«Аэрофлота» могут лишить "пролетных"

Ежегодно Россия получает от иностранных авиакомпаний порядка 300 млн евро за транссибирские перелеты, причем большая часть этих денег достается уполномоченному российскому авиаперевозчику «Аэрофлоту». Авиакомпании такая прибавка весьма кстати, ведь во многом только за счет этих сборов «Аэрофлот» стабильно показывает высокую прибыль. Впрочем, вскоре эта ситуация может измениться. Глава Минэкономразвития Герман Греф заявил о необходимости пересмотреть распределение этих средств, увеличив за счет доли «Аэрофлота» отчисления в пользу аэронавигационных служб.

По словам главы Федеральной аэронавигационной службы Александра Нерадько, только малая часть отчислений, 45 млн усл. ед. (курс равен среднеарифметическому доллара и евро), получаемых от зарубежных авиакомпаний, идет на профильные нужды. Из них в 2005 году 25 млн усл. ед. было направлено на строительство диспетчерского пункта во Внуково, а еще 19 млн усл. ед. - на подготовку и модернизацию московского автоматического центра управления воздушным движением. Большая же часть сборов достается «Аэрофлоту», однако точная сумма доходов не разглашается.

Эти доходы «Аэрофлот» получил в соответствии с межправительственными соглашениями. Сейчас все иностранные авиакомпании помимо обычных платежей за аэронавигационное сопровождение судов должны выплачивать «Аэрофлоту» компенсацию за пролет над Сибирью. «Аэрофлот», в свою очередь, перечисляет эти средства в федеральный бюджет. При этом, по расчетам Минтранса, иностранные авиаперевозчики ежегодно экономят около 700 млн евро в год. Однако, как говорят в МЭРТ, сначала эти средства становятся прибылью «Аэрофлота» (в 2005 году чистая прибыль компании составила 6 млрд руб.), а потом перечисляются государству.

Впрочем, вскоре «Аэрофлот», возможно, потеряет часть этих доходов, ведь чиновники рассматривают отчисления иностранных авиаперевозчиков как источник финансирования программы по модернизации отечественной аэронавигационной системы. Эта программа, рассмотренная вчера на заседании правительства, предусматривает, что до 2025 года на развитие аэронавигационной системы потребуется потратить в общей сложности 282 млрд руб. (модернизация наземного сегмента обойдется в 156 млрд руб., и 126 млрд пойдет на оснащение аэронавигационным оборудованием воздушных судов). В этой связи Герман Греф заявил, что платежи за транссибирские перелеты являются великолепным источником средств, которые можно направить на модернизацию аэронавигационной системы. По его словам, уже в 2006 году часть платежей пошла именно на эти цели. По словам источников РБК daily в Минэкономразвития, сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы забрать от «Аэрофлота» данные средства. «Однако окончательного решения сейчас не принято, это произойдет не ранее 2012 года», - отмечает один из чиновников. Однако, по его мнению, сами пролетные роялти в структуре доходов аэронавигационных служб все же останутся. Именно этот вопрос является сейчас камнем преткновения для вступления России в ВТО. Россия является единственной страной в мире, в которой существует подобный компенсационный механизм.

Эта всегда было тайной темой, и сложно понять, зачем этот разговор завели в правительстве, - считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Чиновники и представители «Аэрофлота» постоянно избегали этого разговора, отмечает он. По его словам, сейчас мало кто знает, как распределяются эти деньги. По словам эксперта, технически отнять пролетные деньги от «Аэрофлота» невозможно, так как такой механизм обусловлен заключенными еще в советское время соглашениями с зарубежными авиакомпаниями. Если это соглашение перезаключать, то его обязательно признают нелегитимным и откажутся заключать новое. В самом «Аэрофлоте» отказались от комментариев.

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости