все и все на виду.
- Вы сказали по инфраструктуру потребления. Каково ее состояние в Дудинке?
- Здесь она совершенно не развита. При достаточно широком ассортименте (в одном магазине я видел даже замороженных лягушкек) до недавнего времени покупка необходимых товаров сопровождалась определенными трудностями. Даже мне, командировочному человеку, чтобы сделать покупки на ужин, приходилось обходить несколько магазинов и киосков. Ну, а в более широком аспекте состояние еще более нетерпимое. Ведь прежде чем прибыть к потребителю в той же Дудинке, каждая партия товара из Дудинки поступает в Норильск и лишь потом возвращается в Дудинку.
В Дудинке должен быть создан современный грузораспределительный центр (ГРЦ), где каждый товар будет проходить логистическую обработку и подготовку: сортировку, фасовку, упаковку, накопление, комплектацию и так далее. И снабжение всего Таймыра в этом случае существенно упростится.
В Европе все товары проходят через ГРЦ. Тысячи производителей и потребителей связаны с ними, каждый региональный ГРЦ имеет информацию о производстве товаров и заявках потребителей.
Например, вы владелец фирмы. По вашей заявке в указанные вами сроки вам комплектуют и привозят "в одном флаконе" все необходимое. Удобно, выгодно, культурно. А при дороговизне северных перевозок и неразвитости транспортной инфраструктуры ГРЦ становится жизненной необходимостью.
По аналогии с Западом спонсорами и собственниками ГРЦ могут быть три акционера: федерация, округ, город.
- Выходит, государство возвращается на Крайний Север?
- Это неизбежно! Западная логистика не могла бы сыграть своей роли без помощи государства, без четкой государственной политики. А в наших условиях переходного периода, конца которому не видно, без государства мы обречены. Нас в 90-е годы выручили, вынесли на своих натруженных руках женщины - челночницы. Спасибо им, но надо идти либо вперед, к цивилизованному рынку и логистике, либо назад, к госторговле.
Очевидно, что назад дороги нет, но и враз оказаться в обществе потребления невозможно. Только с помощью государства, только на основе последовательной государственной политики в вопросах ценообразования и развития логистической инфраструктуры можно двигаться вперед.
Но на 90 процентов все это зависит от местных властей. Дело даже не в деньгах, их не хватает даже на богатом западе. Мне кажется, что за короткое время пребывания в должности таймырского губернатора Хлопонин вплотную подошел к пониманию проблемы торгово-транспортного снабжения округа и Норильского промышленного района. С его умом и пробивной силой Таймыр мог стать образцом северной логистики. На уровне края эта проблема неизмеримо сложнее, да к тому же в работе Александра Геннадиевича теперь больше политики, чем экономики.
Однако будем надеяться, что власти округа и города понимают всю остроту проблемы и видят пути ее решения.