ДОРОГА - ЭТО ЖИЗНЬ!
Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года предусматривает 2 варианта - минимальный и максимальный. При этом выбор параметров будет на практике зависеть от того, по какому пути станет развиваться в этот период страна. Минимальный вариант предполагает, что экономика России по-прежнему будет базироваться в основном на экспорте сырья. Согласно этому варианту к 2030 году грузооборот на железнодорожном транспорте вырастет по сравнению с 2007-м в 1,46 раза, а пассажирооборот - в 1,16 раза.
Максимальный же вариант, нацеленный на то, что Россия в значительной степени переориентирует свою экономику на производство различных машин, оборудования и других промышленных изделий (инновационный путь), предусматривает увеличение грузооборота в 1,58 раза и пассажирооборота - в 1,33 раза.
Если говорить об определенных этапах развития железнодорожного транспорта, то Стратегия делит весь период до 2030 года условно на две части. Работы, проведенные в 2008 - 2015 гг., будут составлять первый этап, суть которого - модернизация железнодорожной сети. Второй этап, с 2016 по 2030 год, представляет собой период динамичного расширения железнодорожной системы России. При этом целый ряд наиболее крупных строек будет проходить частично и на первом, и на втором этапах.
Всего по минимальному варианту Стратегии к 2030 году планируется построить 16 тыс. км новых железнодорожных линий. Сам факт прокладки такого количества путей весьма знаменателен, ведь в минувшие полтора-два десятка лет сколько-нибудь масштабного железнодорожного строительства не велось, а, наоборот, сеть сократилась на 2,5 тыс. км.
Стратегия означает не просто ряд планов и проектов. Это начало новой эпохи по дальнейшему освоению российских земель и приходу сюда вместе с железной дорогой, без преувеличения, и новой жизни.
Также Стратегия предусматривает усиление и модернизацию многих существующих линий, в том числе строительство вторых и третьих путей, электрификацию участков, оснащение их автоблокировкой. Весьма большое значение придается строительству обходов крупных железнодорожных узлов, например Московского, Омского, Пермского, Калининградского, Краснодарского, Саратовского, Читинского и др. Объемные работы предстоит выполнить по реконструкции инженерных сооружений, превысивших нормативный срок эксплуатации, - мостов, тоннелей и др. Эти меры в комплексе дадут возможность увеличить пропускную способность данных линий и узлов с обеспечением большей безопасности движения.
Строительство новых и реконструкция действующих железнодорожных линий распределены по этапам, исходя из приоритетности их введения в эксплуатацию. Приоритет будет отдаваться технологическим линиям, обеспечивающим растущие потребности экономики в перевозках и не допускающим инфраструктурных ограничений экономического развития России.
ВРЕМЯ ИННОВАЦИЙ
Достижение нового уровня эффективной работы железнодорожного транспорта невозможно без внедрения передовых технологий и материалов. Стратегия предусматривает разработку и применение целого ряда технологических новшеств. Будут построены автоматизированные центры управления движением поездов с использованием спутниковых технологий. На целом ряде полигонов уже в ближайшие годы начнется внедрение автоматического управления локомотивами. Безбумажный документооборот полностью вытеснит старые технологии.
В период до 2030 года будет организовано производство подвижного состава нового поколения. Это прежде всего мощные, экономичные пассажирские и грузовые локомотивы, несколько серий которых уже разработаны на российских машиностроительных заводах и в течение ближайших пяти лет займут доминирующее положение на Российских железных дорогах. Пассажирский подвижной состав пополнится двухэтажными вагонами, новыми межрегиональными электропоездами со скоростью 160 км/час и высокоскоростными поездами со скоростью до 350 км/час. Грузовые вагоны смогут передвигаться со скоростью 140 км/час, они будут оборудованы кузовами из алюминиевых сплавов и оснащены раздвижными колесными парами для международных перевозок.
Стратегия предполагает, что новые современные типы подвижного состава будут создаваться на основе кооперации российских и зарубежных машиностроителей с производством техники, как правило, на территории России и использованием передовых технологий ведущих мировых компаний. Параллельное выполнение также утвержденной правительством Стратегии развития транспортного машиностроения РФ в 2007 - 2010 гг. и на период до 2015 года позволит преодолеть такие недостатки российского машиностроения, как нехватка производственных мощностей, техническое и технологическое отставание продукции, неудовлетворительные объемы инвестиций.
При этом заказ российских транспортных компаний на технику, который предусматривает Стратегия до 2030 года, создает хорошую основу для наращивания мощностей машиностроительных предприятий России. Документ определяет потребность железнодорожного транспорта в обновлении подвижного состава в 2008 - 2030 гг. при минимальном варианте развития в следующих объемах: локомотивы - 21,7 тыс. ед., грузовые вагоны - 777,3 тыс. ед., пассажирские вагоны - 21,8 тыс. ед., моторвагонный подвижной состав - 21,5 тыс. ед. При максимальном же варианте эти параметры достигают соответственно 23,4 тыс. ед., 996 тыс. ед., 23 тыс. ед., 24,5 тыс. ед.
Важной инновационной составляющей Стратегии являются планы по созданию на российских железных дорогах эффективной логистической системы, то есть прежде всего сети грузоперерабатывающих терминалов, предоставляющих широкий спектр складских, таможенных и сопровождающих услуг. Также предусматривается внедрение современных логистических технологий управления грузопотоками и главное - предоставление клиентам комплексных услуг по перевозке грузов «от двери до двери» по принципу «одного окна» и др.
Первоочередным проектом в этой области является строительство терминально-логистических центров в наиболее крупных транспортных узлах страны с созданием опорной сети из 35 - 40 центров, в частности в Москве (Кунцево, Курская), Московской области (Белый Раст), Ленинградской области (Шушары), а также в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Иркутске и др.
В БОРЬБЕ ЗА СКОРОСТЬ
Отдельно следует отметить планы по развитию скоростного (160-200 км/час) и высокоскоростного (200-350 км/час) железнодорожного движения. Россия с ее просторами словно создана для высоких скоростей. Однако в последнее двадцатилетие реальных значительных результатов здесь достигнуто не было, несмотря на то что задача по созданию специализированной высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург поставлена была.
Выполнение планов Стратегии должно положить конец столь значительному отставанию России в этой сфере и позволит ей стать членом клуба стран с высокоскоростными железными дорогами. Всего предусматриваются 3 комплекса системных программных мероприятий, направленных на повышение скоростей движения.
Во-первых, это повышение маршрутных скоростей дальних пассажирских поездов. Такая мера будет возможна за счет увеличения пропускных мощностей магистральных линий и железнодорожных узлов, использования подвижного состава нового поколения и др.
Во-вторых, организация скоростного железнодорожного движения после специальной реконструкции действующих линий между крупными региональными центрами поездами со скоростью 160-200 км/час. Одним из приоритетных здесь является направление Центр - Юг (в частности, Москва - Адлер), а общая протяженность скоростного полигона составит около 11 тыс. км.
В-третьих, собственно строительство специализированных высокоскоростных магистралей, на которых обеспечивается движение со скоростями до 350 км/час. Самым приоритетным проектом, причем по минимальному варианту и уже на первом этапе до 2015 года, здесь по-прежнему остается создание ВСМ Москва - Санкт-Петербург (659 км). При этом время нахождения в пути планируется сократить до 2 часов 30 мин. (Сегодня на действующей линии Октябрьской железной дороги оно составляет для дневных скоростных поездов 4 часа 30 мин.)
Кроме того, в максимальном варианте значатся также проекты строительства высокоскоростных линий Москва - Нижний Новгород (время нахождения в пути 1 час 40 мин.) и Москва - Смоленск - Красное (около 2 часов).
Необходимые инвестиции в строительство высокоскоростных магистралей оцениваются по максимальному варианту на уровне 1261 млрд рублей, по минимальному - 565 млрд руб.
ТРАНСПОРТ НА ЭКСПОРТ
Российские железные дороги являются органичной частью мировой транспортной системы, а следовательно, важнейшими стратегическими задачами здесь выступают развитие международной деятельности ОАО «РЖД» и повышение его конкурентоспособности. На период до 2030 года предусматриваются такие направления, как развитие международных транспортных коридоров, проходящих через территорию
России, транспортное обеспечение внешнеэкономических связей страны, создание логистических центров за рубежом с продлением железнодорожных линий колеи шириной 1520 мм на территорию государств Европы и - Корейского полуострова, углубление сотрудничества с крупнейшими международными транспортными компаниями, включая осуществление совместных проектов по инфраструктуре, подвижному составу, логистике, совершенствованию правовой базы, участию в капиталах и др. Особо следует отметить перспективу развития партнерства со странами, имеющими ширину колеи, как в России, - 1520 мм, то есть бывшими советскими союзными республиками.
Одним из наиболее приоритетных направлений международной деятельности ОАО «РЖД» будет дальнейшая работа по привлечению транзитных грузов или, иными словами, по развитию экспорта транспортных услуг. Это позволит Российским железным дорогам и другим транспортным компаниям привлечь дополнительные средства в развитие своего сервиса, что пойдет на пользу прежде всего отечественным пассажирам и грузовладельцам.
ЦЕНА ВОПРОСА
Какие же потребуются средства для реализации Стратегии? Документ подчеркивает, что указанная стоимость запланированных работ и закупок носит рекомендательный характер и оценена ориентировочно, поскольку подлежит уточнению при формировании конкретных инвестиционных проектов и программ. Объем инвестиций на развитие железнодорожного транспорта на 2008 - 2030 гг. по минимальному варианту составляет 11,4 трлн руб., в том числе на 2008 - 2015 гг.
- 5,1 трлн руб. (из них на развитие железнодорожного транспорта необщего пользования, или промышленного,
- 954,7 млрд руб.) и на 2016 - 2030 гг.
- 6,3 трлн руб.
Максимальный вариант предусматривает общую сумму инвестиций в размере 13,8 трлн руб., в том числе на 2008 - 2015 гг. - 5,2 трлн руб. (из них на развитие железнодорожного транспорта необщего пользования - 1054,1 млрд руб.) и на 2016 - 2030 гг. - 8, 6 трлн руб.
Очень характерным является то, что средства пойдут из разных источников: ОАО «Российские железные дороги», федерального и региональных бюджетов, заинтересованных частных промышленных и инвестиционных компаний.
ПРОГНОЗЫ И ОЖИДАНИЯ
Каких же конкретных результатов следует ожидать от реализации планов Стратегии? Будет укреплена инфраструктурная основа для обеспечения территориальной целостности и обороноспособности страны, снижены территориальные диспропорции, созданы условия для ускорения роста российской экономики. Железнодорожный транспорт будет обслуживать 80 из 83 субъектов Федерации. Плотность сети к 2030 году будет увеличена на 24% при полной ликвидации ограничения пропускной и провозной способности.
Будут обеспечены потребности экономики страны в перевозках с одновременным доведением их качества до мирового уровня. Скорость доставки грузов в среднем возрастет более чем на 23%, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки, - в 3,5 раза. В установленные сроки будет доставляться 97% отправок. Экспорт транспортных услуг за счет роста транзитных перевозок возрастет более чем в 2,8 раза.
В результате реализации Стратегии будут существенно улучшены возможности граждан в передвижении. При увеличении пассажирооборота на 33% возрастут и качественные показатели пассажирских перевозок. Средняя скорость поездов в дальнем следовании возрастет на основных направлениях до 72 км/час. Мощный импульс получит развитие скоростного пассажирского сообщения, полигон которого будет увеличен в 17 раз (с 650 до 10 917 км). Будут созданы высокоскоростные железные дороги (до 350 км/час), полигон которых к 2030 году при выходе на максимальный вариант превысит 1,5 тыс. км.
Предусматривается повышение экологичности и экономичности железнодорожного транспорта, а также обеспечение безаварийного движения. Объемы вредных выбросов будут снижены более чем в 3 раза. Удельный расход электроэнергии на тягу поездов сократится на 14,4%, а топлива-на 9,1%.
На основе повышения эффективности работы модернизированных железных дорог при динамичном росте объемов перевозок доля затрат на железнодорожные перевозки в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны сократится в 1,8 раза, что позволит высвободить к 2030 году финансовые ресурсы в размере 2 трлн рублей по максимальному варианту. За период реализации Стратегии с учетом сроков окупаемости проектов мультипликативный эффект для всей экономики Российской Федерации составит около 40 трлн рублей.
Таким образом, в результате реализации Стратегии будут созданы транспортные условия для обеспечения динамичного развития экономики страны, роста внутреннего валового продукта в 4,5 раза и промышленного производства в 3,3 раза, а также для оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.
***
«Я очень рассчитываю на то, что те цели и задачи, которые мы ставим перед собой в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, будут ритмично исполняться. И только в этом случае мы сможем добиться результата, на который рассчитываем, - снижения энергопотребления железных дорог, увеличения протяженности, создания новых участков там, где их раньше не было, но которые крайне востребованы для развития экономики, и всех других позитивных составляющих Стратегии».
Владимир ПУТИН, председатель правительства РФ.
***
«Стратегия развития железнодорожного транспорта хорошо проработана и тесно увязана с долгосрочными планами развития автомобильного транспорта, морских портов и аэродромной сети. В нее включен и раздел по развитию железнодорожного транспорта необщего пользования. Самое главное - Стратегия дает ориентир для бизнеса».
Игорь ЛЕВИТИН, министр транспорта РФ.