Впервые пассажиры обычного столичного автобусного маршрута теперь могут во время поездки послушать экскурсию об истории и жизни Москвы. Специально подготовленную аудиоэкскурсию можно услышать на маршруте автобуса №12ц, который курсирует от станции метро «Китай-город» до Белорусского вокзала, по рабочим дням с 10:00 до 18:00. При этом стоимость проезда в автобусе осталась прежней. Стоит отметить, что на маршруте №12ц, который был открыт 3 мая 2005 года, работают только современные низкопольные автобусы малой вместимости «ПАЗ 3237», которые легко маневрируют в плотном транспортном потоке на центральных улицах города.
Автобус маршрута №12ц проходит мимо Кремля, Манежной площади, памятников Юрию Долгорукому и Пушкину, Музея современной истории, Государственной думы, Большого и Малого театров, Политехнического музея и других памятников истории и культуры, расположенных в самом центре столицы. По словам члена Союза театральных деятелей России Сергея Горбунова, данный маршрут уникальный, т.к. он проходит в историческом центре Москвы, а в пути следования пассажиры теперь имеют возможность получить информацию об истории города. «Все достопримечательности связанные с маршрутом, попали в текст записи», - сообщил Горбунов. Он отметил, что из-за того, что между остановками небольшие интервалы, тексты приходилось резать и сокращать, чтобы уложиться в интервальный отрезок.
«Не чаще одного раза в месяц мы планируем менять информацию, чтобы постоянным пассажирам, она не надоедала», - сказал Сергей Горбунов. Кроме того, по его словам, если проект найдет положительный отклик у пассажиров, в дальнейшем экскурсионным сопровождением оборудуют и другие маршруты. «К примеру, очень хорошо сюда впишется автобусный маршрут «К», - заметил член Союза театральных деятелей России.
По его мнению, автобусным маршрутом №12ц в большинстве пользуются иногородние граждане, которым информация, звучащая в автобусе будет интересна и познавательна. Однако как удалось выяснить корреспонденту Транспортного сервера Москвы, это далеко не так. Не один из иногородних граждан, опрошенных в салоне автобуса, не назвал идею экскурсионного сопровождения положительной. «Я считаю, что в салоне должна звучать только информация о наименовании остановок», - сказала Александра из Пензы.
В свою очередь, московские пенсионеры встретили нововведение на «ура». Как рассказала Наталья Сергеевна, информация звучащая в салоне очень нравится. «Я хоть и родилась в Москве, но пока проехала на маршруте три остановки, узнала много нового. В частности, мне очень понравилось послушать историю о Садовом кольце», - заметила пенсионерка. Ее слова поддержал и работающий курьером Александр. По его словам, во время движения очень интересно послушать историческую информацию о Москве. Такое же мнение высказали еще шесть опрошенных пассажиров, лишь только Марина Петровна отметила, что из-за проблем с ее здоровьем, слушать лишнюю информацию для нее проблемно. «Два года назад, мне бы это все понравилось, но сейчас», - добавила она.
Правда стоит отметить, что для того, чтобы послушать экскурсию о Москве, необходима еще и доля удачи. Потому что далеко не все водители включали сегодня аудиокассеты с информацией. По словам водителя Игоря Пусенко, интервалы между остановками слишком маленькие и не рассчитаны на озвучивание дополнительной информации, которая записана на большее время. «Я считаю, что необходимо было выделить два автобуса с маршрута и на них устраивать полноценные экскурсии, а для обычного маршрута это не годится», - сказал он.
Стоит заметить, что не всегда информация звучащая в салоне соответствовала местам проезда маршрута. Так в частности, отъехав от Белорусского вокзала, пассажиры могут услышать сообщение, взятое с лент информационных агентств о полномасштабной реконструкции площади у вокзала, а вовсе не об истории тех мест. Далее идет информация об истории становления Москвы столицей России, о первом упоминании Москвы в летописях и только начиная с Триумфальной площади, рассказывается действительно о тех местах, которые проезжает автобус. Но если говорить в общем, то информация действительно интересная и познавательная.
Между тем, все пассажиры едино высказались о необходимости маршрута автобуса №12ц и удобстве самого автобуса. «Троллейбус иногда приходится ждать днем по 40 минут, а автобус исправно курсирует через каждые 10-15 минут, что очень удобно», - заметила Альбина Григорьевна. По словам Александра, из-за того, что автобус низкопольный, им очень удобно пользоваться инвалидам и пенсионерам.
Отметим, что автобус «ПАЗ-3237» имеет длину 7,75 м, что облегчает его маневрирование в плотном транспортном потоке, а низкое расположение пола салона (всего 36 см) облегчает посадку и высадку пассажиров с ограниченными возможностями и пожилых людей. Вместимость салона автобуса 55 человек, из них 17 мест - места для сидения. По мнению водителя Игоря Пусенко, автобус очень удобный в управлении по сравнению с обычным «Икарусом». Единственный недостаток с точки зрения пассажира на первый взгляд, это духота в салоне автобуса в жаркое время года из-за маленьких оконных форточек.
Сам автобусный маршрут курсирует ежедневно с 7:00 до 20:00 с интервалом 10-17 минут.