Один из проектов Стратегического плана развития Екатеринбурга предполагает пуск городской электрички на участке станция Свердловск - Сортировочный - станция Кольцово с заходом в аэропорт "Кольцово". Именно вокруг этого вопроса сегодня как-то вдруг и ни с чего разгорелись страсти.
Предыстория
В рамках одной из программ Стратегического плана развития Екатеринбурга (она называется "Международный транспортно-логистический центр") был разработан проект под названием "Модернизация железнодорожного узла". Пуск электрички до Кольцова предусмотрен именно этим проектом. И вопроса здесь никакого нет. Что в плане записано - будет сделано. Тут дело не в стратегии, а в тактике.
Руководство Свердловской железной дороги обвинило городскую власть в бездействии. Назвало последнюю главным тормозом проекта запуска электропоезда. Мы попробовали разобраться в сложившейся ситуации объективно. И с точки зрения городской администрации, и с точки зрения железнодорожников. Но критерием оценки избрали точку зрения потребителя. Да-да, именно потребителя услуг, простого горожанина. И вот что мы увидели...
План - закон.
Предполагается, что участниками проекта станут администрация города, правительство области и управление Свердловской железной дороги. Поскольку срок разработки проекта назначен на 2004 год, согласительная комиссия будет сформирована из вышеуказанных участников уже в первом квартале этого года. Реализация проекта начнется в 2005 году. Но вот точной даты отправления первого такого поезда назвать никто не берется: ни городская администрация, ни наши высокопоставленные руководители в управлении СвЖД.
- Во-первых, сначала необходимо построить второй путь на "северном обходе", - рассказывает ведущий специалист комитета по транспорту и связи администрации города Евгений Селетков. - Во-вторых, вынести станцию Свердловск - Товарный в район станции Гипсовая. Зачем это нужно сделать? А все для того, чтобы разгрузить "главный ход", который проложен через центр города и по которому предполагается пустить электропоезд до Кольцова. Нельзя сейчас пускать такую электричку, потому что линия эта и так перегружена. Вот когда все товарные составы пойдут в обход города, график движения поездов по "главному ходу" станет не таким интенсивным, после этого и можно будет говорить о пуске скоростной электрички.
И ходить она сможет, как считает Евгений Витальевич, так же часто, как трамвай. Примерно то же самое говорили нам в частных беседах и технические специалисты на железной дороге.
Кстати, в Екатеринбургской городской Думе недавно состоялись вторые депутатские слушания проекта Генерального плана развития Екатеринбурга, на которых городские парламентарии как раз и знакомились с развитием инженерной и транспортной инфраструктуры города. Проект генплана представила заместитель главного архитектора города Надежда Лыжина. Исходя из ее доклада, приоритетами развития в ближайшие 20 лет станут:
1. Превращение аэропорта "Кольцово" в международный центр;
2. Создание новых схем транспортировки железнодорожных грузов, минуя центр города;
3. Введение нового вида транспорта - городской электрички.
Нужно признать, что технически для железнодорожников пустить такую электричку сегодня возможно. И даже, судя по их настрою, они готовы это сделать. А затем отбить телеграмму наверх. Мол "подтверждаем делами", "осуществили масштабный проект", ну и так далее в духе предвыборной риторики. Рассказать об этом свердловчанам... и местные позиции укрепить. Но никому не говорить о затратах и доходах. Потому что на сегодняшний день реализация проекта будет убыточной для всех участников.
Если раскинуть мозгами
Когда начинаешь говорить со специалистами, то они используют каждый свою терминологию, графики и, пожалуй, только им понятную логику цифр. Цифры по-разному повернуть можно, но потребителя волнует только одно: есть у него продукт, которым он сможет пользоваться, или его нет. Вот и мы, встав на сторону потребителя, постараемся обойтись без расчетов, а руководствоваться простой житейской логикой.
Зададим себе вопрос. Нужен ли нам так срочно этот вид транспорта? Положа руку на сердце, ответим себе честно: уже пущенный в Кольцово транспортный поток с тем количеством пассажиров, который туда едет, пока справляется. Ночью - хуже, днем - лучше, но справляется. Резкого увеличения количества пассажиров в ближайшее время не ожидается. Только после пуска в районах Сортировки и Кольцова крупных логистических центров количество пассажиров возрастет, и то не в один момент, а постепенно. Деловые люди на машинах ездят, им этот поезд не нужен. А крупной жилищной застройки в этих районах в ближайшем будущем не планируется. Следовательно, пассажиропоток будет расти медленно. Это первое логическое умозаключение.
Во-вторых, электричка - как ни крути - не автобус и даже не трамвай. И если человеку, живущему на Сортировке, нужно попасть в центр города, то на электричке он сделать это не сможет. Нужны пересадочные узлы, нужны дополнительные посадочные пункты (платформы), кассы на них и много еще чего. И это "много чего" потребует прокладки инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения. Придется изменить схемы движения общественного городского транспорта, подводя их к платформам "городского трамвая", построить для этого автомобильные подъезды и обозначить остановки павильонами. Дороги и остановки нужно освещать, убирать, охранять там общественный порядок. Это требует финансовых затрат. И немалых. Не говоря уже о том, что нужно подумать об архитектурных, экологических и других составляющих проекта. Даже о том, что перенос автобусной остановки на 50 метров в сторону может вызвать шквал звонков и писем в администрацию города с выражением неудовольствия. Все вместе - это целый комплекс проблем, который требует совместных решений. И главное - какие доходы получит городской бюджет от этой электрички? Вопрос не праздный, хотя, может быть, железнодорожникам он и не понравится. Деньги-то за проезд через их кассы пойдут. А обслуживание этого "много чего" - за счет городского налогоплательщика. Или нам поможет инвестор? Даже если и так, то все равно мне как горожанину интересно: а город-то что со всего этого иметь будет?
Кстати, об оплате. ЖД транспорт требует больших затрат, чем общественный. И цена билета на такой поезд сегодня раза в два превысит стоимость проезда по тому же маршруту на общественном транспорте.
Раньше и нынче
Заглянем в конец 19-го - начало 20-го века. Купцы русские, когда замахивались на что-то серьезное, создавали акционерные общества. Доходы делились между каждым из участников согласно вкладу в совместно организованное дело. Даже бумажки не всегда писали, словом купеческим обходились. Обманувшему раз - кто поверит? Они были мудры и историю в спину не подталкивали. А в нашем случае идет какой-то не совсем понятный кавалерийский наскок: давай-давай! Куда торопимся? Пожара никакого нет, а дело серьезное. Столько ошибок нагородить можно, что потом наплачешься. Нужна кропотливая работа в согласительных комиссиях, спокойный поиск инвесторов для реализации проекта, расчет окупаемости. Когда мы в городской администрации поинтересовались приблизительными цифрами, то нам ответили, что расчеты начинать еще рано, так как заинтересованные стороны еще даже не начали обсуждать проект.
К чему бы все это?
Конечно, к выборам хочется организовать что-то грандиозное, величественное. Например, отчитаться о пуске скоростного электропоезда. А потом втихую свернуть проект из-за отсутствия рентабельности. В данном случае городская администрация стоит на стороне потребителя, горожанина, своего налогоплательщика. Не тормозит проект, а как раз наоборот - работает. И обвинения в ее адрес со стороны руководства железной дороги, озвученные со страниц прогубернаторского издания, с точки зрения налогоплательщика и потребителя, неправомерны.
Сейчас есть более насущные вопросы, которые тоже нужно совместно и системно решать. Хотя бы проблемы ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций в Железнодорожном районе. Пользы для горожан от этого будет несколько больше, чем от помпезных предвыборных памятников. И воспринято это людьми будет только "на ура". Торопливость же начальника СвЖД Александра Мишарина в отношении проекта "городского трамвая" не совсем понятна. Может быть, это политический пиар в преддверии выборов в областную Думу? Может быть, это желание получить денег как можно больше и как можно скорее? Или это желание побыстрее сменить уральский инвестиционный климат на московский? Кто знает? Возможно и то, и другое, и третье сразу.