С сегодняшнего дня вступил в силу Приказ Минтранс России от 7 июля 2005г. N 80 об установлении исключительных ставок тарифов на перевозку черных металлов и нефти сырой, следующих транзитом по российским железным дорогам из Казахстана в направлении порта Клайпеда.
При транспортировке черных металлов из Казахстана в направлении порта Клайпеда транзитом по российским железным дорогам до 31 декабря 2005 г. включительно, применяется ставка тарифа в размере $46 за тонну.
При транспортировке нефти из Казахстана через порт Махачкала в направлении порта Клайпеда транзитом по российским железным дорогам применяется ставка тарифа в размере $32 за тонну.
При транспортировке нефти, осуществляемые в собственном (арендованном) подвижном составе до 31 декабря 2005 г. из Казахстана в направлении порта Клайпеда транзитом по российским железным дорогам на груженый рейс применяется ставка тарифа в размере $24 за тонну.
Новые тарифы для транзита на Клайпеду из Казахстана могут привести к возникновению пробок в порту Клайпеда. Тем более, что тариф в $24 за тонну вполне сопоставим с тарифом "Транснефти" на аналогичное расстояние и может оказаться более рентабельным, чем тарифы КТК. При стоимости нефти на североевропейском рынке порядка $400 за тонну расходы на транспортировку по сети "РЖД" не превысят 6% от продажной стоимости.
Что касается транзитного тарифа на направлении Казахстан - Актау - Махачкала - Клайпеда, то с учетом того, что железнодорожные цистерны будут доставляться из Казахстана в неспокойный Дагестан на пароме (из 4 запланированных построен пока 1), то данная преференция выглядит несколько странной.