ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" привлекает дополнительные инвестиции: у группы стивидорных компаний сменился хозяин
Слухи о продаже петербургского порта ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (НЛМК) возникли в конце 2003. года. Комбинат около 60% производимого стального проката поставляет на внешний рынок. Рентабельность его, по данным ИК "Проспект", в последние годы оценивается в 20-25%.
Меткомбинат позволяет себе солидные капиталовложения в развитие собственных производственных мощностей, которые, например, в 2004 году составят около 9 млрд руб., и инвестиции в сопутствующий бизнес. Можно предположить, что у комбината накоплены солидные свободные средства. А если учесть, что доля транспортной составляющей в себестоимости металла - 15%, то неудивительно стремление металлургов к ее оптимизации.
В ООО "Независимая транспортная компания" высоко оценивают достижения НЛМК в этом плане новолипецким металлургам за счет внедрения прогрессивных методов использования подвижного состава и организационных мероприятий удалось почти вдвое увеличить интенсивность использования парка собственных вагонов и существенно сократить затраты на грузоперевозки.
Следующий шаг по оптимизации затрат -попытаться утвердиться на узловых пунктах экспортных грузопотоков на Юге и на Северо-Западе РФ. На Юге руководство комбината нацелилось на порт Туапсе. И недавно завершило сделку по приобретению его контрольного пакета акций. Сложнее было утвердиться в Петербурге.
На ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" было несколько претендентов, среди которых выделялось ОАО "Северсталь". Однако после того как череповецкие металлурги создали собственную транспортную компанию, тесно переплетенную с ОАО "РЖД" и Минтрансом РФ, руководители холдинга сочли целесообразным переключить инвестиционные потоки на другие виды сопутствующего бизнеса. В ОАО "Северсталь" приобрели крупные активы в угольной отрасли, где потребовались солидные ресурсы для модернизации шахт...
Однако в Москве давно хотели, чтобы у стратегического для России порта появился другой хозяин - понятный и прозрачный, а не скрывающийся за ширмой лихтенштейнской оффшорной компании Nasdor Anstalt (официально считалось, что основным ее владельцем выступала британская фирма First Quantum).
Прямо, разумеется, об этом не заявляли. Но нынешняя власть не раз уже доказывала, что способна находить средства для реализации политической воли. Этой воли нет смысла противодействовать. К тому же, по неофициальным сведениям, в Nasdor Anstalt приобрели ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" не для того, чтобы им владеть вечно, а чтобы выгодно потом перепродать. Причем не целиком, а по частям - так дороже. В соответствии с этим и проводилась реструктуризация акционировавшегося предприятия.
Первым шагом в реализации этих планов стал удачный выпуск в свободное плавание непрофильного имущества. Так, на основе бункеровочной базы бывшего Ленинградского морского торгового порта в 1995 году появилось ЗАО "Петербургский нефтяной терминал". Вторая крупная сделка - продажа ОАО "Уралкалий" части активов ЗАО "Балтийский балкерный терминал" - комплекса по обработке минудобрений. И вот теперь на продажу за весьма солидную цену (по разным источникам, от $100 млн до $ 140 млн) выставили бизнес, связанный с перевалкой сухих грузов.
Петербургские стивидоры никогда не отрицали, что представители их владельца периодически садились за стол переговоров о продаже акций, консолидированных в Nasdor Anstalt. Правда, при этом добавляли, что, мол, обычно все эти переговоры заканчивались ничем: реальная стоимость активов год от года росла, и ждать случая можно было долго. Тем более что в порту оградились от прямого давления крупного капитала, установив тесные контакты с депутатами ЗС Петербурга, Госдумы и проведя своего ставленника в структуру Минтранса РФ.
Однако перемены в Правительстве РФ, по-видимому, привели в действие такие рычаги, которые подтолкнули хозяина морских терминалов к продаже бизнеса именно сейчас. Впрочем, почва для заключения контракта готовилась тщательно и под покровом тайны еще в 2003 году. Для генерального директора ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Игоря Русу заранее был подготовлен отходной плацдарм в виде должности президента ООО "Национальная контейнерная компания", созданной для того, чтобы консолидировать контейнерные перевозки в России по основным международным маршрутам.
Чтобы не раскрывать, кто стоит за Nasdor Anstalt, был заключен контракт о передаче контрольного пакета акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" датской компании Jysk Stalindustri, которая, едва приобретя его, взялась за переговоры с руководством НЛМК. А финансовым консультантом выступила инвестиционная группа "Ренессанс Капитал", представители которой заявили, что основной целью ставили для себя облегчить приход в порт серьезного инвестора, готового привлечь в Петербург дополнительные грузопотоки.
Ожидают, что сделку по приобретению стивидорного бизнеса в Петербурге завершат в конце лета. Ведь собрание акционеров ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", где должен быть избран новый состав совета директоров и назначен гендиректор, назначено на 19 августа 2004 года.
Длительность процедур по передаче контрольного пакета акций объяснима: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" давно превратилось в группу стивидорных компаний со сложной системой управления бизнесом. Поэтому вместе с акциями холдинга предстоит и продажа долей в ряде стивидорных компаний. Говорят о Первой, Второй, Четвертой и Лесной компаниях, которые в основном занимаются перевалкой металлов, угля, минудобрений и нефтепродуктов на экспорт.
Уточним: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" породило 7 стивидорных компаний. Из них 4 отходят новым владельцам. Следовательно, у лихтенштейнского оффшора остаются 3 компании: ЗАО "Нева-Металл" (4 причала), "Интехпорт" (1 причал) и "Первый контейнерный терминал".
Если в контейнерном бизнесе дирижером окажется ООО "Национальная контейнерная компания", дальнейшая судьба последней понятна. Сложнее разобраться, кому достанутся сопутствующие стивидорному бизнесу активы в морском порту. В частности, "Портофлот". Если они останутся во владении Nasdor Anstalt, то этого будет вполне достаточно для сохранения его влияния в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург".
Впрочем, разбираться во всех этих имущественных нюансах - дело уже новых собственников.