12 месяцев - полет нормальный

Опираясь на мнение ведущих экспертов отрасли, руководителей компаний и профильных органов власти, "Бизнес" выявил 12 ключевых событий 2005 года в области гражданской авиации. Стоит отметить, что речь идет только о сфере авиаперевозок, то есть события касаются лишь непосредственной деятельности авиакомпаний и аэропортов.

Январь

31 января состоялось заседание совета директоров ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ), на котором было одобрено участие аэропорта в проекте ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" по строительству терминала Шереметьево-3.

Согласно решению совета директоров, МАШ должен выкупить у "Аэрофлота" 25% + 1 акция в ОАО "Терминал" - операторе проекта. Тем самым завершился многолетний спор между аэропортом и авиакомпанией о целесообразности строительства третьего терминала. Впрочем, сделку по приобретению у "Аэрофлота" акций "Терминала" МАШ пока не осуществил. У "Аэрофлота" в "Терминале" останется 25% + 1 акция, столько же - у Внешторгбанка. Остальные акции предполагается передать Сбербанку.

Февраль

14 февраля Росимущество оспорило в суде договор аренды аэродромного комплекса аэропорта Домодедово от 1998 года, согласно которому группа "Ист Лайн" получила аэродром в аренду на 75 лет. Основная причина расторжения договора- низкие ставки арендных платежей (10 млн руб. в год). Но методики формирования этой ставки на тот момент не было, и на сегодняшний день она не утверждена. Новый договор аренды аэродрома с "Ист Лайном" до сих пор не заключен. А Росимущество теперь оспаривает аренду "Ист Лайном" здания аэровокзала Домодедова.

Март

В начале марта авиакомпания "ВИМ-авиа" завершила ввоз в Россию 12 самолетов Boeing 757-200. С этого момента компания начала стремительно захватывать рынок чартерных перевозок. По итогам этого года "ВИМ-авиа" может стать шестым перевозчиком страны с результатом 1,7 млн человек.

Также "ВИМ-авиа" завершила сделку по приобретению грузовой авиакомпании "Русское небо" и начала формирование публичной кредитной истории с размещения вексельного займа в размере 500 млн руб.

Апрель

Ространснадзор отказался продлить действие сертификата эксплуатанта авиакомпаниина два года из-за долгов в Пенсионный фонд в размере 135 млн руб. по взносам, начисляемым сверх ставки единого социального налога. Через месяц, после погашения долгов, сертификат эксплуатанта "ЮТэйр" был продлен. АРостранснадзор занялся проверкой исполнения закона всеми российскими авиапредприятиями и выявил еще два десятка должников.

Май

У ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) появился генеральный директор - Михаил Василенко, работавший ранее коммерческим директором ОАО МАШ.

Кресло генерального директора аэропорта пустовало с конца 2002 года. Таким образом окончательно были нивелированы итоги тендера по выбору управляющей компании для аэропорта, в котором победила "дочка" "Альфа-групп" - "Альфа-Шереметьево".

Июнь

В начале июня руководство авиакомпании "КрасЭйр" обратилось в правительство с предложение объединить авиакомпании, входящий в альянс, получивший позже название AiRUnion.

К тому моменту партнеры по альянсу "КрасЭйр" - "Домодедовские авиалиниям", "Самара", "Сибавиатранс" и "Омскавиа" уже начали формирование согласованной маршрутной сети и совместную эксплуатацию парка воздушных судов. Процесс объединения планировалось завершить к концу года. Но частные акционеры и государство до сих пор не согласовали свои доли в новой авиакомпании. Создание конкурента "Аэрофлоту" переносится на лето 2006 года.

Июль

В июле авиакомпания "Трансаэро" первой в России начала эксплуатацию самого вместительного на сегодня серийного пассажирского самолета Boeing 747. Сегодня в парке "Трансаэро" уже три такие машины, обслуживающие в основном самые популярные чартерные направления. В будущем году авиакомпания собирается увеличивать свой парк Boeing 747.

Август

22 августа Роспром и Ространснадзор на полтора месяца приостановили эксплуатацию всех 13 существующих самолетов Ил-96-300 в связи с обнаруженными дефектами в тормозной системе. Сейчас крупнейший эксплуатант этой техники, "Аэрофлот", ведет судебное разбирательство с разработчиком и производителем Ил96-300 - АК имени Ильюшина и Воронежским авиазаводом. Авиакомпания требует с них возмещения убытков от простоя Ил-96-300 на сумму около $6 млн.

Сентябрь

7 сентября президент Владимир Путин подписал указ о создании Федеральной аэронавигационной службы, которую позже возглавил бывший руководитель Ространснадзора Александр Нерадько. Его ведомству предстоит создать единую систему использования воздушного пространст страны гражданскими и военными структурами.

Октябрь

По результатам октября пассажиропоток ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" сократился на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года и составил 10,4 млн человек. Снижение объемов перевозок аэропорта было тенденцией всего года: Шереметьево теряло лидирующие позиции. А на первую позицию по пассажиропотоку как в московском авиаузле, так и во всей России еще летом вышел аэропорт Домодедово.

Ноябрь

Десятый апелляционный суд частично удовлетворил иск Росимущества, оспаривающего договор, по которому группа "Ист Лайн" получила пассажирский терминал Домодедово и движимое имущество аэропорта. Жалоба была удовлетворена в отношении лишь движимого имущества, так как терминал Домодедово не находится в собственности ответчика по иску Росимущества. Рассмотрение жалобы ведомства в части терминала может состояться уже до конца этого года.

Между тем в имущественный конфликт между Росимуществом и "Ист Лайном" уже вмешался президент Владимир Путин, призвавший органы власти не разрушать успешно функционирующий бизнес.

Декабрь

Контрактом с "Гражданскими самолетами Сухого" завершился тендер "Аэрофлота" на поставку крупной партии региональных самолетов. У ГСС национальный перевозчик заказал 30 RRJ-95. Депутат Госдумы Александр Лебедев, который через Национальную резервную корпорацию контролирует около 30% акций "Аэрофлота", заявил, что будет блокировать сделку по RRJ, так как считает ее нецелесообразной.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости