Региональные власти намерены превратить область в крупнейший транспортный узел страны
Транспортная инфраструктура - один из важнейших факторов успешного функционирования экономики. Как для страны в целом, так и для отдельно взятой территории в частности. В своем послании Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что модернизация сети российских дорог - это "безусловный приоритет в бюджетной политике страны". Сегодня почти 75% всех грузо - и пассажирских перевозок приходится на автодороги, потому современная транспортная инфраструктура - необходимое условие развития российских регионов. Правительство Нижегородской области уделяет самое пристальное внимание развитию этой важнейшей составляющей экономического роста.
Точка на карте
Нижегородские власти разработали внятную, целостную концепцию развития транспортной инфраструктуры региона, в результате реализации которой область должна стать одним из ключевых узлов всей российской транспортной системы. "Нашей основной целью в этой сфере является создание транспортных развязок нижегородского мегаполиса и превращение его в крупнейший транспортный узел России", - считает губернатор Валерий Шанцев. "Какие международные транспортные коридоры ни рассматриваешь, все они идут через
Нижний Новгород", - говорит он. Именно поэтому, уверен губернатор, транспортную инфраструктуру области как "срединного региона, через который идет сообщение Запад-Восток и Север-Юг", необходимо развивать ускоренными темпами.
По словам губернатора, географическое положение обеспечивает региону ведущую позицию среди субъектов федерации по числу потребителей в "зоне эффективного доступа" - именно в Нижегородской области проживает население с наибольшим потребительским потенциалом. В радиусе 500 км проживает около 43 млн. человек, из них более 24 млн. - в населенных пунктах численностью более
100 тыс., а в радиусе 1000 км - более 84 млн., что больше половины населения страны. Эти показатели выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Еще один существенный фактор - богатый промышленный потенциал: 70% производства в области приходится, по словам Шанцева, на высокотехнологичные обрабатывающие отрасли. И региональные власти рассчитывают в полной мере реализовать имеющиеся возможности.
Пути-дороги
Нижегородский губернатор сумел убедить федеральный центр поддержать начинания областного правительства. Необходимость выделения федеральных средств на строительство северного обхода Нижнего Новгорода с мостовым переходом и низконапорной плотиной через Волгу поддержала глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина. А в конце мая премьер-министр Владимир Путин подписал постановление, которое предусматривает строительство через Волгу низконапорной плотины, совмещенной с мостовым переходом. Реализация этого проекта позволит решить проблему судоходства на 60-километровом участке реки между Городцом и облцентром.
Переход будет расположен на автодороге глубокого обхода Нижнего Новгорода. Начальная точка - 398-й километр дороги М-7 "Волга", конечная - автотрасса Р-52 Нижний Новгород - Киров. Проект реализуют в рамках государственно-частного партнерства: половину денег выделят область и федеральный центр, еще половина - средства частных инвесторов. При этом 70% бюджетных инвестиций будет предусмотрено в федеральном бюджете, 30% в качестве софинансирования предстоит заложить в бюджет области. Стоимость строительства северного обхода города с мостом и плотиной составляет порядка 36 млрд. рублей. "Результаты уже есть, - говорит Шанцев. - 1,1 млрд. нам добавили в этом году, и одновременно с этим будет рассматриваться вопрос, как дальше решать эту задачу". Инвесторы также проявляют внимание к данному проекту. В частности, немецкая компания ВВ Bau+Boden Immobilien Verwaltungs-und Entwicklungs GmbH выразила намерение вложить 300 млн. евро в строительство северной объездной дороги с мостовым переходом в Нижегородской области. Проектные работы планируется завершить к 2010 году. А после строительства южного (участок автодороги
М-7 "Волга") и северо-восточного (мост через Волгу в районе Подновья и участок дороги в направлении Казань - Киров) обходов приволжская столица получит свою объездную кольцевую автодорогу.
Серьезные усилия нижегородское правительство направляет и на развитие железнодорожного и авиасообщения. Уже в 2009 году между Москвой и Нижним Новгородом будет организовано скоростное движение поездов, а впоследствии - при участии японских специалистов - и высокоскоростное движение (до 450 км/ч). Ведутся работы по модернизации международного аэропорта Нижний Новгород: по данным Федерального агентства по воздушному транспорту, в декабре 2009 года должны завершиться восстановление искусственных аэродромных покрытий и замена светосигнального оборудования на взлетно-посадочной полосе N2 (ВПП-2). В будущем году, по словам Шанцева, российское правительство планирует направить на реконструкцию аэропорта 700 млн. руб. Первая очередь реконструкции (работы по ВПП-2) будет завершена через три года. В этот период также будут проведены проектные работы по второй очереди. Всего на модернизацию аэропорта предполагается потратить около 3 млрд. руб.
Активно в Нижнем Новгороде идет и развитие метрополитена. В минувшем году объем инвестиций в дорожное строительство составил почти 3 млрд. рублей. А в нынешнем, говорит Шанцев, планируется увеличить финансирование в 1,5 раза.
Перевалочная база
Внимание уделяется и логистике. Власти активно способствуют строительству индустриально-логистических парков. Например, в июне министр инвестиционной политики Нижегородской области Дмитрий Сватковский сообщил о возможном включении мультимодального терминального комплекса компании "Джи Би Ди Инвест Лимитед" (дочернее предприятие GBD Invest Ltd) в концепцию размещения логистических комплексов федерального значения, разрабатываемую Минтрансом Российской Федерации. Сейчас, по его словам, ведутся консультации с Минтрансом и готовятся документы для представления в федеральное ведомство.
Согласно проекту, международный терминальный комплекс площадью 2,2 млн. кв. м будет построен в непосредственной близости от аэропорта "Стригино" (ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород"). В конце прошлого года инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области выделил под строительство девять земельных участков общей площадью 7,9 млн. кв. м.
Комплекс будет обслуживать грузы, которые перевозятся четырьмя видами транспорта: авиационным, железнодорожным, автомобильным и речным. Для управления терминальным комплексом создано ОАО "МТК" (Международный терминальный комплекс), блокирующий пакет акций которого принадлежит региональному правительству. Проектные работы будут вестись в течение 2008 года, а в 2009-м компания приступит к строительству. Ориентировочный срок реализации проекта составляет 8 - 10 лет. По предварительным оценкам, объем инвестиций в строительство МТК составит от 50 млрд. до 90 млрд. рублей, из них 30% вложит GBD Invest.
На своих колесах
Нижегородская область - лидер производства отечественного автопрома: по выпуску автобусов и автомобилей она занимает первое место среди регионов России. И областные власти не намерены сдавать эту позицию. Понимая, что дальнейшее развитие этой отрасли требует существенных вложений, региональная администрация проводит активную работу по привлечению в регион частных инвесторов, в том числе зарубежных. В частности, в конце июня в Торгово-промышленной палате прошла серия бизнес-встреч бельгийских и нижегородских компаний. Делегацию промышленников и предпринимателей Бельгии представили восемь предприятий, специализирующихся в области электротехнической и автомобильной промышленности, автокомпонентов, транспорта и логистики.
Интерес иностранных и отечественных бизнесменов к региону велик. Сегодня на территориях Нижнего Новгорода и Дзержинска создается кластер автомобилестроения и автокомпонентов, где будут размещены автосборочные производства. В скором времени начнется строительство завода дорожной техники "Либхерр" (объем инвестиций 4,5 млрд. рублей), совместный проект по выпуску автокомпонентов намерены реализовать канадская компания "Магна" и российская "Группы ГАЗ". А корпорация "Богдан" планирует построить в Борском районе автосборочный комплекс "Объединенные транспортные технологии" (UTTECH) мощностью 200 тыс. автомобилей в год. Здесь будут производить крупноузловую сборку автобусов различных типов, легковых авто Chevrolet Lanos, Chevrolet Avea и Sens. Инвестиции в строительство завода составляют порядка $600 млн.. К 2009 году предприятие начнет выпускать первую продукцию, а на полную мощность выйдет к 2011 году.