Через центр на скорости 90

Осенью должно начаться строительство южного участка Западного скоростного диаметра (ЗСД). Решение об этом было принято петербургским правительством недавно, поскольку долго висел в воздухе вопрос с финансированием из федерального бюджета. ЗСД рассматривается российским правительством не как самостоятельный проект, а как часть КАД, без которой Кольцевая дорога будет менее эффективной. Поэтому скоростному диаметру присвоили федеральный статус. Однако выделять средства на его строительство Москва не торопилась. Год назад во время визита в Петербург министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил, что в федеральном бюджете на 2005 год денег на ЗСД не будет. Речь шла о сумме 19 млрд руб. - столько необходимо вложить в строительство южного участка. Г. Греф подверг критике обоснование инвестиций, подготовленное ЗАО 'НИПИ ТРТИ', бюро Генплана КГА и ГУП 'Ленгипроинжпроект'. По словам министра экономического развития, для строительства этой дороги нужна экспертиза западной фирмы-консультанта, которая имеет серьезный опыт концессионного строительства. А опираться на разработки российских организаций, недостаточно сведущих в таких вопросах, - по меньшей мере опрометчиво, заявил Г. Греф. Насколько можно понять, министр не доверял не инженерной части проекта, а экономической составляющей - ведь ЗСД, скорее всего, будет платным, а в этой сфере у нас действительно мало опыта. И все же месяц назад президент Владимир Путин по просьбе губернатора Петербурга Валентины Матвиенко подписал поручение правительству РФ о реализации проекта строительства Западного скоростного диаметра как крайне необходимой городу трассы. Так что теперь можно надеяться, что федеральные средства на ее прокладку мы все же получим. Напомним, что ЗСД - скоростная автомагистраль, которая пройдет с севера, от развязки с трассой 'Скандинавия' у поселка Белоостров, через западную оконечность Васильевского острова, Морской торговый порт до соединения с КАД у станции Предпортовая на юге. Одна из главных задач трассы - вывод транспорта из района Большого петербургского порта. Это не просто дорожная проблема, а экономическая и политическая. Вряд ли бизнес долго будет терпеть ситуацию, когда машинам с грузами по два-три дня приходится ждать выезда из порта. Сегодня объем грузоперевозок через порт составляет 41,5 млн т в год, причем около 35% этих грузов доставляется автотранспортом, следующим через город. К 2010 году объем грузоперевозок должен превысить 60 млн т. Именно по этой причине строительство ЗСД хотят начать с южного участка - от порта до КАД. Его протяженность составит 8,4 км. Кроме того, этот участок может стать впоследствии началом автобана Москва - Петербург. Долго и тягостно решался вопрос, кому передать функции заказчика по проектированию и строительству скоростного диаметра. В ноябре минувшего года они перешли от ОАО 'Западный скоростной диаметр' к комитету по благоустройству и дорожному хозяйству. Но недавно городское правительство вновь изменило свое решение, приняв постановление о возложении этих обязанностей на комитет по инвестициям и стратегическим проектам. Это мотивировалось тем, что проект будет осуществляться по совершенно новой схеме - с привлечением федеральных бюджетных средств и частных инвестиций. Поэтому комитету по инвестициям, как говорится, и карты в руки. При этом часть функций заказчика вновь перекочевала к ОАО 'ЗСД', 100% акций которого принадлежит Петербургу. В III квартале 2005 года будет проведен международный конкурс по выбору стратегического инвестора для заключения концессионного соглашения. Впоследствии эксплуатацию трассы планируется вести в рамках частно-государственного партнерства. Говоря о предполагаемых инвесторах, отметим, что строительство ЗСД может стать одним из совместных проектов Петербурга и Испании. Не исключено, что еще одним зарубежным стратегическим партнером станет и японская компания 'Марубени'. Ведутся проектные разработки и по центральному участку ЗСД длиной 12 км, который должен соединить Морской порт с Приморским шоссе, а также по северному участку длиной 26 км, который пройдет от Приморского шоссе до поселка Белоостров. Самым сложным и вызывающим много споров является вопрос, как город будет связан с Васильевским островом. Один из вариантов - прокладка тоннеля в створе Наличной улицы. Его привлекательность состоит в том, что в тоннеле может происходить круглосуточное движение автотранспорта - в отличие от разводных мостов. Но оно будет ограничено только четырьмя полосами движения. К тому же строительство тоннеля весьма сложно. Вторым вариантом является строительство моста, которое обойдется дешевле примерно на 40%. Но если его сделают разводным, это значительно уменьшит транспортные потоки. Один из самых дешевых вариантов - сооружение комбинации моста и эстакады. Какой из них будет принят - еще в стадии решения. В целом строительство ЗСД, по предварительным подсчетам, должно обойтись в 57,4 млрд руб., из которых 50% предполагается привлечь в качестве инвестиций. Первый участок ЗСД - южный - должен быть ориентировочно построен до 2009 года, а весь проект завершен к 2011 году.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости