В I квартале 2008 года, по данным ОАО "РЖД", по российским железным дорогам перевезено 339,8 млн тонн грузов (+5,3% к аналогичному периоду 2007-го). Грузооборот (без учета пробега арендованных и собственных вагонов в порожнем состоянии) увеличился на 9,6% соответственно
Основная прибавка обеспечена за счет доставок строительных грузов (+13,2%) и промышленного сырья (+ 17,6%). Заметно выросли перевозки нефти, чертих металлов и каменного угля. Развитие отечественной промышленности приводит к тому, что железнодорожники уже который год бьют прежние рекорды по суточной погрузке товаров в вагоны.
Снижающийся курс доллара по отношению к рублю приводит к росту потребления в России зарубежной продукции. Поэтому неудивительно, как заметил первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов, что импорт по отечественным стальным магистралям увеличился на 23,9%, а экспорт - всего на 2,1%.
Курс на Запад
Эксперты полагают: такие результаты достигнуты во многом благодаря тому, что многие грузовладельцы спешат с перевозками своих товаров перед летним повышением железнодорожных тарифов. Однако само это повышение они, по-видимому, вполне переживут.
Есть косвенный, но вполне надежный индикатор грузоперевозок - динамика транзита. Его объем незначительный. Сейчас это 2,3% от всех железнодорожных транспортировок. Доля транзита в последнее время медленно, но увеличивается. В частности, в I квартале 2008 года транзитные перевозки выросли на 28,4%. И, судя по годовым контрактам, их объемы будут расти.
Есть, правда, опасения, что настроения владельцев транзита в перспективе могут измениться под влиянием политики трансокеанских морских операторов. Но этот эффект скажется только в перспективе.
Вместе с тем в России придется балансировать на гонкой грани, когда дело касается железнодорожной тарифной политики. Своеобразным индикатором предела нагрузки, который способны выдержать отечественные предприниматели, можно считать темпы роста перевозок к российским морским портам и через погранпереходы.
В 2008 году объем международных перевозок в первом направлении увеличился на 5,7%, во втором - на 6,1%. И это на фоне неблагоприятной в целом картины для грузоперевозок через порты стран Балтии. Можно сказать, если грузы все-таки поворачивают туда, то, значит, отечественные терминалы начинают проигрывать им по стоимости общих транспортных издержек, в которых не последнюю роль играет железнодорожная составляющая.
Фактически в ОАО "РЖД" подходят к некоему пределу в ценовой нагрузке на грузовладельцев. Однако решать проблему придется на государственном уровне. Но этот процесс затягивается.
Диалектика партнерства
Динамика развития морских портов сильно влияет на общие показатели работы российских стальных магистралей. Отношения ОАО "РЖД" со стивидорами складываются в целом успешно. Однако многие сложности при взаимодействии РЖД с портами остаются прежними. Они вытекают ил неравномерности загрузки портов, что создает неудобства железнодорожникам при оптимизации грузопотоков. На Северо-Западе, например, в 2008 году оказались загружены меньше, чем ожидалось, портовые комплексы Кандалакша, Калининград и Выборг.
Причины - недостаточное соответствие их технического уровня требованиям к качеству внешнеторговых перевозок, медленная обработка вагонов и флота. Третья причина - расположение накопительных складов на территории российских портов. Грузоотправители именно в них формируют грузовые партии в зависимости от мировой конъюнктуры. Это загромождает порты, снижает грузооборот на причалах.
На Западе уже давно найден выход из положения: там построены так называемые сухие порты - накопительно-распределительные логистические комплексы (хабы). Они вынесены за границы работы стивидоров. А грузы оттуда поступают лишь в момент погрузки на торговые суда.
Создание аналогичных комплексов в РФ пока так и остается в виде идеи, хотя, как ожидалось, в 2008-м заинтересованные стороны должны были при содействии государства перейти к практическим проектным разработкам.
Возведение сети хабов один из механизмов для выработки согласованного подвоза грузов в пункты их перевалки. Перед Минтрансом РФ поставлена задача создания единого транспортного процесса, который позволил бы снизить общую стоимость транспортной составляющей в цене конечной продукции.
Только в I квартале 2008 года из-за перегрузок на отдельных участках было введено в действие 116 конвенций (запретов на уже согласованный объем отправки) в адрес припортовых станций, из-за которых потери железнодорожников оцениваются в 1,2 млрд руб. (48% от общесетевых недополученных доходов).
Разумеется, экономические издержки от подобных сбоев несут также и грузовладельцы, и экономика страны в целом.
Инвестиции - в подходы к причалам
За последнюю пятилетку в ОАО "РЖД" направили на развитие железнодорожной инфраструктуры транспорта на подходах к портам более 150 млрд руб. Самые крупные проекты на Северо-Западе - это усиление подходов к портам Усть-Луга и Высоцк, а также укрепление Мурманского узла.
В целом па период до 2015 года в развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам запланированы инвестиции, превышающие 1,35 трлн руб. (за счет всех источников финансирования). Однако не всегда железнодорожники удовлетворены отдачей от вложенных средств.
То, что они окупятся, сомнений не возникает. К 2010 году грузооборот российских портов, по расчетам начальника управления инвестиций ФГУП "Росморпорт" Олега Ковальчука, превысит 583 млн тонн.
Об этом было заявлено на конференции "Северное измерение": Транспорт. Логистика. Инвестиции", которая в мае прошла в Петербурге. Вопрос в том, чтобы рост грузооборота портовиков точнее увязывался с инвестиционными проектами железнодорожников.
Для этого государство должно эффективнее регулировать работу всей системы портового хозяйства РФ. Один из инструментов - создание портовых ОЭЗ. По мнению статс-секретаря, заместителя министра транспорта РФ Сергея Аристова, у портов Северо-Запада в этом плане есть приоритет. Ведь морские терминалы обслуживают не только потребности экономики России, но и участвуют в формировании обновленной модели взаимодействия России с Европой, в которой транспорт играет ключевую роль.
Остается добавить, что объем погрузки в Октябрьской железной дороге - филиале ОАО "РЖД" за 4 месяца 2008 года вырос до 36,9 млн топи (+5,7% к аналогичному периоду 2007-го). Основную прибавку обеспечили дороге металлы, стройматериалы, древесина и лесопродукция, продовольствие.
Неплохими темпами увеличивалась погрузка мин-удобрений и наливных грузов. Проявилась общая для сети стальных магистралей тенденция: во многом положительную роль в отправках грузов сыграло развитие партнерства железнодорожников с морскими портами.