Сентября 2006 г. в морском торговом порту Усть-Луга состоялась погрузка железнодорожного парома «Балтийск», который этим же вечером отправится в свой первый рейс.
На борту парома находились вагоны с углем и жидким топливом. Груз предназначен для воинских частей, дислоцирующихся в Калининградской области. Уже через два дня паром прибыл в Балтийск, где также взял на борт военные грузы. Показательной погрузкой 10 сентября в Балтийске дан старт железнодорожному паромному сообщению между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации
На совещании в Усть-Луге министр транспорта РФ Игорь Левитин рассмотрел вопросы развития морского торгового порта Усть-Луга.
Он отметил, что паромное сообщение Усть-Луга – Балтийск – это первая очередь комбинированного многоцелевого грузопассажирского автомобильно-железнодорожного паромного комплекса Усть-Луга – Балтийск – порты Германии, решение о строительстве которой было принято Правительством РФ в 2002 г. Проект реализуется Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством морского и речного транспорта в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010гг.)». И. Левитин подчеркнул, что создание паромной переправы имеет важное военно-стратегическое, экономическое, социальное и политическое значение. Паромная линия Усть-Луга – Балтийск предназначена прежде всего для обеспечения надежной транспортной связи России с эксклавным регионом.
До конца 2006 года паром будет работать в режиме опытной эксплуатации, что связано с необходимостью утверждения положения о перевозке грузов паромным сообщением Усть-Луга – Балтийск. Полное развитие паромной линии предусматривает ввод в действие автопаромной составляющей, а также открытие в Усть-Луге пункта пропуска для работы паромов по схеме Усть-Луга – Балтийск – порты Германии. Указанная схема существенно повышает эконо- мическую эффективность проекта. С привлечением средств инвесторов создание автомобильной составляющей паромной линии планируется завершить к концу 2007 года. Cтроительство железнодорожных паромных комплексов ведется в Усть-Луге с 2003 года, в Балтийске – с 2004 года. Согласно ТЭО расчетный грузооборот составит 5,5 млн. тонн в год, в том числе, железнодорожная составляющая паромного комплекса составляет 3,5 млн. тонн в год.
Паромная линия включает терминал в Балтийске площадью 10,7 га, терминал в Усть-Луге – площадью 24,7 га. Специально для нее ФГУП «Росморпорт» приобрел паром «Балтийск» (порт приписки Калининград). Паром предназначен для перевозки железнодорожных составов российского стандарта с шириной колеи 1520 мм и колесной техники накатным способом, а также до 20- и 40-футовых роллтрейлеров, и до 30 рефконтейнеров. Паром «Балтийск» может перевозить в год до 700 тыс. тонн грузов. Для существующего грузопотока с Калининградом (около 3 млн.тонн) потребуется до 6 паромов.