В пленарном заседании Совета Федерации принял участие официальный представитель Правительства РФ по данному федеральному закону, статс-секретарь - заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов. Государственная Дума приняла федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" 23 ноября 2005 г. Работа над данным законом велась около 5 лет.
Процесс ухода российских судов под "удобные флаги" начался практически сразу после распада СССР, торговый флот которого находился на 4 месте в мире и составлял около 15 тыс. судов 17-ти пароходств суммарным дедвейтом порядка 18 млн. тонн. В настоящее время под флагом России плавает меньше 200 крупнотоннажных судов суммарным дедвейтом порядка 2,6 млн. тонн, в то время как в 1992 г. их было около 800, и их дедвейт составлял более 10,5 млн. тонн. Фактически в России в настоящее время имеют регистрацию только небольшие суда речного и смешанного ("река-море") плавания.
Сегодня в составе флота под отечественным флагом практически нет таких высокопроизводительных специализированных судов как контейнеровозы, рефрижераторы и паромы. Также нет современных, удовлетворяющих мировым стандартам, крупнотоннажных танкеров для экспорта сырой нефти, крупнотоннажных балкеров для перевозок зерна, угля, руды и минеральных удобрений, отсутствуют газовозы и суда для перевозок жидких химических грузов. Между тем объем перевозок внешнеторговых грузов России морем непрерывно возрастает. С 204,0 млн. тонн в 1998 г. он достиг 450,0 млн. тонн в 2004 г. Соответственно увеличилась и стоимость фрахта на перевозку внешнеторговых грузов России: с 4,0 млрд. долл. США в 1998 г. до 7,5 млрд. долл. США в 2004 г. В 2004 г. величина фрахта, полученного российскими судоходными компаниями, составила 300 млн. долл. США, что не превысило и 5% от общего объема фрахта за перевозку внешнеторговых грузов России.
Одной из причин сокращения количества судов под российским флагом является высокая доля налогов (включая сборы, пошлины и другие отчисления) в стоимости транспортных услуг. Она особенно высока в сравнении с компаниями, зарегистрированными в странах открытой регистрации, или в странах, имеющих международные реестры. В связи с этим была поставлена задача - обеспечить равные конкурентные условия для российских судовладельцев путем создания специального налогового режима для судов, регистрируемых в специально созданном Российском международном реестре судов.
Режим налогообложения для судов, зарегистрированных в Реестре, предусматривает оплату судовладельцами государственной пошлины за первичную регистрацию судна и ежегодное подтверждение действия регистрации судна в Реестре, а также оплату единого социального налога. Одновременно предусматривается установление льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, транспортному налогу и налогу на имущество организаций.
В целях скорейшей реализации положений одобренного федерального закона в Минтрансе России идет подготовка проекта постановления Правительства РФ об утверждении перечня морских торговых портов, в которых будет осуществляться регистрация судов в Российском международном реестре, а также проекта приказа Минтранса России о внесении изменений в Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.
Как и во всем мире, основной целью создания Реестра является не получение доходов от регистрации судов, а мультипликативный эффект для экономики страны в целом, включая защиту внешней торговли от резких колебаний фрахтового рынка, обеспечение экономической безопасности государства, оживление связанных с судоходством отраслей экономики. По экспертным оценкам, принятие закона о Реестре позволит в перспективе увеличить состав российского флота на 750 судов суммарным дедвейтом 17,0 млн. тонн и общей стоимостью 13,0 млрд. долл. Расчеты показывают, что этими судами может быть перевезено 183,6 млн. тонн внешнеторговых грузов России, при этом стоимость фрахта, полученного российскими судовладельцами, может составить 2,3 млрд.долл. США.
Пресс-служба