"БЕЗ ЧЕТКИХ ПРАВИЛ НЕЛЬЗЯ ПРИНИМАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ"

Для металлургии важным является вопрос реализации программы развития железнодорожного транспорта необщего пользования, разработка которой запланирована на 2007 год.

***

Металлурги, в основном завершив период восстановительного роста, определяются с долгосрочными проектами и постепенно приступают к их реализации. Железные дороги продолжают структурную реформу. Ее базовые установки на текущий период определены на заседании Правительства России в ноябре прошедшего года. Предусматривается доработка ключевых законодательных актов, определяющих работу железных дорог, разработка программы развития железнодорожного транспорта необщего пользования. Кроме того, на 2007 год правительством запланировано поэтапное принятие решений по государственному ценовому регулированию, конкуренции на железной дороге с недискриминационным доступом перевозчиков к инфраструктуре транспорта общего пользования. Намечены основные направления реализации инфраструктурных проектов за счет средств РЖД и государства, в том числе с использованием инвестиционного фонда. На период до 2010 года запланировано продолжение работы по созданию системы технического регулирования на железнодорожном транспорте, в том числе разработка технических регламентов и системы мер по обеспечению безопасности движения, сертификации железнодорожного подвижного состава.

Для металлургии важным является вопрос реализации программы развития железнодорожного транспорта необщего пользования, разработка которой запланирована на 2007 год. Железные дороги необщего пользования - это самостоятельный комплекс, протяженность линий и объем перевозимых грузов которого сопоставимы с транспортом общего пользования. Мы видим задачу государства в обеспечении устойчивого взаимодействия всей системы железных дорог как в плане чисто технического взаимодействия, так и перспективного развития. Хотелось бы, чтобы Минтранс и "Российские железные дороги" вели разработку этой программы с широким привлечением собственников железнодорожных путей необщего пользования. Необходимо использовать принятую в развитых странах схему выработки решений, предусматривающую многоэтапное всестороннее обсуждение, позволяющее максимально вскрыть все вопросы и принять по ним взвешенные решения. Важно, чтобы федеральные органы власти сумели с государственных позиций оперативно организовать взаимодействие всех заинтересованных структур для принятия согласованных решений. Без четких правил работы на достаточно длительную перспективу нельзя принимать эффективные решения.

По итогам 2006 года грузооборот всех предприятий холдинга составил 18,8 млн т без учета перевозок компании "Кузбассразрезуголь", которая вошла в сферу влияния нашей компании во второй половине 2006 года. В "Кузбассразрезугле" в 2006 году объем железнодорожных перевозок составил 41 млн т. В целом по Уральской горно-металлургической компании рост грузооборота на железнодорожном транспорте с 2000 года составил 50 %. Этот рост обеспечен двумя основными факторами. Первый - включение в состав компании дополнительных предприятий. Но это осталось незаметным для железных дорог, потому что перемена собственника в большинстве случаев не влияла на объем и направление перевозок. Поскольку большинство предприятий на момент вхождения в компанию были банкротами, в первые годы решалась задача выхода на эффективный уровень работы и устранение "узких" мест. Стабилизация работы таких предприятий практически всегда вела к постепенному увеличению объемов их производства до уровня установленных мощностей. Это второй фактор увеличения объемов грузооборота. Он также не создавал особых проблем, поскольку имелся определенный резерв по железнодорожной инфраструктуре.

Ситуация с объемом грузоперевозок принципиально изменится в ближайшие годы в связи с началом коренной модернизации и созданием новых горно-металлургических производств. В 2005 году в компании были решены наиболее острые проблемы управления, снабжения сырьем, сформирована производственная структура. Благоприятная рыночная экономика, конъюнктура, главным образом, повышение цен на металлы дала компании значительные собственные финансовые ресурсы. Кроме того, окрепла банковская система России и улучшился инвестиционный рейтинг страны, что позволило привлекать "длинные" деньги как в России, так и за рубежом. Если в 2000 году объем инвестиций в развитие предприятий компании составил 2 млрд рублей, то в 2006-м - уже 34 млрд рублей. В текущем году предусматривается дальнейшее увеличение инвестиций до 52 млрд рублей.

Итоговая цель - повышение уровня конкурентоспособности и устойчивости к колебаниям рынка, улучшение экологической ситуации в районах деятельности предприятий за счет реализации комплекса мер. Главными из них является развитие собственной сырьевой базы, выход на мировой уровень техники и технологии производства, повышение комплексности и глубины переработки сырья, диверсификация производства. На ряде предприятий такая модернизация приведет к существенному увеличению грузоперевозок. В абсолютных цифрах наибольший рост объемов в ближайшие пять лет ожидается в "Кузбассразрезугле": в связи с увеличением добычи угля его грузооборот увеличится с 45 до 57 млн т в год. Хотелось бы отметить, что рост угледобычи является перспективным направлением, исходя из задачи увеличения доли угля в энергетическом балансе страны.

В Свердловской области, где расположено более половины производств компании, нами запланирована реализация целого ряда крупных промышленных проектов, ведущих к росту грузооборота в 2012 году до 22 млн т. Это почти в два раза больше существующего сегодня уровня. Но в отличие от предыдущих периодов, когда у нас на предприятиях и станциях имелся определенный запас, на сегодняшний день ситуация по возможностям инфраструктуры резко осложнилась. Во-первых, на многих станциях примыкания подъездных путей у предприятий не осталось резервов. Во-вторых, необходимо также учитывать, что в последние годы несколько изменилась география транспортных потоков, появился значительный объем железнодорожных перевозок нефти и газа из Тюменской области, увеличилась нагрузка на северную ветку Транссиба, меняются производственные связи между предприятиями. Тот рост, который мы планируем, неизбежно обострит существующие проблемы или создаст новые, решение которых требует инвестиций.

Проблемы известны - это дефицит подвижного состава и дефицит возможностей инфраструктуры. Объемы дефицита подвижного состава понятны и спрогнозированы. В то же время сегодня нет четкого плана ликвидации этого дефицита, так как нет ясности, каковы будут в дальнейшем состав и структура перевозчиков. Пока проблема решается точечно в наиболее уязвимых местах за счет самых заинтересованных структур. Например, в текущем году принято решение закупить 2 тыс. полувагонов для "Кузбассразрезугля" почти на 2 млрд руб. Решить эту проблему можно тогда, когда появится ясность в вопросе, кто, что и на каких условиях будет перевозить. Вот важнейшая задача федеральных структур и "Российских железных дорог".

Что касается соответствия уровня развития железнодорожного хозяйства предприятий и станций примыканий, то здесь мы также не видим нерешаемых проблем. Только в текущем году компания планирует инвестировать в железнодорожное хозяйство своих предприятий почти 1 млрд рублей. Развитие станций РЖД и инфраструктуры общего пользования, по нашему мнению, должно решаться через установление системных деловых контактов металлургов со структурами "Российских железных дорог" на всех уровнях. УГМК ведет такую работу в двух регионах, ключевых для компании с точки зрения объемов грузооборота. В Кемеровской области в 2005 году была утверждена и реализуется уже вторая программа развития и совершенствования технологий и работы магистрального и промышленного транспорта на 2006-2008 годы, в которой

"Кузбассразрезуголь" принимает самое активное участие. Согласно программе, будет инвестировано в развитие железнодорожной инфраструктуры более 1 млрд руб., и уже в 2006 году было направлено почти полмиллиарда руб.

Летом прошлого года наша компания с участием правительства Свердловской области и Свердловской железной дороги рассмотрели и протокольно оформили вопросы перспективного развития инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Договорились о создании рабочих групп по конкретным темам и объектам. В сентябре прошлого года между компанией и Свердловской железной дорогой подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. Подтверждено своевременное исполнение согласованных заявок на обеспечение предприятий компании подвижным составом, предоставление услуг транспортной логистики и разработки совместных программ по увеличению пропускной способности станций примыкания, исходя из роста объемов грузооборота предприятий компании до 2012 года. Практику заключения подобных соглашений в целом оцениваем положительно. Но только в этих рамках невозможно решить ключевую проблему - создать механизм возврата инвестиций.

Ситуация складывается таким образом, что "Российские железные дороги" не располагают средствами на развитие всех станций примыкания. Будучи владельцем инфраструктуры, подразделения РЖД на местах часто занимают неактивную позицию, предлагая предприятиям самим вкладывать средства в развитие путей общего пользования.

Наверное, возможно несколько вариантов участия предприятия в финансировании развития инфраструктуры в зависимости от местных условий. "Российские железные дороги" совместно с Минтрансом должны предложить рамочную систему договоров, на базе которых можно бы условиться о конкретных мероприятиях, а, главное, иметь гарантии выполнения таких договоров в долгосрочной перспективе. Пока этого не будет сделано, на местах будут вестись бесконечные разговоры без каких-то конкретных полезных дел.

Немаловажным для компании является работа над снижением удельных затрат при транспортных перевозках. В основном виде товарной продукции - профилированной меди удельный вес сквозных железнодорожных затрат в себестоимости - от добычи руды до готовой продукции составляет 12 %. А если учитывать только перевозку медной руды, эта составляющая доходит до 70 %, без учета затрат, связанных с деятельностью транспортных подразделений на предприятиях. Их снижение возможно путем совместной работы с привлечением центров логистики для поиска эффективных решений, в совершенствовании прейскуранта N 10-01, в сокращении и постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, заключения долгосрочных договоров по фиксированным ценам.

Определенное влияние на транспортные затраты окажет совершенствование ритмичности перевозок с установлением четкой ответственности обеих сторон - как железной дороги, так и предприятий. Это тоже вопрос договоренности на местах, поскольку, например, одному предприятию нужна подача вагонов по уведомлению, другому - по интервалу. Важно иметь четкие правила достижения договоренностей и контроля их выполнения.

Для угольщиков серьезное значение имеет решение проблемы с установлением провозной платы не в соответствии с минимальной весовой нормой загрузки по грузоподъемности вагонов, а по фактическому весу, так как по большому числу сортов угля расхождение между фактическим весом и грузоподъемностью составляет от 5 до 11 т на вагон.

В завершение хотел бы подчеркнуть, что металлургические предприятия и "Российские железные дороги" имеют один путь развития - путь сотрудничества. В конце концов у нас есть общая задача - эффективные и качественные перевозки, - и ее решение будет зависеть от того, сможем ли мы договариваться по ключевым проблемам.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости