В подземке уничтожат все живое, кроме пассажиров. ИЗВЕСТИЯ

Столичные подземелья оккупировали мадагаскарские тараканы, временами совершающие единичные вылазки на поверхность. Энтомологи уверены: виновниками нашествия экзотических насекомых стали туристы, которые завезли в каменные джунгли столицы толику заморской фауны, а влажная и теплая атмосфера московского метро идеально подошла для их размножения. В свою очередь в метрополитене заверяют, что скоро ползающим, а также любым другим тварям, кроме человеческих, будет дан решительный отпор - в подземке внедряется уникальная система очистки составов и внутренних помещений с помощью ультрафиолета.

Чаще всего мадагаскарские тараканы встречаются на станциях "Пушкинская", "Тверская" и "Лубянка"

- Мода на экзотику началась после перестройки. В начале 90-х клетки с большими мадагаскарскими тараканами в дань моде устанавливали в офисах и ресторанах, - рассказал "Известиям" ведущий специалист биологического факультета МГУ Дмитрий Жужиков.

Изначально обитающие в земельной подстилке, тараканы стремились укрыться в подвалах. Но нормально существовать в холодных подземных коридорах и конкурировать при этом с крысами им было не под силу. На помощь насекомым пришло метро. По мнению энтомологов, в тоннелях и внутренних помещениях метрополитена есть все условия для их существования - комфортная температура и необходимая влажность, поддерживаемая множеством подземных источников. С пищей тоже проблем нет: биологические продукты жизнедеятельности, выбрасываемые на улицы через канализацию и пустоты, попадают в московский грунт, в котором и обитают бескрылые.

Познакомиться с ними поближе может каждый. Чаще всего мадагаскарских тараканов можно увидеть на станциях "Пушкинская", "Тверская", "Лубянка". Их высокая концентрация в этом районе обусловлена большим количеством ветхого жилого фонда в центре города.

- В подземку бескрылые попадают через многочисленные трещины и лазы, ведущие в тоннели, - поясняет руководитель Центра подземных исследованиий Вадим Михайлов.- Избавиться от насекомых не так просто. Московско-мадагаскарские тараканы более выносливые, чем их африканские собратья. Но бояться их не стоит, мадагаскарские тараканы, в отличие от рыжих обыкновенных, не являются переносчиками инфекций, не кусаются и весьма чистоплотны.

Бактерии уничтожит ультрафиолет

Куда опаснее невидимые глазу бактерии, уничтожить которые привычными химическими средствами до последнего времени было невозможно. Бороться с "мелкой заразой" в метрополитене решили современными методами. Вот уже несколько месяцев пассажиров, проходящих по переходу между кольцевой и радиальной линиями на станции "Павелецкая", интересует предназначение таинственных металлических ящиков, развешанных по стенам. Вчера завесу тайны приоткрыли.

- Это уникальные установки очистки воздуха, основанные на системе ультрафиолетового излучения, - поясняет один из разработчиков проекта Александр Карев. - На весь мир есть всего четыре компании, которые разрабатывают подобные установки, да и то лишь для самолетов и крупных предприятий. Цены варьируют от полутора до пяти тысяч долларов. Принцип работы системы напоминает кондиционер: вентилятор нагнетает воздух в светонепроницаемый ящик с ультрафиолетовой лампочкой внутри, где он и обеззараживается.

Впрочем, главное предназначение "подземного ноу-хау" - вовсе не очистка воздуха, а дезинфекция вагонов, поясняют создатели. Специально для этих нужд разработали новую модель, состоящую из восьми отдельных блоков, каждый из которых снабжен ультрафиолетовой лампой.

- Достаточно развесить блоки, включить лампы - и через 20 минут вагон будет абсолютно чист, - говорит заместитель начальника технического отдела метрополитена Сергей Терехов. - Никаких инфекций и бактерий. На весь состав уйдет от 4 до 5 часов. Правда, от обычной влажной уборки мы отказаться не можем, пыль ультрафиолетом не сотрешь.

Покататься в обеззараженных вагонах может любой желающий - каждый день по Калужско-Рижской линии бегают три очищенных ультрафиолетом состава. Если система себя оправдает, то в ближайшее время ее установят во всех московских метродепо.

- Нам многие предлагают построить небольшую камеру-солярий, в которой можно будет очищать вагон с внешней стороны, - говорит Терехов. - Но пока в этом нет необходимости. Снаружи бактерии никому не мешают. Другое дело - поручни эскалаторов, сейчас они очищаются ультрафиолетом лишь на двух станциях: "Китай-городе" и "Баррикадной".

Привет от станции "Сталинская"

Впрочем, обновляется не только система обеззараживания. Полным ходом идет сегодня реставрация станции "Семеновская", масштабные работы здесь проводятся впервые с 1943 года, когда она была торжественно открыта под соответствующим тому времени названием "Сталинская". Станция считается памятником архитектуры, поэтому главная задача проектировщиков - сохранить как можно больше деталей внутреннего убранства. После реконструкции вестибюль, витражи, мраморные стены и новые кассы будут полностью соответствовать первоначальному замыслу архитекторов. Метростроевцы, как и 63 года назад, заказали новые белые мраморные плиты на узбекском мраморном карьере Газган.

- Эскалатор демонтируем полностью - любая техника имеет свой предел, - рассказал "Известиям" директор управления "Метроинжреконструкция" Александр Мосолов. - Вместо старого эскалатора установим новую питерскую машину, которая будет сверкать нержавеющей сталью, как на новых станциях. Светильники тоже будут нового типа, правда, стилизованные под старые. А свод эскалаторного пролета закроем новыми алюминиевыми панелями.

Метростроевцы уверены, что обрушение эскалатора, как это недавно было в Баку, в московской подземке невозможно.

- В Москве в 1982 году на "Авиамоторной" из-за отказа эскалатора погибли 8 человек, - рассказал "Известиям" начальник участка Виктор Заболотский. - Там порвалась цепь, приводящая в движение ступеньки, они начали "складываться", а люди стали запрыгивать на балюстраду, которая не выдержала нагрузки. Большинство были задавлены массой навалившихся сверху. С тех пор технику серьезно реконструировали. Современные эскалаторы имеют несколько степеней защиты. Например, эскалатор моментально остановится даже в том случае, если скорости движения ступенек и поручня перестанут совпадать.

Строители постоянно натыкаются на приятные сюрпризы.

- Под эскалатором мы нашли старый билетик с надписью "Метрополитен им. Кагановича", на котором было нацарапано ручкой: "Встречаемся в 11.00. Одевайся теплее, на улице холодно", - рассказывают они. - В техпомещениях и пустотах между опорами эскалатора нашли забытые кем-то кирзовые сапоги и кирку.

Монтаж нового оборудования и реконструкция вестибюля станции "Семеновская" продлятся до 15 мая 2006 года, после чего станция вновь примет пассажиров.

Николай МОРОЗОВ, Богдан СТЕПОВОЙ

"Известия" от 8.07.05

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости