ФУНДАМЕНТ ИННОВАЦИЙ

ОАО "РЖД" УТВЕРДИЛО ПЛАН НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ДО 2015 Г.

- Что легло в основу "Белой книги" ОАО "РЖД"?

- Мировой практикой принято документам, определяющим научно-техническую стратегию, присваивать название "Белая книга". В процессе разработки такого документа мы детально проанализировали все направления развития железнодорожного транспорта России предыдущих лет, а также основные векторы развития железных дорог в странах Западной Европы, Японии, Китая. Были изучены "Белая книга Евросоюза в области европейской транспортной политики", аналогичный документ министерства инфраструктуры Японии, тематики работ Корейского института железнодорожного транспорта.

На основе выполненного анализа, с учетом потребности железнодорожного транспорта России впервые были сформулированы основные направления научно-технической политики компании в виде системного документа "Белая книга ОАО "РЖД", которую следует рассматривать как основу инновационной деятельности компании на перспективу до 2015 года. -Кто пршималучастие в работе над "Белой книгой"?

- В разработке стратегических направлений научно-технического развития ОАО "РЖД" приняли участие ученые железнодорожного транспорта, руководители департаментов компании, конструкторы и разработчики в области подвижного состава и объектов инфраструктуры. Активное участие в разработке основных положений документа принял Институт проблем транспорта Российской академии наук, "Белая книга" согласована с членом президиума Российской академии наук Владимиром Фортовым и одобрена на расширенном совете главных инженеров ОАО "РЖД".

- Что входит в основные направления научно-технического развития ОАО "РЖД"?

- Прежде всего, это система управления перевозочным процессом и транспортная логистика. Важнейшей задачей развития систем управления железнодорожным транспортом является ее автоматизация на основе новых ин-формациоцных технологий. Для обеспечения функционирования логистических центров необходимо сосредоточить усилия на разработке динамичной модели транспортной системы с применением технологии распределенной обработки информации, удаленного мониторинга геоинформационных систем, систем слежения и опознания. При этом должны быть решены вопросы продажи подобной информации грузоотправителям и грузополучателям в реальном масштабе времени.

Еще одно направление - система управления и обеспечения безопасности движения поездов, повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств. Здесь важнейшей является проблема нормирования показателей безопасности перевозок и гармонизированных с ними показателей надежности функционирования технических средств. Одновременно в среднесрочной перспективе должны быть разработаны новые технические средства и системы, Направленные на повышение уровня безопасности перевозочного процесса.

Развитие высокоскоростного и скоростного движения - это отдельное направление. Оно должно стать катализатором применения принципиально новых прорывных технологий и технических решений.

Отдельными направлениями инновационной политики компании предстают корпоративная система управления качеством, повышение экономической эффективности основной деятельности, инфраструктура железных дорог, подвижной состав.

- Итак, конкретный план у компании есть, а готова ли отраслевая промышленность к его реализации?

- Для. решения проблем, стоящих перед отечественным транспортным машиностроением, необходимы консолидация усилий всех заинтересованных сторон и развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации приоритетных проектов и программ.

ОАО "РЖД" как стратегический заказчик современного подвижного состава готово представить технические требования на локомотивы, моторвагонный подвижной состав, грузовые и пассажирские вагоны нового поколения. Компания способна задать долгосрочные технологические ориентиры для машиностроительного комплекса. При этом максимальное использование передовых отечественных разработок должно сочетаться с привлечением иностранных технологий. Такой подход позволит не тратить временные и финансовые ресурсы на то, чтобы догнать ведущих мировых производителей, а, отталкиваясь от конкретных передовых технических решений, сосредоточить усилия российских конструкторов и ученых на создании подвижного состава следующих поколений.

- Какие проблемы могут возникнуть на пути реализации положений "Белой книги"?

- При формировании стратегических направлений выделены пилотные проекты, реализация которых должна быть осуществлена в среднесрочной перспективе до 2011года. Возможность обеспечения динамичного устойчивого экономического роста путем диверсификации российской промышленности и усиления факторов инновационного развития ограничена крайне низкой восприимчивостью бизнеса к любым нововведениям и даже наметившейся стагнацией в рассматриваемой сфере. Эти обстоятельства требуют от компании не только создавать условия, но и в чем-то принуждать ответственных производителей продукции для железнодорожного транспорта активнее применять новые материалы и технические решения. В первую очередь, это конечные продукты нанотехнологий, композитные материалы, бейнитные стали для колесно-рельсового производства, аморфные стали для электротехнических изделий, а также спутниковые технологии и системы цифровой связи для решения задач управления перевозочным процессом и ряд других инновационных направлений. Практическая реализация "Белой книги научно-технического прогресса компании" обеспечит компании достижение главной цели: занять лидирующие позиции на рынке транспортных услуг.

ФОТО: СЕРГЕИ ТРУНИН

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости