Сколько должен стоить бензин?"
Правительство Украины ввязалось в настоящую войну с нефтетрейдерами по поводу цен на нефтепродукты, пишет газета "День". Война ведется в "революционном" стиле. 20 апреля вечером премьер-министр Юлия Тимошенко провела совещание с членами правительства и представителями государственных или частично государственных нефтяных и нефтегазовых компаний - НАК "Нефтегаз Украины", ОАО "Укрнефть", "Укртатнафта", "Укртранснефть" (остальных операторов рынка представляла компания, известная еще по "реверсу" "ТНК-ВР Украина"). После заседания было заявлено, что проведение ежедневного мониторинга цен на топливо на автозаправках, значительная часть которых не выполняют приказа Минэкономики, ограничившего цены на бензин и дизтопливо, во всех регионах страны усилится, а к нарушителям будут применяться штрафные санкции. При этом государство будет использовать против непокорных не только специальные рабочие группы, но, по-видимому, и приученных к давлению на бизнес пожарных, санитарные службы, органы стандартизации и контроля качества, а также, возможно, и налоговиков. Всем им поставлена задача действовать жестко, вплоть до возбуждения уголовных дел.
Приказ Министерства экономики о введении предельных уровней оптово-отпускных цен на нефтепродукты вступит в силу с 25 апреля, поскольку он был зарегистрирован в Министерстве юстиции 15 апреля, передает Интерфакс-Украина. В юридическом департаменте Минэкономики отметили, что тот факт, что цены на заправках нескольких крупнейших операторов рынка нефтепродуктов превышают установленные Минэкономики, представители этих операторов объяснили тем, что приказ министерства еще не вступил в силу. Сославшись на него, они также напомнили, что такие цены будут действовать до 1 мая, то есть фактически только шесть дней. Согласно приказу Минэкономики N95 от 14 апреля предельный уровень оптово-отпускной цены дизельного топлива на внутреннем рынке составляет 2932 грн за тонну, бензина марки А-95 - 3528грн, А-92 - 3481 грн, А-76(80) - 3455грнза тонну. При этом розничная цена дизтоплива с учетом рекомендованного предельного уровня торговой надбавки в размере 13% должна составлять 2,75 грн, бензина А-95 - 2,99 грн, А-92 - 2,95 грн, А-76 (80) - 2,85 грн за литр.
Между тем первый вице-премьер Анатолий Кинах, находясь во Львове, заверил, что правительство в ближайшее время найдет общий язык с нефтетрейдерами. Он охарактеризовал ситуацию на рынке нефтепродуктов как напряженную, поскольку цена барреля нефти на мировом рынке достигла 58 долларов, а 80% нефти, перерабатываемой в Украине, импортируется. При этом второе лицо в правительстве выступило против жесткого решения проблемы. "Я абсолютно отбрасываю решение этого вопроса на основе фискального и силового давления, поскольку это может привести к очень серьезным последствиям", - сказал он.
Поддержку Кабмину оказал и накануне проверенный Генпрокуратурой и КРУ Антимонопольный комитет. На днях АМК открыл дело в отношении нефтетрейдеров, обвиняемых правительством в картельном сговоре. Впрочем, председатель АМК Алексей Костусев без энтузиазма относится к этой затее и считает преждевременным говорить об установлении факта сговора группы нефтяных компаний до завершения расследования.
Тем не менее российские нефтетрейдеры, похоже, не испугались и обороняются. Они обратились к главе правительства РФ Михаилу Фрадкову с просьбой защитить их бизнес. В среду аналогичную просьбу они адресовали и Президенту Украины.
Накануне компания "ТНК-ВР Украина" прекратила продажу нефтепродуктов через сеть собственных АЗС, мотивировав это необходимостью провести инвентаризацию... По мнению картельщиков, подорожание вызвано рядом объективных факторов: ростом стоимости нефти на 53,8% с начала года, увеличением акцизного сбора в среднем на 30%, значительным повышением тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом, а также продажей дизельного топлива сельхозпроизводителям по льготным ценам. Нефтяники предлагают правительству прибегнуть к таким механизмам, как ослабление налогового давления, одновременно угрожая ему, что в случае применения нерыночных методов регулирования ценовой ситуации может возникнуть дефицит нефтепродуктов и разбалансировка рынка.
За эту "кляузу" в Москву нефтяников отругал вице-премьер Николай Томенко, традиционно комментирующий широкий круг вопросов. Как всегда, не обошлось без тяжелого наследия прошлого. По его словам, продажа стратегических предприятий в обмен на политическую лояльность была ошибкой прежней власти, в том числе и в отношениях между странами.
Кстати, в защиту "соплеменников" выступил бывший лидер российской партии СПС и друг украинской революции Борис Немцов, являющийся также советником Виктора Ющенко. "Самая большая глупость, которую может сделать правительство - это регулировать цены на бензин. Чем быстрее оно перейдет в режим конкуренции цен на топливо, тем лучше", - утверждает Б. Немцов. "Я бы на месте Юлии Владимировны вместо того, чтобы регулировать цены, лучше пригласил бы другие нефтяные компании работать в Украине".
Директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин для объективной оценки ситуации предлагает сравнить экономику покупки нефти на мировых рынках и цены в Украине. В этом случае мы увидим, что наши цены процентов на 20 ниже, и сложившиеся в Украине рыночные цены завышены совсем немного. Доказать же, что они не объективны, достаточно трудно. А превышение определяется рисковой составляющей: неопределенностью законодательства, слабой прогнозируемостью с точки зрения нефтяных компаний его развития и неясностью ситуации на мировых рынках. Действия власти, кажется, только усиливают эти риски и могут дать лишь краткосрочный результат.
20 апреля правительство продолжило "душить" трейдеров. "Мы считаем, что до конца недели 50% всех заправок Украины будут иметь цены ниже 3 гривень на бензин и дизтопливо", - сказала Ю. Тимошенко на пресс-конференции после заседания правительства. Она подчеркнула, что "хотела бы поблагодарить руководство компании "Укрнефть", Надворненского, Кременчугского НПЗ, премьера Татарстана, все коммерческие структуры, которые работают в Кременчуге". По ее словам, эти структуры согласились работать в пределах рентабельности, установленной правительством. "Они стали на действительно патриотические позиции в Украине и при нормальной рентабельности своей работы разрушили картельный заговор". В отношении "заговорщиков" Ю. Тимошенко сказала, что будет встречаться с руководством ТНК и "ЛУКОЙЛа". "Переговоры с ТНК и "ЛУКОЙЛом"... идут очень тяжело - они хотят оставить руку не на пульсе, а на горле".
А председатель Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Алексей Ивченко полагает, что для того, чтобы эффективно влиять на ценообразование, государство должно иметь 30% рынка и контролировать хотя бы два нефтеперерабатывающих завода.
***
В Киеве установлен предельный уровень надбавок на бензин и дизтопливо
На дизельное топливо и бензины моторные, реализуемые через автозаправочные станции столицы, до 1 января 2006 года устанавливаются предельные торговые надбавки на уровне 13% их оптово-отпускной цены или таможенной стоимости.
Соответствующее распоряжение подписал Киевский городской глава Александр Омельченко.
В связи с этим горгосадминистрация будет просить Киевское городское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины, Государственную инспекцию по контролю за ценами, Государственную налоговую администрацию, управление Государственной службы по борьбе с экономической преступностью Главного управления МВД в Киеве постоянно осуществлять соответствующие проверки.
Эти ведомства будут принимать предусмотренные законодательством меры к субъектам предпринимательской деятельности, допустившим нарушения антимонопольного законодательства, государственной дисциплины цен и правил торговли, сообщили в пресс-службе Киевской горгосадминистрации.
***
Киев упорядочит размещение АЗС до 2007 года
Главное управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды намерено в 2005-2006 годах определить схему размещения автозаправочных комплексов, станций и автогазозаправочных станций в Киеве до 2020 года. Об этом сказано в сообщении Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды.
Разработка схемы должна быть начата в мае и завершена в декабре 2006 года.
Главное управление объявило тендер на разработку схемы и принимает заявки до 12 мая.
Как сообщалось, постоянная комиссия Киевского городского совета по градостроительству и архитектуре решила приостановить согласование выделения земельных участков под строительство АЗС до разработки схемы их размещения в столице.
В Киеве около 360 АЗС, учитывая строящиеся и проектирующиеся.
Ранее Киевгорадминистрация уже заявляла о намерении упорядочить размещение АЗС.
***
АМКУ позволил "Укрнефти" приобрести 73 АЗС
С целью развития конкуренции на рынке реализации бензинов И дизельного топлива Антимонопольный комитет Украины принял решение дать разрешение ОАО "Укрнефть" на приобретение 73 автозаправочных станций.
"В соответствии с разрешением Комитета ОАО "Укрнефть" может приобрести 28 автозаправочных станций у ООО "Фаворит плюс" (г. Днепропетровск) и 45 АЗС - у ООО "Барс" (г. Днепропетровск), расположенных в 13 областях Украины", - говорится в сообщении АМКУ, переданном ЛIГАБIзнесIнформ.
Комитет считает, что это поможет создать "мощную вертикально-интегрированную национальную компанию, которая будет конкурировать с транснациональными корпорациями на рынке нефтепродуктов".
"Антимонопольный комитет всегда выступал за создание достойного игрока на рынках нефтепродуктов, который сможет отстаивать национальные интересы. Мы считаем, что прямое вмешательство в экономические процессы может носить только временный характер.
Вопрос на этом рынке необходимо решать системно и прежде всего экономическими методами, создавая надлежащие условия для дальнейшей работы рыночных механизмов", - подчеркнул председатель АМКУ Алексей Костусев.
***
Назначен новый гендиректор "ЛУКОЙЛ-Украина"
Новым генеральным директором предприятия с иностранными инвестициями "ЛУКОЙЛ-Украина" назначен Фейруз Абдулович Исаев, являющийся также Генеральным директором "ЛУКОЙЛ-Молдова". Об этом сообщили в отделе по связям с общественностью компании.
Николай Тимофеевич Черный, ранее возглавлявший "ЛУКОЙЛ-Украина", назначен вице-президентом ОАО "ЛУКОЙЛ".
***
Горючее из рапса
Украина и Германия собираются наладить совместное производство биологического дизельного топлива. В Минагрополитики говорят, что реализация этого проекта начнется уже в апреле. Как сообщают "Подробности",
перенимать опыт в Германию отправился министр АПК Александр Баранивский.
Если раньше, чтобы заправиться биодизелем, нужно было объехать пол-Берлина, то теперь его продают на всех АЗС. Спрос на биотопливо растет с каждым днем. Во-первых, оно экологически чистое, во-вторых, дешевле других видов бензина.
Ставку на горючее из рапса немцы сделали еще несколько лет назад, и не прогадали. Сейчас Германия - европейский лидер по производству биодизеля. Этой культурой засеяно более миллиона гектаров, а заводы по переработке растут, как грибы после дождя. Производителей всячески поощряют - дотациями и низкими налогами. Одна беда - спрос на альтернативное топливо настолько велик, что просто не хватает угодий для выращивания рапса. Немцы ищут партнеров, в том числе и в Украине.
Франц-Георг фон Буссе, глава группы по вопросам сельского хозяйства немецко-украинского совета: "У Украины и Германии хорошие перспективы сотрудничества. Когда немецкие предпринимателей больше узнают об условиях работы в вашей стране, думаю, многие захотят построить там заводы по производству биодизеля".
Киев к сотрудничеству готов. На встрече с немецкими бизнесменами министр аграрной политики пообещал: его ведомство возьмет курс на производство биодизеля. Рапс можно выращивать, например, на землях, загрязненных радиацией. Планы наполеоновские - за четыре года засеять более 2 миллионов гектаров. Производить Виодизель Украина собирается прежде всего для внутреннего рынка. А немцев просит помочь инвестициями и технологиями.
Александр Баранивский, министр аграрной политики Украины, категоричен: "Щоб iнвестор прийшов i збудував завод. А не так як пропонують - вирощувати рапс i вивозити сировину. Вирощувати i переробляти будемо на мiсцi. Нам треба забезпечити своi потреби, гарантувати свою енергетичну безпеку. Це вимога ЕС, що ми повиннi додавати до наших бензинiв естанол, виробляти бiодизель не менше 5%. Тобто якщо ми хочемо в Европу, ми повиннi бути до цього готовi.
В конце апреля в Украину приедут немецкие аграрии, чтобы оценить перспективы сотрудничества. Возможно, тогда будут заключены и первые контракты. И вскоре автомобилисты смогут заправлять свои машины биодизелем украинского производства.
***
С начала года в ТЭК Полтавщины совершено 59 преступлений
С начала 2005 года в топливно-энергетическом комплексе Полтавской области совершено 59 преступлений, к уголовной ответственности привлечены 25 человек, среди которых 6 руководителей и 12 материально-ответственных лиц. Об этом сообщили в Департаменте связей с общественностью МВД Украины.
Как известно, по количеству нефтегазовых месторождений Полтавская область является одной из самых богатых в Украине. "Назначая меня на должность начальника УМВД Украины в Полтавской области, - сказал генерал-майор милиции Богдан Керницкий, - министр внутренних дел Юрий Луценко одной из задач поставил борьбу с преступностью на конденсатопроводах. Мы создали отдел по разоблачению преступлений в ТЭК, в состав которого вошли 18 сотрудников из службы борьбы с экономической преступностью, Госавтоинспекции, спецподразделения "Беркут" и оперативных служб".
Сотрудники отдела раскрыли несколько крупных преступлений, связанных с кражами газового конденсата.
В частности, в ночь с 29 на 30 марта на одной из автодорог Шишацкого района Полтавской области был задержан автомобиль "Урал", оборудованный полуприцепом-цистерной. Как оказалось, водитель и пассажир автомобиля (оба - жители Полтавского района) перевозили только что похищенный газовый конденсат. Следствие доказало, что эти лица смонтировали отвод от центрального конденсатопровода ГПУ "Полтавагазодобыча", через который и перекачивали газовый конденсат в другой (неработающий) трубопровод. Похищенную продукцию под давлением перекачивали в автоцистерну через несанкционированную "врезку". Во время задержания злоумышленники оказали физическое сопротивление работникам милиции. А во время проверки оказалось, что за период деятельности данных лиц было похищено около 250 тонн газового конденсата, что оценивают в сумму более 300 тысяч гривень.
По словам начальника отдела государственной службы борьбы с экономической преступностью УМВД Украины в Полтавской области, полковника милиции Вячеслава Синьчука, факт перекачки из законсервированного конденсатопровода был выявлен впервые - ведь до сих пор злоумышленники перекачивали сырье из действующих магистральных газонефтепроводов.
В другом случае фигурировали предприниматели из Львовской области. По официальной версии, должностные лица легальной коммерческой структуры заключили договор с государственными нефтегазодобывающими предприятиями Полтавской области по очистке водоносных горизонтов на объектах газопромышленного комплекса. В действительности же дельцы из Львовской области создали искусственное подземное озеро газового конденсата, который сливали туда через несанкционированные "врезки" из трубопровода. После этого, без соответствующего разрешения и лицензии построив скважины, начали "добывать" этот конденсат.
В результате сделки было незаконно добыто более 1573 тонн газового конденсата стоимостью свыше 3 миллионов гривень. Украденный конденсат львовяне легализировали через коммерческие структуры Полтавской области.
А еще в мае 2002 года должностные лица одного полтавского общества с ограниченной ответственностью попросили государственное учреждение выделить им земельный участок для строительства разведывательной скважины. Интересно, что ориентировочное место ее расположения находилось на территории ботанического заказника. На карте, являющейся государственным документом, госслужащий во время рассмотрения вопроса единолично изменил границы ботанического заказника "Зачепиловский", чтобы установить геологоразведочную скважину, хотя этот вопрос вообще не входил в его компетенцию.
В результате таких действий государству нанесен материальный ущерб на сумму более 612,5 тысяч гривень.
***
фото: