Вчера состоялось очередное заседание правления ОАО "РЖД", на котором первым вопросом рассматривался проект Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта на 2005 год и перспективу до 2010-го.
Открывая совещание, президент корпорации Геннадий Фадеев еще раз напомнил собравшимся, что глава государства и Правительство уделяют проблемам транспортного сообщения в стране много внимания. Железнодорожному - как основному - здесь отводится особая роль. И от того, насколько точны окажутся прогнозы специалистов отрасли, зависят темпы роста экономики России. "Ошибемся в меньшую сторону, - подчеркнул он, - станем тормозом развития. Ошибемся в большую -надорвемся".
Подробно изучив материалы, представленные накануне институтом Гипротранстэи, Фадеев сразу предупредил: не нужно бояться "огромных" цифр, представленных в них. Другое дело, что каждая сумма или объемный показатель должны быть четко обоснованы с указанием источника финансирования.
Для того, чтобы "предсказать" объемы перевозок на ближайшие шесть лет и определиться в приоритетах, сообщил директор Гипротранстэи Федор Пехтерев, специалистам его института и причастных отраслевых департаментов пришлось досконально изучить региональные и ведомственные программы развития, возможности отдельных ведущих предприятий страны, прогнозы внешнеэкономических связей, демографическую ситуацию и даже вероятность внутренней миграции населения, а также увязать Генеральную схему с уже принятой Энергетической стратегией России до 2020 года, "Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2004 год и основными параметрами прогноза до 2006 года" и многими другими документами.
Исходя из данных этой своеобразной "экономической разведки", разработчики пришли к выводу о возможном увеличении объемов железнодорожных перевозок к 2010 году на 15 - 35 процентов. Это станет реальным благодаря увеличению добычи сырья (в частности, угля с 275 до 335 миллионов тонн, нефти с 421 до 490 миллионов) и выпуска продуктов переработки.
Сложившиеся тенденции в мировом товарообороте и активный выход России на международные рынки предопределили высокие темпы роста внешнеэкономических связей. К концу отчетного периода отрасль может освоить перевозку 450 - 500 миллионов тонн экспортных грузов. При этом максимальный прирост объемов ожидается в транспортных коридорах и подходах к вновь строящимся и развивающимся морским портам, а также пограничным станциям. В том числе на подходах к Санкт-Петербургскому узлу реальна прибавка в 98 миллионов тонн, Московскому -52, Северному Кавказу - 25, Приморскому краю - 68 и т. д.
Рост доходов населения и доступность тарифов позволят повысить транспортную подвижность населения на 25 процентов в дальнем сообщении и на 18 - в пригородном. На основных пассажирских направлениях Центрального региона в сумме может быть введено в обращение около 40 дополнительных поездов.
Разумеется, достичь этих пока желаемых показателей станет реально лишь при поступательном развитии материально-технической базы отрасли. Потребуются форсированное обновление основных фондов и развитие ремонтной базы, усиление пропускной способности участков, удлинение и строительство дополнительных приемо-отправочных путей, переоснащение сортировочных станций, электрификация отдельных направлений и т. д.
По прогнозам специалистов Гипротранстэи и "экономических" департаментов ОАО "РЖД", для реализации Генеральной схемы необходимо порядка одного триллиона 310 миллиардов рублей. Источники инвестиций - сокращение эксплуатационных затрат, амортизационные отчисления, прибыль железных дорог, заемные средства и лизинговые схемы финансирования. Что касается прибыли ОАО "РЖД", то ежегодно она должна составлять не менее 30 - 35 миллиардов рублей.
Общий срок окупаемости вложений составит не менее 13 лет. Однако в реализации схемы многое зависит и от развития смежных отраслей, темпов роста экономики регионов. Сегодня, скажем, морские порты "захлебываются" от потока грузов, а мы им прогнозируем еще большую перевалку. Так, при обсуждении проекта Генеральной схемы первый вице-президент ОАО "РЖД" Хасян Зябиров высказал замечание, что в документе пока слаб логистический подход.
Первый вице-президент компании Владимир Якунин, одобрив концепцию в целом, высказал замечание, что в ней не учтены возможности частных перевозчиков. А первый заместитель министра путей сообщения Михаил Акулов отметил, что в схеме практически не задействован БАМ. Но в целом члены правления документ одобрили. Он ознаменовал принципиально новый подход к формированию инвестиционной программы. Ранее она направлялась на своеобразное "латание дыр". Нынче - на их упреждение, на бизнес.
В заключение обсуждения проекта Генеральной схемы Геннадий Фадеев привел слова Президента Владимира Путина, произнесенные им во время недавнего визита на Дальний Восток: не надо аплодировать тому, что еще не построено. Схеме и не аплодировали. Ее восприняли как руководство к действию.
В перерыве заседания вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус обратил внимание "Гудка", что данный проект - не инвестиционная программа отрасли, не ее бюджет и даже не догма. Это лишь стержень, скелет, на который еще предстоит наращивать "мясо". Спрогнозированные объемы опираются на глубинные изменения нашей экономики, и задача отрасли - развиваться исходя из ее потребностей.
***
Сложившиеся тенденции в мировом товарообороте и активный выход России на международные рынки предопределили высокие темпы роста внешнеэкономических связей. К 2010 году отрасль может освоить перевозку 450 - 500 миллионов тонн экспортных грузов.