Летом этого года в России была впервые создана полностью частная почтовая система - "ЕМС Гарантпост". Парадоксально, что это произошло стараниями самого государства: федеральная "Почта России", которой принадлежало 60% акций, вышла из состава учредителей компании в надежде, что она разорится. Все случилось ровно наоборот.
Формальное письмо о том, что в 2004 году "Почта России" прекращает отношения с системой экспресс-доставки "ЕМС Гарантпост" и отказывает компании в доступе к своей безграничной сети отделений по всей стране, поступило в офис "ЕМС Гарантпост" в апреле текущего года. В данной ситуации и в другой компании такой удар оказался бы смертельным для бизнеса. Однако для "ЕМС Гарантпост" все вышло с точностью наоборот.
"Гарантпост" возник в 1990 году как национальный российский оператор на рынке экпресс-доставки. Основными участниками стали компании, позднее вошедшие в состав федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Почта России", которым принадлежало 60% доли. Кроме того, в создании компании приняли участие авиакомпании "Аэрофлот", Air France, а также французская курьерская служба Chronopost, которым принадлежала в разных пропорциях остальная часть "Гарантпост". "Почта России" участвовала в СП своей сетью отделений, иностранные компании - предложили технологии.
На протяжении последующих 13 лет "ЕМС Гарант-пост" успешно и стабильно развивался на рынке экспресс-доставки: последние шесть лет рост составлял по 40% в год, в минувшем году оборот достиг $30 млн. При этом на доставку по России приходилось более 80% бизнеса компании.
Можно представить, что для "ЕМС Гарантпост" решение "Почты России" разорвать отношения означало старт бизнеса по доставке экспресс-отправлений собственными силами.
"Развод", естественно, не произошел мгновенно. Выход "Почты России" из состава участников реально состоялся лишь 1 июля нынешнего года, основную долю, принадлежавшую ФГУПу, выкупил французский партнер - Chronopost, который увеличил свою долю почти в четыре раза: с 20% до 71%.
Временной задел позволил "ЕМС Гарантпост" не только найти и договориться о расширении рамок сотрудничества старого-нового инвестора, но и существенно перестроить всю систему доставки экспресс-отправлений, сделав ее практически независимой.
Исторически сложилось так, что, опираясь на силы "Почты России", "ЕМС Гарантпост" не развивал собственную сеть по доставке экспресс-отправлений: с одной стороны, в этом не было необходимости, а с другой - такой концепции развития сопротивлялась сама "Почта России". Собственные отделения "Гарант-пост" существовали лишь в ключевых городах: Москве, Санкт-Петербурге и Казани.
С выходом "Почты России" из СП катастрофы, которая была бы несовместима с жизнедеятельностью компании, не произошло.
Несмотря на то, что пришлось заново выстраивать региональную сеть, способную обеспечить потребности клиентов в регионах, основная инфраструктура для ведения бизнеса по экспресс-доставке отправлений сохранилась: для этого нужны не сотни отделений по стране, а налаженная система логистики, контроля за прохождением экспресс-отправлений, удовлетворяющая современным требованиям обслуживания клиентов.
Для того чтобы экспресс-доставка не была бы пустым словосочетанием, скорее нужны налаженные отношения с авиакомпаниями: без этого невозможно быть "экспресс" в такой стране, как Россия. Более того, необходимо, чтобы в достигнутых с авиакомпаниями договоренностях было зафиксировано, что они всегда и при любых условиях берут на борт экспресс-грузы - то, что у "ЕМС Гарантпост" всегда было. Система контроля за прохождением отправлений, технологию которых стало возможным наладить благодаря работе с французскими партнерами, по-прежнему позволяет в любой момент времени отследить местонахождение письма или посылки. Это в любой момент может сделать и сам отправитель: каждое послание снабжено индивидуальным неповторимым кодом, с помощью которого можно в режиме он-лайн наблюдать за статусом отправления на корпоративном сайте "ЕМС Гарантпост".
Отказ бывшего участника от дальнейшего сотрудничества с "ЕМС Гарантпост" существенно сократил количество пунктов приема отправлений для экспресс-доставки в регионах. Но, как выяснилось, принципиального значения для функционирования системы экспресс-доставки это не имеет. "ЕМС Гарантпост" самостоятельно забирает отправления у своих клиентов - для этого только в Москве существует более 150 автомобилей, готовых забрать отправление в любом обозначенном месте.
При этом тот факт, что сотрудники "Гарантпост" самостоятельно забирают отправления, никак не сказывается на стоимости их доставки: она зависит только от расстояния и веса отправления.
Оперативную работу ("ЕМС Гарантпост" обязуется доставлять отправления в большую часть крупных городов России через сутки) гарантирует наличие нескольких собственных терминалов в крупных городах, которые позволяют отправлять и забирать экспресс-отправления почти мгновенно. Для постоянных корпоративных клиентов в "ЕМС Гарантпост" предусмотрены не только льготные тарифы, но и кредитная система оплаты.
Сейчас, оценивая все произошедшее с "Гарантпост" за текущий год, можно с уверенностью сказать, что компания выдержала испытание и вынесла только пользу для себя, и теперь самостоятельно обслуживает 80 % территории России, и уже до конца этого года доставка экспресс-отправлений будет производиться собственными силами по всей территории страны.
***
"МЫ ОЧЕНЬ ГИБКАЯ КОМПАНИЯ"
Александр Алдонин, первый заместитель генерального директора "ЕМС Гарантпост"
- Почему вашей компании пришлось сменить логотип?
- Наш новый логотип отражает новый имидж и изменения в самом "Гарантпост", как современной и активно развивающейся компании. Также мы посчитали целесообразным сменить логотип и обновить внешний вид, чтобы наши клиенты не были введены в заблуждение, кому они передали свое отправление для доставки, и чтобы у них не было потом проблем.
- Какие гарантии того, что отправление будет доставлено, Вы даете своим клиентам?
- Наша система логистики практически не дает сбоев: в ней контролируется каждый этап перехода письма из рук в руки. Все отправления вручаются только под роспись, их никогда не оставляют у двери или в почтовом ящике. Как показывает статистика, утрата отправления происходит один раз на 10 тыс. заказов. В случае утраты мы компенсируем отправителю два тарифа. Если вам покажется, что этого недостаточно, вы всегда можете дополнительно застраховать свое отправление. В этом случае вы получите полное возмещение от страховой компании.
- Насколько долго длится экспресс-доставка по России?
- В Санкт-Петербург из Москвы мы доставим письмо уже на следующий день. В большинство областных центров - один - два дня. Максимум, который может занять доставка, - 7-10 дней, например, в какой-нибудь "медвежий угол" в Красноярском крае. Такие же сроки действуют для всего мира: в большинство стран мы доставляем отправления за один - три дня. Высокую надежность доставки по всему миру нам позволяет гарантировать тот факт, что мы члены глобальной системы экспресс-доставки Chronopost int. В случае, если отправление не доставлено в срок до пяти дней, то мы возвращаем клиенту 30% тарифа, если больше пяти дней - всю сумму, то есть везем и доставляем отправление за свой счет.
- При приеме отправлений за границу, кто занимается таможенным оформлением?
- Разумеется, мы. "Гарантпост" выступает, если на то есть необходимость, в качестве таможенного брокера, лицензией которого мы обладаем и оформляем все необходимые документы для таможни. Мы всегда советуем нашим клиентам полностью декларировать все пересылаемые предметы, что облегчает прохождение таможни и, вообще, это правильно.
- Какие предметы Вы не возьметесь перевозить ни за какие деньги?
- Представьте себе, сами деньги - их перевозить запрещено, как и почтовые негашеные марки, как и десяток общеизвестных предметов: наркотики, оружие и так далее. В этот же список входят, предметы, запрещенные службами безопасности аэропортов и железно-дорожных вокзалов.
- На какие уступки Вы готовы идти ради крупных клиентов?
- Для больших клиентов, то есть тех, кто готов делать более ста отправлений в месяц, мы, разумеется, предоставляем скидки на тарифы и гибкую систему оплаты. Также мы можем брать на себя упаковку пересылаемых вещей, принимать и доставлять их строго в определенное заранее время... В принципе, мы готовы идти на очень многое, потому что мы очень гибкая компания, а клиент для нас - самое важное.